Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками
проект
Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняются
духовные, нравственные устои и традиции.
Все, наверно уже заметили, что на современном этапе народы всего мира
стремятся сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры.
Мы думаем, что народная культура должна стать первым шагом в
освоении детьми богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих
ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Поэтому приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольном возрасте.
Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит
осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие
этноса через включение в культуру и социальную активность.
Работая в нашем детском саду, наблюдая за детьми, мы выяснили, что они не знают родных традиций. И мы
встревожились, поняли, что это проблема, которая заставила нас
задуматься, что мы сможем сделать, чтобы дети не утратили народные традиции?
Нужно, чтобы дети приобрели не просто знания, а этнокультурные
компетенции, которые позволили бы им прочувствовать значимость этих
знаний и умений и использовать их в жизни. Понять и принять других может
лишь тот человек, который уважает и понимает этническую самобытность
собственного народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt.docx | 854.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность темы:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам воспитания детей.
Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.
Поэтому мы выделили цель и несколько основных задач патриотического воспитания дошкольников.
Цель:
Формирование ценностного отношения ребёнка к себе и к окружающим его людям, познавательного интереса к родному краю, малой Родине и её природе.
Задачи патриотического воспитания:
1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку, области.
2. Развивать понимание историко – культурного наследия своего народа и ценностного отношения к нему.
3. Воспитывать любовь, уважение к своей нации; чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантное отношение к представителям других национальностей – сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.
4. Формировать основы экологической культуры.
5. Расширять объём знаний об искусстве: формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно – прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности.
6. Организовать плодотворное сотрудничество детского сада и семьи по организации воспитания и обучения детей на этнокультурной основе.
Провели в начале года диагностику уровня социальной компетентности детей по этнокультурному компоненту:
Высокий уровень -8 детей
Средний уровень -14 детей
Низкий уровень- 3 детей
По результатам диагностики и программных задач составили проект «Моя малая Родина» по этнокультурному компоненту в средней группе.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать и называть:
Домашний адрес, испытывать любовь и привязанность к родному дому, к семье, матери, детскому саду; дорожить и гордиться своей семьей, домом; знать и уважать семейные традиции, с удовольствием идти в детский сад, уважать мнения других людей, испытывать чувство гуманности,
Основные направления реализации проекта:
1. Разработать проекты.
2. Разработать и провести циклы занятий, экскурсий.
3. Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей.
3.1. Проведение праздников в детском саду.
3.2. Выставка детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей.
3.3. Деятельность Центра народного творчества детей.
4. Физкультура и здоровье.
5. Акции:
1. «Покормите птиц зимой»;
2. «Озеленение территории детского сада»;
3. «Трудовой десант» (уборка территории д/сада);
6. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада.
7. Работа с родителями.
8. Социальное развитие.
Свою работу начали с наполнения предметного окружения детей объектами национальной культуры. Создала уголок познавательного развития о родном крае, где сосредоточены дидактические игры: «Мой дом», «Наша родина»; познавательная литература о родном крае: а также фотоальбомы наглядно-дидактическое пособие: «Расскажи про детский сад», «Наша Родина Россия», ; видеотека:
Реализация плана осуществляется через различные виды деятельности: совместную деятельность педагога с детьми (НОД, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями и социумом.
Непосредственно образовательная деятельность - Познание
(формирование целостной картины мира)
«Детский сад - второй наш дом».
Конспект НОД. Познание (ФЦКМ) «Мой город»
Интегрированное НОД: Познание (ФЦКМ, Художественное творчество
(нетрадиционное рисование) «Сказочный зимний пейзаж»
В утренние и вечерние режимные моменты с детьми идет закрепление знакомого материала, разучиваем стихи, песни, читаем народные русские сказки, отгадываем загадки, познакомились с новыми дидактическими играми: «Мой дом», «Наша Родина», с народными подвижными играми: «», «», «» и т. д.
В своей работе по знакомству с малой Родиной широко используем разные экскурсии.
Экскурсия по детскому саду
Экскурсия в мини - музей детского сада.
Экскурсия к памятникам героям ВОВ.
Экскурсия в лес
Организации и проведению праздников мы уделяем особое внимание. Традиционно каждый народный праздник - это общая организация детско-взрослой жизни. В нашем детском саду стали традиционными такие народные праздники как «Осенины», «Масленица» и др.
Выставки детского творчества.
Сотворчество детей и родителей.
Работа с родителями.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как
складываются отношения между педагогами, детьми и родителями. Поэтому я стараюсь значительную часть работы организовывать одновременно с детьми и родителями, это способствует единению, сплочению, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье, а также повышает уровень этнокультурной компетентности детей. В нашей группе родители составляли родословную своей семьи.
Участвуют в праздниках, конкурсах. Например, приняли активное участие в конкурсе «Чудеса из даров природы".
Конкурс кормушек и домиков для птиц «Они скажут спасибо».
Систематическая работа по становлению этнокультурной компетенции дошкольников в процессе образовательной деятельности, режимных моментах имеет свои результаты: у детей повысился уровень сформированности представлений об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов, понимания народной этики и ее роли; культуры поведения и самореализации на празднике.
Высокий уровень -11 детей
Средний уровень -13 детей
Низкий уровень- 1
В завершение хотелось бы сказать не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному посёлку, району, области, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории малой Родины, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил родной край, начнут проявлять интерес к событиям поселковой жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ
Физкультурные занятия изначально вводились в сетку занятий с целью разностороннего развития детей дошкольного возраста. Новые федеральные требования возвращают нас именно к этой цели. Как говорится, в...
Реализация этнокультурного компонента
Материалы из опыта работы детского сада по реализации этнокультурного компонента....
Консультация для педагогов "Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ»
В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и ...
Методическое пособие по реализации этнокультурного компонента через создание центра коми-уголка
В данной работе представлен опыт работы, отражающий один из главных компонентов реализации ФГОС ДО по созданию условий для реализации ООП....
Планирование деятельности по реализации этнокультурного компонента
Планированиедеятельности по реализации этнокультурного компонентана 2018-2019 учебный год...
Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками
Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняютсядуховные, нравственные устои и традиции.Все, наверно уже заметили, что на современном этапе народы всего мирастремятся сохранить свою...
Организация работы по реализации этнокультурного компонента в образовательной деятельности
Статья раскрывает основные направления организации этнокультурного компонента в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста...