"Камни -это интересно"-конспект открытого районного занятия.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Конспект опытно - экспериментальной деятельности:
«КАМНИ - ЭТО ИНТЕРЕСНО».
Воспитатель средней группы -Туганова Инга Юрьевна.
Цель:
1. Познакомить детей со свойствами разных камней.
2. Научить выделять признаки камней, классифицировать
по разным основаниям, учиться подбирать точные определения
для характеристики их особенностей.
3. Узнать о многообразном использовании камней человеком.
4. Познакомить детей с камнями натурального и искусственного
происхождения.
5. Вызвать радость от открытий полученных от опытов.
6 .Учить выделять особенности разных камней и описывать
их, сравнивать камни с другими предметами.
7. Учить анализировать и делать выводы.
8. Активировать словарь(камень, твердый, гладкий, шероховатый,
пористый, декоративный).
Материалы: халаты, глобус, глина, контейнеры, трубочки,
палочки, салфетки, ящик ощущений, камни природ-
ного происхождения, декоративные камешки, пластиковые
стаканы, подносы по количеству детей, тарелочки,
салфетки.
Предварительная работа: Рассматривание камней
на прогулке, собирание коллекции камней ,строи-
тельные игры с использованием камней на прогулке,
составление узоров из камней, хождение по камням
для массажа ног , роспись камней, просмотр
мультфильмов- «Серебряное копытце», «Три поросенка»
«Каменный цветок», чтение сказок и стихов о камне.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, проходите пожалуйста, посмотрите как много
к нам пришло гостей. Давайте мы поприветствуем
друг друга и наших гостей.
ПРИВЕТСТВИЕ: Придумано кем-то просто и мудро,
При встречи здороваться: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро приветливым лицам,
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длиться до вечера!!!!!»
(На маленьком столе стоит короб ощущений.)
Восп: Ребята, посмотрите у нас снова в гостях наш любимый короб.
Кто хочет проверить , что у нас коробе лежит?
( выходит ребенок и просовывает руки в отверстия короба).
Восп:- этот предмет живой или неживой?
-теплый или холодный?
-твердый или мягкий?
-гладкий или шероховатый?
-большой или маленький?
-тяжелый или легкий? Так давайте подумаем, что же это
может быть?
Дети приходят к мнению о том , что в коробе находиться камень.
Восп: Ах какие вы молодцы! Вы верно сделали вывод что это
камень. Ребятки, посмотрите пожалуйста на глобус, это наша
Земля. У нашей земли есть одежда. Она состоит из камешков,
а каждый камешек - это кусочек горы. Там где очень много
камней, возвышаются горы. Посмотрите сколько на земле гор
Они обозначены на глобусе темно-коричневым цветом, еще
на глобусе очень много голубого цвета. Это вода - моря, реки,
океаны. В воде тоже очень много гор, которые состоят из камней.
1-эксперимент.
А вы хотите сами построить гору в воде? Ну тогда проходите парами
к столам с контейнерами, слушайте внимательно, сначала надо на
дно выложить большие камни, а затем маленькие, камни
нужно выкладывать друг на друга. Прежде чем мы начнем
строить горы, я хочу отметить маркером уровень воды.
Дети начинают выстраивать «горы».
Восп- посмотрите как вы думаете, почему камешки не ложатся
ровно ? (они скользкие, мокрые, гладкие). Камень
может появиться с огромной скалой, но время, вода, ветер
за долгие годы разрушают его, превращая в обломки скалы,
затем в более маленькие камешки, а потом и в песок .
Давайте возьмем трубочки наберем воздуха, создадим бурю на
море, гора начинает разрушаться на глазах у детей.
Восп- Ребят, посмотрите как изменилось количество воды
в контейнерах ,да правильно, ее стало на много больше.
А почему ее стало больше? (камни тяжелые, вода поднимается)
Какой рассказ вам напомнил наш опыт , давайте вспомним
Дети называют : «Хотела галка пить».
ФИЗМИНУТКА: давайте мы теперь немного разомнемся.
Стоит гора старушка, до небес макушка.
Ее ветер обдувает, ее дождик поливает
Стоит гора страдает, камешки теряет.
И каждый день, и каждую ночь,
Катятся камешки, катятся прочь.
И стой поры ни чего не осталось от нашей горы!!!! Умнички вы
даже умеете превращаться в камешки.
Восп: Ребята подойдите к этому столу. Давайте рассмотрим камешки.
Ой, мне кажется, что здесь кто-то уже побывал ,здесь так все перепутано, нам нужно всем вместе навести порядок .Приступим коллеги
И так что же у нас здесь за камни, давайте их рассмотрим. Вы узнали эти камни?
Дети : это морские камни, речные и декоративные.
Восп: ребята ,а чем речные камни отличаются от морских?
Дети : Морские камни- гладкие , разной формы ,овальные и
Округлые ,твердые и холодные, красивые. Гладкими их
сделали морские волны ,песок, камни трутся друг о друга и у них со временем стираются углы от этого они становятся округлыми и гладки
ми, . Речные камни они шершавые ,не ровные, разной формы,
с острыми углами.
Восп: Но здесь еще есть другие камешки,
подскажите как они называются. (Ответы детей- декоратив-
ные , которые сделал человек).
Восп: Ах какие же мы с вами молодцы! Вот сколько мы знаем
о камнях!
Восп: умнички , теперь нам надо разделить природные камни от
декоративных ,приступим мои дорогие.
2 эксперимент.
А сейчас я хочу предложить выбрать понравившийся
вам камешек, рассмотреть его через лупу, все выбрали?Тогда пройдемте за столы,присаживайтесь. Расскажите что
вы видите? (трещинки, точки, полоски, бугорки, ямки).
Теперь положите лупы, и возьмите в одну руку глину, а в другую,
свой камешек, сожмите обе ладошки. Что произошло с камнем
а что с глиной? Глина помялась, а камень остался такой же.
Почему? Потому что глина мягкая, а камень твердый , крепкий,
из глины мы можем слепить все что захотим, а из камня?
Постучите пожалуйста глиной о камень, теперь возьмите в
Обе руки камни и тоже постучите есть разница ? ( да камень о
камень издают звук, а глина о камень нет). Молодцы коллеги
видите как у нас все получается.
3 эксперимент.
Восп: А у меня для вас есть еще один камешек, но что это, вы узнаете
лишь отгадав загадку:
С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его достать,
Надо в шахте побывать.
Его в шахте горняки
Отбивают молотками.
Это очень нужный камень.
Он имеет черный цвет,
Всем дает тепло и свет. (ответы детей.).
Правильно он называется каменный уголь найдите его
на тарелочке, возьмите его в руку. Скажите какой он?
Дети: черный, пачкается, шершавый, немного блестящий…
Восп: Как вы думаете, он прочный? А давайте мы
это проверим. Восп разбивает уголь, да он твердый,
но не такой прочный как например морской каме-
шек. Давайте посмотрим , посмотрим что будет с
ним когда мы его опустим в воду.
4 эксперимент.
Давайте возьмем и опустим его в стакан с водой,
Как вы думаете уголь растворяется в воде или нет?
А как можно это проверить? Возьмите палочку и помешайте
аккуратно воду, меняет ли вода цвет? Ответы детей.
Запомните – каменный уголь нерастворим, ни в одной
из жидкостей. Теперь возьмите еще один каменный уголь
и попробуйте им нарисовать.
(Дети вытирают руки салфетками).
Итог: коллеги мы сегодня познакомились с различными
камнями давайте вспомним как они называются,
а чем морские камни отличаются от речных?
А что больше всего понравилось вам? Я думаю что мы
с вами еще продолжим исследовать камни.
Большое спасибо дорогие ученные, мне очень
было приятно с вами работать . До новых встреч в нашей лаборатории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого районного занятия по экспериментированию (неживая природа) для детей подготовительной группы
Конспект открытого районного занятия по экспериментированию (неживая природа) для детей подготовительной группы...
Открытое районное занятие на средней группе в Д/С №8
К М/О НА ТЕМУ: "Значение детского эксперементирования для позновательного развития ребёнка"...
Сценарий открытого районного занятия "Марафон профессий. Дело мастера боится"
Сценарий открытого районного занятия...
Сценарий открытого районного занятия "Марафон профессий: Дело мастера боится"
Конспект открытого районного занятия....
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и звукопроизношению. «Путешествие в зимний лес» На методическое объединение ДОУ Ачинского района.2014г
Открытое мероприятие по обучению грамотеЗакреплять навык правильного произношения звуков « Р», «Л». Совершенствовать умения детей пользоваться звуками «Р» и ...
Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию с использованием камней Марблс и ковролинографии в 1-ой младшей группе «Путешествие по сказкам»
Конспект открытого интегрированного занятияпо познавательному и речевому развитию с использованием камней Марблс и ковролинографии в 1-ой младшей группе«Путешествие по сказкам»Цель:формиро...
Конспект открытого интегрированного занятия по конструированию на тему: «Улица нашего района» с использованием палочек Кьюзенера и блоков Дьенеша для детей старшей группы
Цель: развитие умения работать в плоскостном конструировании, используя палочки Кьюзенера и блоки Дьенеша.Задачи:Образовательные: Формировать у детей умения анализировать схему постройки, пл...