Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «История книжной страницы»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Араптан Дан-Хаяа Мергеновна

Цель: Познакомить с историей создания книги, путем расширения представлений о мире. 
Задачи приоритетной образовательной области "Познавательное развитие":
Дать представления об основных моментах истории создания книги;
познакомить с первыми письменными материалами: глиной, тканью, берестой, бумагой. 
Задачи образовательной области в интеграции:
Социально-коммуникативное развитие:

Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность путем исследования свойств материала;
учить работать самостоятельно и в команде;
развивать внимание. 
Речевое развитие:
Содействовать активизации диалогической речи, обогащению словаря путем введения иноязычных слов;
развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, находить причинно-следственные связи. 
Художественно-эстетическое развитие:
развивать творческие навыки путем выполнения различных видов художественной деятельности;
развивать творческое воображение. 
Физическое развитие:
Стимулировать физическую активность путем выполнения физических упражнений. 
Оборудование для педагога: 
проектор, ноутбук, магнитофон, аудиозаписи музыки для презентации. 
Оборудование для детей:
столы, подносы, емкости с водой, песком; доски для лепки, глина, деревянные палочки, кисти, краски, ткань, нетрадиционный материал для рисования (губки) Методы и приемы:
- Создание положительного эмоционального настроя;
- использование наглядности;
- просьба, поощрение, обсуждение;
- создание проблемных ситуаций
Виды детской деятельности:
- двигательная;
- игровая;
- познавательно-исследовательская;
- музыкально-художественная;
- продуктивная. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педагогическая находка143.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Петушок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением направлений (интеллектуального, физического, экологического) с. Сукпак муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «История книжной страницы»

Картинки по запросу книжки

Выполнила: воспитатель Араптан Д.М

Консультант: старший воспитатель Стрельцова О.А.

с.Сукпак, 2018


Цель: Познакомить с историей создания книги, путем расширения представлений о мире. 
Задачи приоритетной образовательной области "Познавательное развитие":
Дать представления об основных моментах истории создания книги;
познакомить с первыми письменными материалами: глиной, тканью, берестой, бумагой. 
Задачи образовательной области в интеграции:
Социально-коммуникативное развитие:
Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность путем исследования свойств материала;
учить работать самостоятельно и в команде;
развивать внимание. 
Речевое развитие:
Содействовать активизации диалогической речи, обогащению словаря путем введения иноязычных слов;
развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, находить причинно-следственные связи. 
Художественно-эстетическое развитие:
развивать творческие навыки путем выполнения различных видов художественной деятельности;
развивать творческое воображение. 
Физическое развитие:
Стимулировать физическую активность путем выполнения физических упражнений. 
Оборудование для педагога: 
проектор, ноутбук, магнитофон, аудиозаписи музыки для презентации. 
Оборудование для детей:
столы, подносы, емкости с водой, песком; доски для лепки, глина, деревянные палочки, кисти, краски, ткань, нетрадиционный материал для рисования (губки) Методы и приемы:
- Создание положительного эмоционального настроя;
- использование наглядности;
- просьба, поощрение, обсуждение;
- создание проблемных ситуаций
Виды детской деятельности:
- двигательная;
- игровая;
- познавательно-исследовательская;
- музыкально-художественная;
- продуктивная. 

Вводная часть: 
Организационный момент. ( 1 слайд)
- Здравствуйте ребята, как я рада вас видеть. Посмотрите, ребята что у меня есть. Что это? (флешка) .
- Для чего она необходима? (хранить информацию). 
Основная часть:
- А вы знаете, где раньше могли хранить информацию? (ответы детей) 
- Может в книгах? А для чего в книгах что-то написано? (ответы детей). Какие бывают книги? А у вас есть любимые книги? 
- Ребята, а вы хотите узнать как же каши любимые книги появились? 
- А чтобы узнать это, нам необходимо отправиться в прошлое книги? Отправимся? А на чем же нам можно отправиться в прошлое? (ответы детей) 
- А вы не хотели бы отправиться со мной в прошлое на машине времени? Открою вам секрет, она здесь перед вами.
(мелодия космос) (включаю световой шар, (мелодия 1 Египет)
- Ребята, где это мы с вами оказались?
(2 слайд) .
- Пирамиды Хеопса, интересно, в какой же мы стране? (ответы детей) 
(3 слайд)
- Смотрите, какая это красивая страна - Египет. 
Здесь много пустынь
морей с красивым подводным миром
(4 слайд) 
горы
(5слайд) 
реки
(6 слайд) 
Этой страной правили фараоны,
(7 слайд) 
а помогали им править жрецы. Это были очень умные и образованные люди, они умели читать, писать. А как вы думаете на чем в Древнем Египте писали жрецы? (ответы детей). Подойдите к столам. 
- У вас на столах лежат какие-то природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг, на чем-то же надо было им писать. (на столах на подносах стоят емкости с водой, с песком, деревянные палочки и глина). 
- Давайте посмотрим, что же перед вами лежит? (ответы детей) 
- Хотите попробовать тоже написать что-нибудь, используя эти природные материалы. Возьмите деревянные палочки и попишите сначала на песке или нарисуйте что-нибудь. Скажите, ваше изображение видно. А теперь представьте, что вы ваше изображение понесли кому-нибудь показать. Шли и дорогой трясли. Что стало с вашей надписью? 
- Она исчезла, а почему это произошло. Потому что песок какой? 
- Молодцы ребята. А теперь возьмите свои деревянные палочки и попробуйте пописать на воде. Что у вас получается? Ничего не видно, а почему? Вода какая? - У воды нет формы и поэтому то что вы рисуете не видно. Отодвиньте тарелочки и подвиньте к себе досточки для лепки? Что на них? (глина) .
- Возьмите палочки и попробуйте что-нибудь пописать на глине. Проверим, можно ли эту информацию сохранить? Потрясите досточки. А теперь подуйте. Что стало с информацией. Она осталась? 
- Значит глина подходит, для того чтобы на ней записывать что -либо? (ответы детей) 
- Вот к этому же выводу пришли древние жрецы. Посмотрите как они это делали. (показ слайдов на проекторе) 
- Для записи они использовали такие же как у вас глиняные дощечки
(8 слайд)
на которых они писали с помощью деревянных палочек, которые назывались клинками 
Палочкой надавливали как и вы сейчас на глину и получалось изображение. А после эти пластины обжигали в печах и складывали друг на друга.
(9 слайд)
Получались книжные страницы из глины. Вот какой был секрет в древнем Египте. 
- Вытирайте руки салфеткой и нам пора отправляться дальше. Нас ждет другая страна.
(мелодия космос) (дети заходят в круг и передают палочку) звучит (мелодия 2 Китай)
- Ребята, как вы думаете куда мы с вами попали? (ответы детей) 
- Это Китай
(10 слайд)
(11 слайд) великая китайская стена
(12 слайд) дворец императора
(13 слайд) храм неба
(14 слайд) в Китае выращивают чай
(15 слайд) рис

(16 слайд) а это китайский новый год, он считается самым главным праздником в Китае.
(17 слайд) - А вы знаете, ребята, что китайцы очень много времени уделяют своему здоровью? 
- Я недавно прочла очень интересную книгу и из нее я узнала как правильно выполнять китайскую гимнастику. Хотите, я вас научу? 
(18 слайд)
- Давайте встанем так, чтобы не мешать друг другу. Ручки опустите вниз, ножки вместе.
 (мелодия 3 китайская гимнастика)
- Сначала приветствуем солнце (медленно поднимаем руки вверх, повторить 2 раза,

- затем цветы, (руки в сторона, повороты влево, вправо с приседанием,

- деревья (руки подняты над головой как свеча, ступню ноги ставим на колено, затем меняем положение ног) .
- А еще в Китае очень любят чай, превращаемся в чайники (одну руку ставим на пояс другую в сторону, выполняем наклоны, затем в другую сторону.

- Чай горячий, надо его остудить (подуем на него).

-  А теперь отдых (опускаем руки вниз и медленно поднимаем вверх, резко опускаем вниз и говорим "ха", 2 раза)
- Ребята, а вы хотите узнать на чем в Китае сохраняют информацию. Присаживайтесь на ковер. 
- А теперь я предлагаю вам присесть (дети присаживаются на колени) .
- Книги у китайцев были очень интересные. Сначала китайцы писали на ткани. Ее нарезали на маленькие кусочки, писали на них при помощи чернил и кисти, а потом эти маленькие кусочки сшивали.
(показ 19 слайд)
- Я предлагаю вам тоже стать создателями книги из ткани и попробовать пописать на ваших страницах из ткани. А что мы будем с вами писать я сейчас расскажу. 
- В Китае для написания книг использовали специальные символы, которые называются иероглифы. Повторите со мной. Вот на этой стене у нас нарисованы иероглифы (показ иероглифов, проговаривая что обозначает каждый из них). 
-Выберите понравившийся иероглиф и напишите на ваших шелковых книжных страницах. Возьмите кисточки и можете приступать. 
- Саша, что у тебя за иероглиф, что он обозначает? 
- А у тебя Настя, что получается? 
- Какие вы все молодцы! Положите ваши кисточки на салфетку, возьмите влажную салфетку, вытрите свои руки. Отправляемся дальше? 
- Пройдите в нашу машину времени
(мелодия космос). Посмотрите на экран, куда мы с вами переместились? (мелодия 4 Русь) 
на экране Древняя Русь
(20 слайд)
- Древняя Русь славилась своими деревянными городами
(21 слайд), красивыми лесами 
(22 слайд), своим рукоделием 
(23слайд
) ремеслом

(24 слайд) сильными богатырями
(25 слайд) и веселыми праздниками 
Ребята, а вы знаете сначала на Руси писали на бересте? А что это такое? Кто-нибудь из вас знает? (ответы детей). 
(26 слайд) береста, 
(27 слайд) это кора березы, посмотрите
Писали на ней с помощью острой палочки, выцарапывали буквы, (показываю, мальберт с берестой, а потом появилась бумага. 
(28 слайд)На ней стали писать летописцы
Их труд был очень тяжелым, и они очень обрадовались когда появилась настоящая печатная книга. А как же это произошло? смотрите
(29 слайд) Оказывается буквы вырезали из дерева, 
на них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги, вот такая была первая
(30, 31 слайд) печать печатный станок.) 
(32 слайд) древняя книга 
Вы скоро пойдете в школу, станете умными как жрецы, трудолюбивыми как китайцы, добрыми и сильными как богатыри. Но прежде чем вы ими станете, вам нужно получить знания. И первую информацию, первые знания вы будите получать из своей первой книги - это Азбука. И я предлагаю вам на время стать книгопечатниками и создать первую, главную страницу нашей азбуки. (на столах вырезанные из паралона буквы и емкости с краской) 
- Получается ребята у вас печатать книжную страницу? Молодцы, вытирайте руки салфетками и пройдите в нашу машину времени
(мелодия космос). Куда же мы теперь с вами переместились? 
(мелодия 5 Тыва) (слайд 33, 34, 35, 36, 37 щелкать через 3 секунды)
- Узнали наш город? Молодцы. Мы с вами вернулись в современный мир. 

Заключительная часть:
Подведение итога
- Ребята мы сегодня с вами узнали как в древние времена сохраняли информацию. А как же сейчас в наше время можно сохранить информацию? (ответы детей). Какие-нибудь современные технологии вы знаете? (флешка, диски, компьютер). Сколько всего вы знаете, молодцы, ребята. Я предлагаю вам ребята тоже сохранить нашу информацию, записать на диктафон наш рассказ о сегодняшнем путешествии. Эту запись можно переслать своим друзьям, которые живут в других городах. Прослушав запись на диктафоне ваши друзья узнают в каком путешествии мы побывали и что интересного узнали. Запишем наш рассказ чуть позже в группе, я его с телефона скину на флешку, чтоб наша информация сохранилась Договорились? А теперь вспомним :
На чем мы с вами сегодня путешествовали? Где побывали? На чем писали? С помощью чего? Что нового узнали? Какие книги были в Китае? А в Египте? На Руси? А какую гимнастику мы с вами выполняли? Молодцы! Вот какое интересное путешествие мы с вами совершили! Ребята, вам понравилось наше путешествие? Мне с вами было очень интересно, вы веселые, умные ребята. Спасибо вам большое за работу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной дейтельности с детьми подготовительной группы "Путешествие в страну живого слова"

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи с использованием мнемотехники....

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

Конспект непосредственной образовательной cовместной деятельности в подготовительной группе на тему «Здоровое питание»

Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы. Целью занятия является расширение представлений детей о правильном питании и здоровом образе жизни....

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в подготовительной группе "Африка"

quot;Путешествие в Африку" с детьми 6 -7 лет, где они знакомятся с природными зонами этого большого континента и учатся составлять интеллект-карту по итогам путешествия....