Консультация для педагогов ДОУ «Характеристика типов темперамента и особенности его проявления в дошкольном возрасте 3-7 лет»
консультация на тему

Туренко Ольга Алексеевна

Консультация для педагогов ДОУ «Характеристика типов темперамента и особенности его проявления     в  дошкольном возрасте  3-7 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_tipov_temperamenta_i_osobennosti.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому

развитию детей № 13 «Родничок» (МБДОУ д/с № 13)

г. Зеленогорск

Консультация   для воспитателей

«Характеристика типов темперамента и особенности

его проявления     в  дошкольном возрасте  3-7 лет»

                                                                                         

                                                                    Выполнила:

                                                                                      педагог-психолог

                                                                                      МБДОУ д/с № 13

                                                                                         Туренко О.А.

                                                                         

Зеленогорск, 2019 г.

     Темперамент – это те врождённые особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

     Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности.       Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

    В   дошкольном возрасте, в связи с расширением  сферы жизнедеятельности, особенности свойств темперамента ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками.  Весь состав свойств темперамента возникает не сразу,  а  разворачивается в определённой последовательности, которая  обусловлена   как общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности и психики ребёнка в целом, так и специфическими закономерностями созревания каждого типа нервной системы. К специфическим возрастным особенностям нервной системы детей раннего и дошкольного возраста относятся: слабость возбудительного и тормозного процессов. Их неуравновешенность, очень высокая чувствительность, более быстрое, по сравнению со взрослыми, восстановление сил. В связи с этим в детском возрасте   типологические  свойства ярче обнаруживаются у представителей уравновешенного, инертного и слабого типов, так как у них проявление типа контрастирует с возрастными особенностями поведения.

     Для  детей - сангвиников  характерно преобладание хорошего настроения, они жизнерадостны. Сангвиники  быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи, очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения.

     Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети - сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя, при этом,  яркие положительные эмоции. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью.   Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать.

     При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.

    У детей – холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень быстро реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе. На запреты взрослых выражают  бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, плохо засыпают и беспокойно спят. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

     Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражимость, эмоциональную сдержанность. Поэтому необходимо у такого ребёнка укреплять процессы  торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную деятельность в процессе труда, занятий, игр. С этой целью необходимо давать задания и требовать доводить начатое дело до конца.

     Дети – флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительностью, бедной мимикой. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.

     Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство; склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно надолго, основательно и прочно.

     В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи.

При правильном воспитании у флегматика легко формируется такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Но в неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфические отрицательные черты, как вялость, инертность, пассивность, лень.

    Таких детей в детском саду и семье считают «удобными», с ними мало хлопот. Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией. Безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать особенности детей в различных ситуациях, в разнообразных видах деятельности, не проявлять поспешность в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты наблюдений с наблюдениями своих коллег и членов семьи ребёнка.

     Дети - меланхолики  очень ранимы, долго помнят и переживают  обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. При поступлении  в детский сад долго не могут привыкнуть к новой обстановке, к коллективу детей, они тоскуют, грустят. Этот период бывает настолько длительным, что некоторые воспитатели начинают сомневаться, удастся ли сделать эти непривычные условия близкими для ребёнка. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии: ребёнок теряет в весе, нарушаются    аппетит и сон.

    У представителей этого типа темперамента психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а за тем и прекращение её. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке дети  с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно.  К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь у таких детей тихая, невыразительная.

    В неблагоприятных условиях жизни и деятельности на основе меланхолического темперамента могут развиться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, пессимизм. Но в благоприятных условиях, при правильном воспитании обнаруживаются ценнейшие качества личности меланхолика: мягкость, тактичность, деликатность, чуткость и отзывчивость: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую сам причиняет другим людям.

С возрастом темперамент всё труднее бывает различать, так как  его черты сливаются с образованными свойствами характера.

    Темперамент очень устойчив и изменяется только при длительных или очень сильных кратковременных воздействиях. Он несколько изменяется и с возрастом.

    При определении темперамента у детей важно учитывать их возрастные   особенности, а также руководствоваться жизненными показателями свойств нервной системы. Так, к жизненным показателям силы нервного процесса возбуждения относят сохранение высокого уровня работоспособности при длительной напряжённости в работе, устойчивый и достаточно высокий  положительный эмоциональный тонус, смелость в разнообразных и непривычных условиях; устойчивое внимание, как в спокойной, так и в шумной обстановке.

    Так, каждый наблюдательный человек замечает, что в детстве чаще встречаются сангвиники. А в старости – меланхолики. Однако это не снимает вопроса о различии темпераментов на каждом возрастном этапе развития личности.

    В процессе жизни и воспитания одни свойства темперамента развиваются, другие притормаживаются. Становление волевых свойств характера ведёт к овладению темпераментом, и поэтому бывает очень трудно выявить у взрослого. Например, человек очень уравновешен, ровен и настолько спокоен, что кажется типичным флегматиком или сангвиником, а на самом деле  он может  быть  и холериком, и даже меланхоликом, но благодаря волевому самообладанию научился сдерживать себя и управлять собой.

    Цель воспитания состоит в том, чтобы культивировать задатки, развивать положительные стороны темперамента и тормозить отрицательные, использовать природные свойства для формирования положительных свойств характера. Так, на почве флегматического темперамента с его природной энергичностью можно воспитать социально ценного активного человека, способного увлечённо и самозабвенно трудиться, высокие моральные качества товарищества, коллективизма и т. п.

