Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками
проект

Глазова Ирина Николаевна

Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняются

духовные, нравственные устои и традиции.

Все, наверно уже заметили, что на современном этапе народы всего мира

стремятся сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры.

Мы думаем, что народная культура должна стать первым шагом в

освоении детьми богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих

ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Поэтому приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольном возрасте.

Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит

осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие

этноса через включение в культуру и социальную активность.

Работая в нашем детском саду, наблюдая за детьми, мы выяснили, что они не знают родных традиций. И мы

встревожились, поняли, что это проблема, которая заставила нас

задуматься, что мы сможем сделать, чтобы дети не утратили народные традиции?

Нужно, чтобы дети приобрели не просто знания, а этнокультурные

компетенции, которые позволили бы им прочувствовать значимость этих

знаний и умений и использовать их в жизни. Понять и принять других может

лишь тот человек, который уважает и понимает этническую самобытность

собственного народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt.docx854.1 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность темы:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам воспитания детей.

Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.

Поэтому мы выделили цель и несколько основных задач патриотического воспитания дошкольников.

Цель:

Формирование ценностного отношения ребёнка к себе и к окружающим его людям, познавательного интереса к родному краю, малой Родине и её природе.

Задачи патриотического воспитания:

1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку, области.

2. Развивать понимание историко – культурного наследия своего народа и ценностного отношения к нему.

3. Воспитывать любовь, уважение к своей нации; чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантное отношение к представителям других национальностей – сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.

4. Формировать основы экологической культуры.

5. Расширять объём знаний об искусстве: формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно – прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности.

6. Организовать плодотворное сотрудничество детского сада и семьи по организации воспитания и обучения детей на этнокультурной основе.

Провели в начале года диагностику уровня социальной компетентности детей по этнокультурному компоненту:

Высокий уровень -8 детей

Средний уровень -14 детей

Низкий уровень- 3 детей

По результатам диагностики и программных задач составили проект «Моя малая Родина» по этнокультурному компоненту в средней группе.

Предполагаемый результат:

Дети должны знать и называть:

Домашний адрес, испытывать любовь и привязанность к родному дому, к семье, матери, детскому саду; дорожить и гордиться своей семьей, домом; знать и уважать семейные традиции, с удовольствием идти в детский сад, уважать мнения других людей, испытывать чувство гуманности,

Основные направления реализации проекта:

1. Разработать проекты.

2. Разработать и провести циклы занятий, экскурсий.

3. Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей.

3.1. Проведение праздников в детском саду.

3.2. Выставка детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей.

3.3. Деятельность Центра народного творчества детей.

4. Физкультура и здоровье.

5. Акции:

1. «Покормите птиц зимой»;

2. «Озеленение территории детского сада»;

3. «Трудовой десант» (уборка территории д/сада);

6. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада.

7. Работа с родителями.

8. Социальное развитие.

Свою работу начали с наполнения предметного окружения детей объектами национальной культуры. Создала уголок познавательного развития о родном крае, где сосредоточены дидактические игры«Мой дом»«Наша родина»; познавательная литература о родном крае:  а также фотоальбомы наглядно-дидактическое пособие«Расскажи про детский сад»«Наша Родина Россия», ; видеотека:

  

Реализация плана осуществляется через различные виды деятельности: совместную деятельность педагога с детьми (НОД, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями и социумом.

Непосредственно образовательная деятельность - Познание

(формирование целостной картины мира)

«Детский сад - второй наш дом».

 

Конспект НОД. Познание (ФЦКМ) «Мой город»

Интегрированное НОД: Познание (ФЦКМ, Художественное творчество

(нетрадиционное рисование) «Сказочный зимний пейзаж»

 

В утренние и вечерние режимные моменты с детьми идет закрепление знакомого материала, разучиваем стихи, песни, читаем народные русские сказки, отгадываем загадки, познакомились с новыми дидактическими играми«Мой дом»«Наша Родина», с народными подвижными играми«»«»«» и т. д.

 

В своей работе по знакомству с малой Родиной широко используем разные экскурсии.

Экскурсия по детскому саду

Экскурсия в мини - музей детского сада.

 

Экскурсия к памятникам героям ВОВ.

Экскурсия в лес

Организации и проведению праздников мы уделяем особое внимание. Традиционно каждый народный праздник - это общая организация детско-взрослой жизни. В нашем детском саду стали традиционными такие народные праздники как «Осенины»«Масленица» и др.

  

Выставки детского творчества.

 

Сотворчество детей и родителей.

 

Работа с родителями.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как

складываются отношения между педагогами, детьми и родителями. Поэтому я стараюсь значительную часть работы организовывать одновременно с детьми и родителями, это способствует единению, сплочению, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье, а также повышает уровень этнокультурной компетентности детей. В нашей группе родители составляли родословную своей семьи.

Участвуют в праздниках, конкурсах. Например, приняли активное участие в конкурсе «Чудеса из даров природы".

 

Конкурс кормушек и домиков для птиц «Они скажут спасибо».

 

 

Систематическая работа по становлению этнокультурной компетенции дошкольников в процессе образовательной деятельности, режимных моментах имеет свои результаты: у детей повысился уровень сформированности представлений об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов, понимания народной этики и ее роли; культуры поведения и самореализации на празднике.

Высокий уровень -11 детей

Средний уровень -13 детей

Низкий уровень- 1

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-265490-1418272141.jpg

В завершение хотелось бы сказать не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному посёлку, району, области, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории малой Родины, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил родной край, начнут проявлять интерес к событиям поселковой жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ

Физкультурные занятия изначально вводились в сетку занятий с целью разностороннего развития детей дошкольного возраста. Новые федеральные требования возвращают нас именно к этой цели. Как говорится, в...

Реализация этнокультурного компонента

Материалы из опыта работы детского сада по реализации этнокультурного компонента....

Консультация для педагогов "Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ»

В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и ...

Методическое пособие по реализации этнокультурного компонента через создание центра коми-уголка

В данной работе представлен опыт работы, отражающий один из главных компонентов реализации ФГОС ДО по созданию условий для реализации ООП....

Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками

Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняютсядуховные, нравственные устои и традиции.Все, наверно уже заметили, что на современном этапе народы всего мирастремятся сохранить свою...

Организация работы по реализации этнокультурного компонента в образовательной деятельности

Статья раскрывает основные направления организации этнокультурного компонента в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Статья "Реализация этнокультурного компонента через проект в работе с детьми раннего возраста"

Статья в журнале "Вопросы педагогики" РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА...