Программа кружка "Мастерская Гномика"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Чагайда Наталья Игоревна

Программа кружка "Мастерская Гномика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_masterskaya_gnomika.docx44.73 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Золушка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования  муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребёнка – детский сад «Светлячок»

СОГЛАСОВАНО:                                                                              УТВЕРЖДЕНО:

На заседании педагогического совета                                  Директор Детского сада «Золушка»

От 31.08.2017г.                                                                                   _____________________

 

ПРОГРАММА РАБОТЫ

КРУЖКА

«МАСТЕРСКАЯ ГНОМИКА»

на 2017-2018 учебный год

   

                                       Руководитель кружка: Чагайда Н.И. 

г. Заводоуковск


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка                                                                                          3
  2. Перспективный план работы кружка «Мастерская Гномика»                          7
  3. Список детей, посещающих кружок.                                                                 13
  4. Ожидаемый результат                                                                                          14
  5. Используемая литература.                                                                                   15

Пояснительная записка

 Старший  дошкольный возраст – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Формирование творческой личности – одна из важных задач на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.  

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка  - усиление внимания к эстетическому воспитанию.   Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду.

В процессе создания, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания. Уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали. Он овладевает определенными навыками и умениями,  учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Цель кружка: 

Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей в процессе создания поделок, используя различные материалы и техники.

Задачи:

  1. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
  2. Учить предварительно, планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки).
  3. Учить определять приемы работы и инструменты, самостоятельно ориентироваться в задании.
  4. Формировать умения учитывать конкретные свойства материалов при выполнении поделок из них.
  5. Развивать творческое воображение, фантазию, сообразительность, умение устанавливать причинно-следственные связи, познавательные интересы и творчество, конструктивные умения, эстетический вкус.
  6. Развивать мелкую моторику руки, общую умелость руки, координацию движений руки и глаза.
  7. Развивать сенсорные эталоны формы, величины, цвета.
  8. Совершенствовать коммуникативные навыки.
  9. Активизировать и обогащать словарь детей, игровой опыт и создавать условия для самовыражения и расширения социального опыта.
  10. Создать условия для положительных эмоций.
  11. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
  12. Привлекать родителей воспитанников к деятельности в рамках кружка.

Режим занятий:

Кружок предполагает проводить одно занятие в неделю, во второй половине дня. С детьми старшего дошкольного возраста. Продолжительность занятия 25- 30 минут.

Структура занятий:

Формирование положительной мотивации трудовой деятельности;

Рассматривание образцов, обсуждение;

Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);

Выбор материала;

Пальчиковая гимнастика;

Самостоятельная работа детей;

Физкультурная минутка или игра с поделкой.

Анализ готовой работы.

Пальчиковая гимнастика.

Известно, что отсутствие элементарных художественных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием  художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные для своего творчества.

Творческая   деятельность.

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием техник исполнения. Предусматривает использование художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: нетрадиционном рисовании.

Выставка - презентация  детских работ.

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского творчества, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

Методы и приёмы занятий:

  • метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, показ мультимедийных материалов);
  • словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения, беседа, устное изложение);
  • практический (самостоятельное выполнение детьми);
  • эвристический (развитие находчивости и активности);
  • проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
  • метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
  • мотивационный (убеждение, поощрение).

Техническая оснащённость:

Бумага разного формата, цвета, качества, бумажные салфетки;

Ножницы, клей, гуашь, пластилин, кисточки;

Природный материал: крупы, зерна, семечки, листья,  веточки, камешки и пр.;

Бросовый материал: нитки, вата, спички, коробки, текстильный материал и пр.;

Солёное тесто.

Способы работы:

1. Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2. Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

4. Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.

5. Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.

6. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.

7. Скрепление различных деталей.

8. Скатывание ниток в клубок.

9.  Моделирование из макаронных изделий.

10. Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого ореха, семечек, гороха, веточек, камешков.

11. Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

12. Конструирование из коробок с элементами аппликации.

13. Лепка предметов из теста.

14. Выкладывание мозаики на пластилиновой основе. 


Перспективный план работы кружка

«Мастерская Гномика»

 сентябрь

I

«Композиция в круге»

Цель: учить закреплять с помощью клея семена, листья, косточки. Развивать композиционные навыки, мелкую моторику рук, воображение.

Аппликация из природных материалов.

II

«Осенний лес»

Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом аппликации. Учить наклеивать крупу и разукрашивать ее гуашью. Развивать творчество, мелкую моторику рук, воображение.

Аппликация из раскрашенной крупы – пшена.

III

«Дерево»

Цель: учить закреплять веточки при помощи пластилина, создавая макет дерева. Развивать мелкую моторику рук.

Моделирование из веточек и пластилина.

IV

«Березка на нашем участке»

Цель: учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы.

Аппликация из обрывков бумаги.

  октябрь

I

«Листопад»

Цель:  учить наклеивать  сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности.

Аппликация из сухих листьев.

II

«Жар птица»

Цель: учить наклеивать  сухие листья на лист бумаги, создавать изображение «Жар птицы». Развивать воображение, фантазию.

Аппликация из осенних листьев.

III

«Дорожка из камешков»

Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки  на основе из пластилина.

Мозаика на пластилиновой основе.

IV

«Маленькая рощица»

Цель: учить вырезать из бумаги силуэты деревьев и наклеивать их, создавая целостную картину. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

Объемная аппликация.

   ноябрь

I

«Кораблик»

Цель: учить вырезать из бумаги деталь и нанизывать   на спичку, с помощью пластилина закреплять готовую деталь внутри пластилина.

Моделирование из скорлупы грецкого ореха

II

«Черепашка»

Цель: учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук.

Моделирование из скорлупы грецкого ореха

III

«Иней на деревьях»

Цель: продолжать учить наклеивать крупу. Развивать творчество, мелкую моторику рук, воображение.

Мозаика из крупы – риса.

IV

«Угощение»

Цель: учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу.

Тестопластика с раскрашиванием

  декабрь

I

«Снеговик»

Цель: учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

Аппликация из ваты

II

«Снегурочка»

Цель: закреплять навыки наклеивания кусочков ваты на картон. Развивать творческие способности.

Аппликация из ваты

III

«Домик»

Цель: учить складывать домик из квадрата – шаблона, дополнять его крышей, окнами. Вызвать интерес к созданию сказочного домика. Развивать воображение, творческую фантазию.

Конструирование из бумаги.

IV

«Гроздья рябины»

Цель: учить скручивать шарики из цветных салфеток, наклеивать их на шаблон. Развивать творчество, мелкую моторику рук

Аппликация из цветных салфеток.

  январь

I

«Арбуз»

Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена арбуза на основе из пластилина.

Мозаика на пластилиновой основе.

II

«Львенок»

Цель: учить закреплять семена на основе, дополнять сюжет по своему усмотрению. Развивать мелкую моторику рук, образное восприятие.

Аппликация из семян.

III

«Сова»

Цель: развивать умение скреплять детали с помощью пластилина,  дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

Моделирование из шишек

IV

«Жираф»

Цель: развивать умение работать с природными материалами, учить соединять детали с помощью пластилина.

Моделирование из шишек и веточек дерева

  февраль

I

«Космос»

Цель: учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы.

Аппликация из обрывков бумаги

II

«Валентинка»

Цель: познакомить с выполнением цветов – розочек из крепированной бумаги. Развивать чувство композиции.

Аппликация из крепированной бумаги.

III

«Пожар в доме»

Цель: учить создавать на картоне композицию из природного материала – макарон, гороха. Развивать чувство ритма и композиции.

Аппликация из бросового материала.

IV

«Открытка для папы»

Цель: учить составлять изображение самолета из ткани. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, художественный вкус.

Аппликация из ткани.

    март

I

«Ваза с цветами»

Цель: учить создавать на картоне композицию из природного материала – макарон, фасоли, гороха. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, художественный вкус.

Аппликация из макаронных изделий.

II

«Перелетные птицы»

Цель: учить детей работать с разным материалом. Учить располагать изображение на всем листе.

Аппликация из ваты и крупы

III

«Собачка»

Цель: учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки.

Аппликация из ниток

IV

«Котёнок с клубком»

Цель: продолжать  учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности.

Аппликация из ниток

  апрель

I

«Верба»

Цель: учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие.

Аппликация из семян тыквы

II

«Ромашка»

Цель: продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

Аппликация из семян тыквы

III

«Железная дорога»

Цель: учить закреплять спички на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество.

