Положительные стороны использования инновационных технологий в ДОУ
статья на тему
Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций в образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhitelnye_storony_innovatsionnyh_tehnologiy_v.docx | 37.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Положительные стороны инновационных технологий в образовательном процессе
Инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы:
- Во-первых, пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной деятельности, особенно по проектированию.
- Во-вторых, отмечается, что использование такого обучения создает более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает напряжение при общении с учителем.
- В-третьих, для ребенка открыто творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ.
- В-четвертых, информатизация стимулирует не только учащихся, но и привлекает педагогов в большей степени из-за повышения производительности его труда и культуры.
Современные инновационные технологии в образовании
Автор: Бондаренко О.В. Начнем наш анализ с фиксации ряда своеобразных мифов «инновационности» или просто недоразумений. Первое недоразумение — что инновация и новшество (новация) — это одно и то же; второе — что инновационная деятельность и производство, создание новшеств (новаций) — также одно и то же, тогда — это ТРИЗ (теория рационализации и изобретений). Третье недоразумение связано с языковым натурализмом: так как инновация — это отглагольное существительное, то она должна быть монопредметной. На самом деле инновация (ин-нове) появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе — не предмет. Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно: ● научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»); ● проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»); ● образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»). Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование. Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии. 1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения показал: а)информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы; в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя. В настоящее время можно вполне определенно говорить о нескольких типах проектирования. Прежде всего, это психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения - как освоения общих способов деятельности; формирования — как освоения совершенных форм культуры; воспитания — как освоение норм общежития в разных видах общности людей. Далее — это социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов; а главное — адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона России. И, наконец, собственно педагогическое проектирование — как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности. Именно здесь возникает особая задача проектно-исследовательской деятельности по обеспечению перехода от традиционного образования (традиционной школы, традиционных систем управления, традиционного обучения и воспитания) к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития человека. Так, в психологии развития необходимо специальное проектирование возрастных нормативов (как определенного комплекса индивидуальных способностей ребенка в конкретном возрастном интервале) и критериев развития на разных этапах онтогенеза . В педагогике развития — это проектирование развивающих образовательных программ, адекватных возрастным нормам, переведенных на язык образовательных технологий, т. е. через ЧТО? и КАК? это развитие будет осуществляться. В образовательной практике — это проектирование детско-взрослых общностей в их культурно-деятельностной определенности, т. е. проектирование такого образовательного пространства, где данное развитие может быть осуществлено. Иными словами, проектирование системы развивающего и развивающегося образования возможно, если одновременно осуществляются: психологическое исследование возрастно-нормативных моделей развития личности, педагогическое конструирование образовательных программ и технологий реализации этих моделей, соорганизация всех участников образовательного процесса, проектирование условий достижения новых целей образования и средств решения задач развития. Примеров проектной работы, которая ведется в современном отечественном образовании, можно насчитывать, наверное, уже сотнями. Обозначим лишь несколько типов такой работы: ● на уровне отдельного педагога — это проектирование образовательных программ, включающих в себя учебную, воспитательную, педагогическую подпрограммы; ● на уровне руководителя образовательной структуры - это проектирование типа образования, обеспеченного системой конкретных образовательных программ; ● на уровне управления в образовании — это проектирование программ развития образовательных структур разного типа, набор которых адекватен наличному контингенту детей, учащихся, студентов; ● на уровне политики в образовании — это проектирование образовательной системы как социокультурной инфраструктуры конкретного региона или страны в целом. 2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями. 3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога. 4. Мониторинг интеллектуального развития Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. 5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др. 6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов. 7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области. Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения. Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: ученика, учителя, семьи. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности. Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе. В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки. Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе: ● диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени); ● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом); ● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов); ● содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ); ● развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу); ● рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений); следует все же добавить: ● обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности); ● корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках). Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а учителем – руководителя процесса обучения. Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие: ● портфолио достижений ● портфолио – отчет ● портфолио – самооценка ● портфолио – планирование моей работы (любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую) Выбор типа портфолио зависит от цели его создания. Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер: ● ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио; ● ученик собирает материал; ● в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. /Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л. – 1969г./ «психологическое зеркало самого себя». Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные. Ученик должен научиться: ● отбирать и оценивать информацию ● точно определять цели, которые он хотел бы достичь ● планировать свою деятельность ● давать оценки и самооценки ● отслеживать собственные ошибки и исправлять их В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно он сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию. Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение. Принципиальное различие необходимо провести между понятиями «новация» и «инновация». Основанием такого различения должны служить конкретные формы, содержание и масштаб преобразовательной деятельности. Так, если деятельность кратковременна, не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы, то мы имеем дело с новацией. Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального подхода, и ее следствием становятся развитие данной системы или ее принципиальное преобразование — мы имеем дело с инновацией. Можно ввести ряд и более конкретных критериев различения этих двух понятий. Дополнительные различия в понятийном аппарате инновационной деятельности возможно осуществить, если выстроить схему полного цикла возникновения и реализации любой инновации в той или иной общественной практике: ● источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.); ● инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация); ● деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция); ● инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике); ● новый тип или новая форма общественной практики. Приведем лишь один пример разворачивания полного цикла инновационных преобразований — из истории отечественного образования: ● источник инновации — уровень развития педагогической и возрастной психологии в СССР в 50-х годах; ● инновационное предложение — научный коллектив Эльконина-Давыдова доказывает возможность формирования основ теоретического мышления у младших школьников; ● технология осуществления — разрабатываются принципиально новые учебные программы по основным предметам в начальной школе; ● инновационный процесс — открытие лабораторий и экспериментальных школ в разных регионах страны по формированию учебной деятельности в младшем школьном возрасте; ● новая форма практики — «система развивающего обучения» как новый тип образовательной практики. В заключение спросим себя — есть ли у российского образования перспективы перехода в режим инновационного развития и саморазвития? И если есть, то при каких условиях это оказывается возможным? Отметим три типа таких условий в трех сферах обеспечения инновационного образования. В науке эти перспективы связаны с более масштабными, чем сегодня, основаниями реализации главных направлений проектно-исследовательской деятельности; прежде всего — это гуманитарно-антропологические основания становления и развития человека в пространстве образования. Только в этом случае возможны осмысленные методология проектирования и исследования инновационного образования; общая теория развития индивидуальной субъектности и детско-взрослых общностей в образовательных процессах; технология реализации и экспертизы разномасштабных инновационных образовательных проектов. В системе профессионального образования и профессионального развития: ● это последовательное введение в содержание образование культуры проектирования инновационных образовательных практик; ● это формирование психологической грамотности, шире — психологической культуры педагогического труда; ● это освоение норм и культуры управления развитием образования, деятельностью профессиональных педагогических коллективов. В области образовательной политики: ● это ответственная государственная и общественная поддержка научных проектов и программ, связанных с проектированием инновационного развивающего и развивающегося образования в России. Классификация инновационной технологии ПОРТФОЛИО 1. По отношению к структурным элементам образовательных систем ● в контроле, в оценке результатов 2. По отношению к личностному становлению субъектов образования ● в области развития определенных способностей учеников и педагогов, ● в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей 3.По области педагогического применения ● в учебном процессе 4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса ● в коллективном обучении (личностно-ориентированно) - в индивидуальной, фронтальной, групповой форме ● в семейном обучении 5. По функциональным возможностям ● нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.) 6. По способам осуществления ● систематические 7. По масштабности распространения ● на международном уровне ● в школе ● на федеральном уровне 8. Выделение признака масштабности (объема) нововведения ● системные,охватывающие всю школу или весь вуз как образовательную систему 9. По социально-педагогической значимости ● в образовательных учреждениях любого типа 10. По признаку инновационного потенциала ● комбинаторные ● нововведения 11. По отношению к своему предшественнику ● замещающим ● открывающим Инновационный потенциал образовательного учреждения определяется при анализе образовательного учреждения по следующим позициям:
● Направлена на изменение целей, содержания, технологии организации, подходов к оценке образовательных результатов учащихся ● Интеграция преподавания, учения и оценивания; объединение количественной и качественной оценки способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности ● Решение важных педагогических задач: - создать эмоционально-комфортную образовательную среду - поддерживать высокую учебную мотивацию школьников - поощрять их активность и самостоятельность - расширять возможности обучения и самообучения - развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся - формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность - развивать коммуникативные умения и навыки - информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута
● Изменение способа обучения, поиск новых форм организации процесса обучения, изменение требований к результативности, а в целом – к качеству образования ● Форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования ● Портфолио учителя – как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории ● Активное вовлечение родителей в процесс обучения и учения ребенка (более адекватная оценка как сильных, так и слабых сторон своего ребенка и более активное сотрудничество со школой)
● Систематическая работа по повышению квалификации учителей ● Опыт создания электронного портфолио ● Сетевое компьютерное оснащение кабинетов (3 компьютерных класса, персональные компьютеры в кабинетах преподавателей-предметников, административная сеть) ● Методическое обеспечение курса - рабочая папка - официальные бланки портфолио (приложение к аттестату 9 класса) -рейтинг выпускника основной школы (Положение об индивидуальной накопительной оценке (портфолио)) - диагностические материалы - таблицы и схемы для ведения «Рабочей папки» - памятки и инструкции для учащихся - методические рекомендации по ведению портфолио - примерные варианты занятий с учащимися
● Перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающая задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем – профильного обучения ● Построение образовательного рейтинга выпускников 9-ых классов ● Оптимизация механизмов формирования 10-х профильных классов
● ОУ давно занимается поиском способов аутентичного (индивидуализированного) оценивания, ориентированного не только на процесс оценивания, но и на самооценивание (применяется в практико-ориентированном образовании и предусматривает оценивание сформированности умений и навыков учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни) ● Накоплено много методических находок, уже разработаны педагогические технологии, позволяющие избавиться от навязчивых ярлыков типа «слабый троечник» или «крепкий хорошист»
● Внедрение требует и от учителя и от ученика новых организационных и познавательных умений ● Проблема учебного времени: требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки ● Реальная оценка возможностей и готовности учащихся, педагогов, родителей в предоставлении материалов для фиксации динамики его индивидуального прогресса - перенос педагогического акцента с оценки на самооценку - у учащихся слабо развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт - неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, подтверждающего уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.
Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...
ООД в старшей группе с использованием инновационных технологий, методик (блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельность; методика Зайцева; занятие – игра; песочный тренажер) «Сказы
ООД в старшей группе с использованием инновационных технологий, методик(блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельн...
Доклад из опыта работы использования инновационных технологий Этапы инновационной деятельности «Развитие познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой» младшей группы «Солнышко» МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»
Совместная деятельность воспитателей и родителей по приобщению детей младшего возраста к художественной литературе...
Конспект НОД "Уроки здоровья"(с использованием инновационных технологий- кейс технология)
Моделирование игровой ситуации через инновоционную технологию - кейс-фото....
Конспект НОД "Уроки здоровья"(с использованием инновационных технологий- кейс технология)
Моделирование игровой ситуации через инновоционную технологию - кейс-фото....
Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"
Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...
Конспект основной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР старшей группы, с использованием инновационных технологий. Тема: «Зимующие птицы»
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР старшей коррекционной группы, с использованием инновационных технологий. Тема "Зимующие птицы"....