ООД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с русским народным женским костюмом» Подготовительная группа 6- 7 лет).
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Пахомова Наталья Георгиевна

 

Поддерживать интерес к национальной одежде, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с русским народным женским костюмом»

«Знакомство с русским народным женским костюмом».

(Воспитатель: Пахомова Наталья Георгиевна. Подготовительная группа 6- 7 лет).

Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа.

Задачи: поддерживать интерес к национальной одежде, познакомить с русской старинной одеждой (понёвный комплекс, уточнить детали одежды. Поддерживать желание самостоятельно читать, формировать умение менять силу и высоту голоса, темпа речи. Продолжать знакомить с новыми словами (понёва, завеска, покромка, кичка, кокошник). Приобщать к традиционной русской культуре на основе активного использования малых форм фольклора (народные поговорки, пословицы, загадки). Знакомство с традициями изготовления кукол-самокруток из ткани. Самореализация в процессе практической деятельности. Совместная творческая продуктивная деятельность: изготовление кукол-самокруток из ткани. Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Материал: русский народный женский костюм Воронежской области, кукла в русском народном костюме, атрибуты к игре «Прочти и покажи части народного костюма», загадки, скороговорки, пословицы, мультимедиа (ткацкий станок, прялка, плетение лаптей, вышивание, вязание, ткань, вата, нитки, запись

Словарная работа: обогащение словаря (понёва, завеска, покромка, кичка, кокошник).

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, продуктивная.

Детей встречает педагог в русском народном костюме.

- Здравствуйте ребята!

Как вы сегодня

красиво одеты!

А что вы скажите про мой наряд?

(Он необычный, красивый, сказочный)

- Да, он необычный. Это старинный русский народный костюм. Достался он мне, от моей прабабушки. В такой одежде в старину ходили русские люди в Воронежской области, а раньше говорили губернии.

(Показывая понёву) Как вы думаете, что это?

(Юбка)

- Это понёва, их носили женщины. Они шили понёвы из шерстяной ткани чёрного цвета, разбитой на квадраты. Украшали лентами. Красная - означала тепло, праздник. Жёлтый цвет олицетворял солнце, богатство. Голубой был символом неба, молодости. А как вы думаете, что означал чёрный цвет?

(Ответы детей)

Да, клетка символизировала чернозёмные поля, а полосы означали реки и дороги. А вы знаете, что выращивают на чернозёмных полях?

(картофель, капуста, свёкла, помидоры, огурцы и другие овощи)

Верно, но ещё с давних времён выращивают у нас вот что (Сто братьев в одну избушку соткнулись ночевать. (Зёрна в колосе). С неба солнце золотое

Золотые льет лучи. В поле дружною стеною золотые усачи. (Пшеница) Расколи его – будет зернышко. Посади его - будет солнышко. (Подсолнух)

Да, правильно. Теперь вы запомнили, что означают квадраты на понёве. А как называется эта часть костюма? (Показывая на рубаху)

Это рубаха. Шили их из льняной ткани, украшали вышивкой. Как вы думаете, для чего? Да, но не только для красоты. Вышитая одежда служила оберегом, пожеланием добра и благополучия.

(Показывая пояс-покромку) А это что?

Такие пояса назывались покромкой. Ткали их из чёрных нитей и тоже украшали цветной вышивкой и затейливыми узорами из бисера, концы его дополняли кисточками из цветной шерсти.

(Показывая завеску) А как называется эта деталь костюма? Да, сверху рубахи и понёвы одевали такие фартуки - передники, назывались – завеской

А на голове, женщины носили (платок). Покрывали его поверх кичек, кокошников. Посмотрите, во что обувались раньше. Это лапти. Плели их из лыка. Со ствола липы снимали кору, раньше в народе говорили «драли лыко».

Всю одежду делали сами.

(Иллюстрации: ткацкий станок, прялка, плетение лаптей, вышивание, вязание)

Ткали, пряли, плели лапти, вышивали, шили, вязали.

Во время работы, чтобы не было скучно - пели, шутили, скороговорки говорили. Ну-ка кто из вас скороговорки говорить горазд? Слушайте, запоминайте, да складно,быстро повторяйте.

У Ивашки рубашки, у рубашки кармашки. А вы скажите громко. А теперь повторите тихо и быстро. Молодцы, справились с заданием.

Когда пряли, пряжу сматывали в клубок. А я хочу предложить поиграть в народную игру ”Клубочек”

Уж я улком шла, переулком шла

Клубок ниточек нашла

Клубок катится, нитка тянется

Клубок дали-дали-дали

Нитка доли-доли-доли

Повторяется до тех пор, пока клубок не закрутится. А потом на этих же словах раскручиваются. Когда клубок раскрутился, все поднимают сцепленные руки вверх и говорят «я за ниточку бралась, тонка нитка, порвалась». Руки опускаются и расцепляются.

А сейчас я проверю, как вы запомнили части моего костюма.

(иллюстрация куклы в народном костюме)

Игра «Прочти и покажи части народного костюма».

Молодцы, вы теперь знаете, во что одевались люди в старину. А во что одеваются сейчас ваши мамы, наши гости. Мы назовём, если соберём вот эти картинки-половинки. Как назвать одним словом одежду, которую носили в стародавние времена? (Игра на магнитной доске: картинки современной и старинной одежды, мужской и женской). Найти половинки и объединить по группам.

В народе говорят: «Делу время – потехе час». По старинному обычаю, как водится, посиделки без игр не обходятся.

Игра «Добавлялки»

Игра «Узнай сказку»

Иллюстрация сказочного героя в русской народной одежде. Ребята, вспомните, что означала вышивка в русском народном костюме. Верно, но ещё женщины, вместе с детьми делали кукол, которые служили оберегами и приносили в дом счастье. Эти куклы оберегали детей от опасностей. Давайте и мы сделаем таких кукол, а подарим их нашим гостям, чтоб они их оберегали и приносили удачу.

К игре «Узнай сказку».

Сказки просят:- А сейчас

Вы, друзья, узнайте нас.

Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода в ямке от копытца! (“ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)

Красна - девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко! Слёзы льёт бедняжка! (“Снегурочка”)

Ах, ты Петя - простота, сплоховал немножко, не послушался кота, выглянул в окошко(“Петушок-золотой гребешок”)

А дорога-далека, а корзинка-нелегка, сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок(“Маша и медведь”) По тропе, шагая бодро, сами воду тащат вёдра(“По щучьему велению”)

Вымолвил словечко - покатилась печка. Прямо из деревни к царю да царевне. И за что, не знаю, повезло, лентяю. (“По щучьему велению”)

Загадки.

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (Морковь)

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня в них ищи. (Капуста)

И зелен, и густ, на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом (Картошка)

Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели. (Лук)

На грядке длинный и зелёный, а в кадке желтый и солёный. (Огурец)

Лежит хрюшка – желтое брюшко. (Кабачок)

Над землей – трава, под землей – алая голова. (Свекла)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Русская народная игрушка».

Обобщение знаний о глиняных игрушках - дымковских и филимоновских. Рассказ об истории богородского промысла, о сергиевопосадских деревянных игрушках.  Рассказ о самой популярной народной деревянн...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ "ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ ИЗБОЙ"

Дети познакомились с предметами русского быта. Беседовали о народном творчестве русского народа. Целью было обогащение словаря детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, новыми с...

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство со щенком» 2 младшая группа

По мотивам сказки Сутеева "Кто сказал "мяу"? "Задачи: Дать детям представление о детёныше собаки, внешний вид, движения, издаваемые звуки, о том, чем питается.Активизировать словарь:щенок, лакает, пуш...

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с календарем»

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с календарем»....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Знакомство с календарем" в старшей группе

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Знакомство с календарем" в старшей группе...

ООД по формированию целостной картины мира «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой» (средняя группа)

Цель: Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства; Програ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Русские народные традиции и фольклор" в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР.

Русский фольклор- одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей,формирует отношение к окружающему миру, играет ...