Мозаика на пластилиновой основе

IV

«Поезд» (коллективная работа)

Цель: учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности.

Конструирование из коробок с элементами аппликации

     май

I

«Весеннее цветение»

Цель: познакомить с новым видом конструирования из бумаги. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, художественный вкус. Развивать конструктивные способности.

Техника квилинг.

II

«Красивое платье»

Цель: учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

Аппликация из ткани

III

«Подарок детскому саду» (коллективная работа)

Цель: вызвать желание сделать подарок для детского сада, используя при этом любые материалы.

Использование бросового материала.

IV

«Лето»

Цель: учить сооружать несложные поделки. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику.

Аппликация из салфеток и крупы


Список детей, посещающих кружок:

  1. Белоусов Даниил
  2. Благинина Мария
  3. Бухарова Анна
  4. Буренков Андрей
  5. Волконовский Константин
  6. Генрихс Виктория
  7. Горшнева Виктория
  8. Головырских Леонид
  9. Енидорцев Вячеслав
  10. Извекова Дарья
  11. Иващенко Надежда
  12. Коркина Дарья
  13. Коркина Дарина
  14. Капитанова Александра
  15. Кудин Захар
  16. Крафт Константин
  17. Лукьянчикова Кристина
  18. Новолаев Ярослав
  19. Паземнов Дмитрий
  20. Попова Кристина
  21. Рянин Кирилл
  22. Решетников Данил
  23. Сидоров Даниил
  24. Сапогов Кирилл
  25. Труфанова Светлана
  26. Федоров Глеб
  27. Федотова Дарья
  28. Шушняев Всеволод

Ожидаемый результат:

  • Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
  • Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • Развитие творческой  активности на занятиях, самостоятельности.
  • Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с различным материалом.
  • Способность к активному усвоению художественного опыта.
  • Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции.
  • Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  1. Выставки детских работ для родителей, детей ДОУ.
  2. Оформление холлов ДОУ работами детей, которые занимаются в кружке.
  3. Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.


Используемая литература:

  1. «Аппликация из семян и косточек»  Н.В. Дубровская, Санкт - Петербург «Сова», 2008г.
  2. «Мозаика из круп и семян» Г.И. Перевертень,  Издательство «Сталкер», 2006г.
  3. «Оригинальные картины из цветов и листьев» А.Л Лузи,  «Контэнт», 2010г.
  4. «Бумажные фантазии» А.В. Белошистая, О.Г. Жукава  
  5. «Поделки из пластилина» Н.В. Величко, Харьков Белгород 2011г.
  6. «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно» О.В.Пойда Издательство: «ОлмаМедиаГрупп», 2013 г.
  7. «Соленое тесто»  В.А. Хоменко,  Харьков Белгород 2007г.
  8. «Поделки из соленого теста»  А. Диброва,  Харьков Белгород 2011г.
  9. «Аппликация» Е.А. Румянцева.  Мир книги, 2009г.
  10. «От салфеток до квиллинга» И.А. Черкасова, В.Ю. Руснак, М.В. Бутова, Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
  11. «Чудеса для детей из ненужных вещей», М.И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 1998г.
  12. «Ручной труд» под редакцией И.Климовой.
  13. «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В.Куцакова.
                                                                   

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Умный гномик"

УЧЕБНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАПО РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Рабочая учебная программа воспитателя средней группы «Гномики» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г.( По ФГОС)

Рабочая учебная программа  воспитателя  средней группы «Гномики» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г.( По ФГОС)...

Программа кружка по художественно-эстетическому труду "Гномики"

Программа кружка по художественно-эстетическому труду - это создание поделок из природных и бросовых материалов, аппликаций из ткани....

Дополнительная общеразвивающая программа " Мастерская гномика"

Программа по худоественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

Аннотация на авторскую программу «Путешествие Гномика в страну Экономика»

Аннотация на авторскую программу «Путешествие Гномика в страну Экономика»...

Аннотация на рабочие тетради к программе «Путешествие Гномика в страну Экономика»

Аннотация на рабочие тетради к программе «Путешествие Гномика в страну Экономика»...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет вторая младшая группа «Гномики» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, образовательной программы МКДОУ

Содержание ВведениеI.Целевой раздел1.Пояснительная записка.1.1.Цели и задачи реализации программы.1.2.Принципы и подходы к формированию программы.1.3.Характеристика особенностей развития детей до...