Консультация для педагогов "Лингвистическая характеристика устной речи"
консультация по логопедии по теме
Консультация для педагогов "Лингвистическая характеристика устной речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskaya_khar-ka_ustnoy_rechi.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Санькова Христина Викторовна
Лингвистическая характеристика устной речи
С точки зрения психологии, устная речь является специфической для человека формой общения людей с помощью языка. Лингвистика определяет язык как систему знаков, единиц разного уровня.
Знание системы языка позволяет логопеду строить процесс коррекции произношения с учетом проявления в речи всех его единиц. Лингвистическими единицами речи являются фонемы (смыслоразличительные звуки речи, специфические для каждого языка), лексемы (слова и словосочетания, образующие понятия), совокупность слов, фраз, текст.
По определению Ф.Ф. Pay, фонемой (от греческого phone – «звук») называется наименьшая единица звукового строя языка, способная служить для образования и различения значимых единиц языка — морфем и слов.
Каждая фонема характеризуется определенными акустическими и артикуляторными свойствами. Они претерпевают более или менее значительные изменения в зависимости от так называемых комбинаторных и позиционных условий (соседство с другими фонемами, местоположение в слове, степень ударности), в результате чего образуются варианты фонемы, или ее аллофоны. Так, в словах вес, весь и весьма мы встречаемся с тремя аллофонами [э], различение между которыми определяется характером следующей фонемы, а также тем, что в третьем слове фонема [э] является безударной.
Среди вариантов каждой фонемы выделяется один, основной, который слышится в таких фонетических условиях, где он меньше всего подвергается комбинаторным и позиционным влияниям. Основной вариант фонемы, или основной ее аллофон, звучит при изолированном произнесении звука.
В русском языке 42 фонемы: [а], [о], [у], [и], [э], [ы], [б] [б'], [п], [п'], [в], [в'], [ф], [ф'], [д], [д'], [т], [т'], [з], [з'], [с], [с'], [г], [г'], [к], [к'], [х], [х'], [ж], [ш], [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'], [й], [ц], [ч], [щ]. Обычно фонемы сами по себе не облечены значением и служат лишь материалом для образования знаменательных единиц речи — слов, морфем.
Наряду с фонемами, которые составляют основной элемент фонетической системы языка, существенными ее элементами являются словесное ударение и интонация.
Основой словесного ударения является слоговое строение слов. Слог меньше, чем слово и больше, чем фонема. Слог определяется как наименьшая естественно произносимая и воспринимаемая единица. Звуки, входящие в слог, обладают артикуляторным и акустическим единством. В слоге выделяют интенсивные и неинтенсивные звуки. Произнесение слога сопровождается единым мускульным напряжением, в котором выделяют три фазы: усиление напряжения, максимальное напряжение и ослабление.
В русском языке словесное ударение сводится к выделению одного из слогов посредством более громкого и длительного его произнесения.
Каждое самостоятельное слово вместе с относящимся нему служебным словом или частицей имеет свое ударение. Таким образом, число самостоятельных слов в произнесенной фразе определяется количеством словесных ударений, что в значительной мере способствует выделению слов из фразы в процессе ее восприятия.
Русское словесное ударение характеризуется равномерностью и подвижностью. В разных словах оно может падать на различные по счету слоги от начала слова. Кроме того, при изменении формы слова или образовании от него другого слова ударение может переходить с одного слога на другой (например, рука — руки, голова — головы). От места ударения зависит произношение гласных, которые в безударных слогах в большей или в меньшей степени редуцируются. В русском языке словесное ударение выполняет и смыслоразличительную функцию, дифференцируя слова (например, пили – пили, кружки — кружки).
Фонетическое оформление слова регулируется нормами орфоэпии. К числу орфоэпических норм русского языка относятся, например, разная степень редукции гласных в безударных слогах, оглушение звонких согласных в конце слова перед паузой или в середине слова перед глухими согласными, озвончение глухих согласных перед звонкими, смягчение согласных перед гласными переднего ряда и многие другие правила произношения. Однако само по себе правильное произношение может существенно видоизменяться в зависимости от стиля произношения.
Из разнообразных стилей произношения, встречающихся в жизни, Л.В.Щерба выделял два основных: «один — свойственный спокойной беседе людей, и другой, который мы употребляем, когда по каким-либо причинам хотим сделать нашу речь особо отчетливой, для чего мы ясно артикулируем все слоги каждого слова».
Если фонемы и словесное ударение представляют собой фонетические элементы, из которых построены слова и их формы, то интонация относится преимущественно к фонетической структуре фразы. Фраза определяется как смысловое единство, целостность и законченность которого выражается интонационными средствами. Наличие интонации является важным фактором коммуникации, так как для осмысления предложения необязательно понимать все составляющие его слова. Именно благодаря интонации и достигается понимание смысла предложения.
В основе интонации лежат ритмико-мелодические средства, главные из которых — изменение громкости и темпа произнесения, модуляция высоты голоса и распределение пауз. Интонация составляет важнейшее средство членения речи на фразы и фразы на синтагмы.
Синтагмой называют часть фразы, состоящую из группы смежных слов, тесно связанных между собой по смыслу и интонационно. Усиленное ударение, которым отмечается конец синтагмы, называется синтагматическим. Помимо
синтагматического, существует логическое ударение, с помощью которого во фразе выделяются слова, особо важные для передачи ее смысла.
Для логического ударения используются те же фонетические средства, что и для синтагматического. Логическое ударение может совпадать с одним из синтагматических, тем самым усиливает его по сравнению с другими. Так, на вопрос: «Где были вчера наши гости?» следует ответ: «Haши гости / были вчера / на выставке». В данном случае логическое ударение совпадает с ударением второй синтагмы, которое благодаря этому оказывается более сильным, чем ударение первой синтагмы.
Говоря о лингвистической характеристике устной речи нельзя не охарактеризовать такую единицу речи, как слово, так как она является основной в лингвистике. За словом стоит целая система связей, составляющих определенное «семантическое поле». В процессе речи каждое слово вводится в определенный контекст — в предложение, которое является ведущей единицей общения, а предложения, объединяясь, образуют текст.
Такова лингвистическая характеристика устной речи. Для того, чтобы устная речь надежнее выполняла роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально четким и возможно более полно отображать фонетическую систему языка. Необходимо отметить, что дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не имеют достаточно внятного произношения, и эта задача реализуется в процессе коррекционной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Устное народное творчество как средство развития компонентов устной речи детей дошкольного возраста»
Моя работа, о развитие компонентов устной речи у детей с помощью устного народного творчества....
Консультация для родителей "Характеристика речи детей пятого года жизни."
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка...
Консультация для воспитателей: "Формирование устной речи"
Детский сад — первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — фо...
Акустические характеристики устной речи
Устная речь характеризуется многими физическими параметрами.Наряду с ее содержательной стороной большое значение для восприятия ее слушателем имеет просодическая сторона речи....
Консультация для родителей Развиваем устную речь ребенка
Я.Корчак писал, что родной язык не должен быть просто сводом правил и нравоучений. Это воздух, которым дышит детская душа....
Консультация для родителей "Развитие устной речи детей младшего возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для педагогов "Развитие устной речи у детей дошкольного возраста с использованием малых фольклорных форм"
Материал содержит результат самообразования педагога...