    В зависимости от типа темперамента ребёнка необходимо использовать индивидуальные приёмы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера. Так, чтобы воспитать прилежание у меланхолика, в нём надо поддержать уверенность в себе, своих силах одобрением.

    На базе меланхолического темперамента воспитывается человек, способный к сопереживанию и сочувствию, с высокоразвитой совестью.

    На основе сангвинического ( по мнению И.П.Павлова, идеального) темперамента воспитывается оптимист, живой, весёлый человек, о котором говорят: «душа коллектива», контактный, предупредительный, хороший товарищ, друг. По отношению к сангвинику следует чаще проявлять строгость, над ним должен быть установлен систематический контроль.

    Конечно, ни родители, ни педагоги не выбирают детей по темпераменту. Воспитывать нужно всех, но по-разному. В дошкольном возрасте темперамент выражен ещё неярко. К специфическим особенностям  этого возраста относятся: слабость возбудительного и тормозного процессов; их неуравновешенность; высокая чувствительность; быстрое восстановление. Желая правильно воспитать ребёнка, родители и воспитатели учтут жизненную силу нервного процесса: сохранение работоспособности при длительной напряжённости работы, устойчивый и достаточно высокий положительный эмоциональный тонус, смелость в непривычных условиях, устойчивое внимание,  как в спокойной, так и в шумной обстановке.

    Индивидуальные особенности ребёнка, вызванные неуравновешенным состоянием нервной системы, требуют наиболее внимательного подхода к нему. Конечно, в каждом случае требуются определённые методы и приёмы, но есть и некоторые общие правила.

    Возбудимых детей необходимо оберегать от обилия развлечений, частой смены впечатлений и обстановки. Обращение с такими детьми должно быть спокойным и ровным. Для них чрезвычайно важен твёрдый режим с достаточным количеством времени для сна и отдыха. Безразличных, вялых детей нужно приобщать к коллективу, давать им поручения, привлекать к подвижным играм, побуждать к активной деятельности.

    Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринуждённо, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика   напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также  с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало.

    При работе с дошкольниками необходимо учитывать свойства их темперамента и возрастные особенности.

    Проведённый выше анализ  индивидуальных особенностей темперамента  детей дошкольного возраста, позволил выделить некоторые аспекты  для решения проблемы  учёта индивидуальных  особенностей в воспитании  детей дошкольного возраста.

- В зависимости от типа темперамента ребёнка, необходимо использовать индивидуальные приёмы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера.

- В процессе психолого-педагогической работы осуществлять коррекцию межличностного взаимодействия  в зависимости от типа темперамента -

холерикам и сангвиникам:

- включать в совместную деятельность интересными сюжетами, требующую сосредоточенности;

- обучать детей сопереживанию и сорадованию;

-приучать ребёнка радоваться успехам другого;

-создание положительных установок в отношениях со сверстниками;

- корректировать крайние проявления эмоций (громкий смех, плач);

- закреплять  и развивать положительные  переживания, связанные с успехом в общеполезном деле.

- использовать приёмы, основанные на мотивации: помощь другу; помощь группе; судья конфликта и др., чтобы ребёнок мог проявить  социально значимые  качества – качества инициатора;

- систематически поручать общественно-значимые дела;

флегматикам и  меланхоликам:

- привлекать к участию в общих праздниках, концертах;

-акцентировать внимание сверстников на их положительных  личностных качествах;

-учить рассказывать о собственных переживаниях, эмоциональных состояниях; - включать  в общение в условиях спокойного, доброжелательного внимания сверстников, одобрение взрослыми всех попыток к общению, контакту;

- переориентация отношений сверстников к ребёнку путём поддержки с помощью положительных оценок успехов в различных  видах деятельности;

- формировать положительную самооценку;

- создание ситуаций, требующих от детей проявления активности в общении со сверстниками;

Список использованной литературы.

   1. Ковалёв А.Г.Психология семейного воспитания. – Мн.: Нар. асвета, 1980.-256с.

   2.Ковальчук Я. И.Индивидуальный подход в воспитании ребёнка.: Пособие для воспитателя дет.сада.- 2-е изд. доп.- М.: Просвещение, 1985.-112с.

   3.Коломинский Я.Л., Панько Е.А.Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с. -190с.

   4. Крутецкий В.А. “Психология” Москва “Просвещение” 1988.

   5.Столяренко Л.Д.  Основы  психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.- 672с.

   6.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся  средних педагогический учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 336с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента".

В данном материале представлены основные типы темперамента и предложены рекомендации воспитателям для работы с детьми с разными типами темперамента....

Консультация для педагогов "Лингвистическая характеристика устной речи"

Консультация для педагогов "Лингвистическая характеристика устной речи"...

Консультация для педагогов "Создание условий для учета индивидуальных особенностей воспитанников на физкультурном занятии."

Очень важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы.  Все это помогает на практике правильно дозировать физические нагрузки на физкультурных...

Консультация для педагогов "Педагогический проект в ДОУ: структура, особенности оформления

Рекомендации для педагогов по  педагогическим проектам , его структуре и особенностям оформления...

Консультация для педагогов и родителей «Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента»

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения....