НОД «Птицы - наши друзья»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
: формирование представлений у детей о зимующих и перелетных
птицах через активные формы и методы деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neposredstvennoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
в старшей группе
Тема «Птицы - наши друзья»
Воспитатель: Гаврилова А.Г.
Санкт-Петербург
2018 год
Цель: формирование представлений у детей о зимующих и перелетных
птицах через активные формы и методы деятельности детей.
Задачи:
- Продолжать формировать у детей представления о зимующих и перелетных
птицах;
- Расширять представления детей об особенностях питания зимующих птиц в
холодное время года;
- Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Задачи:
- формирование интереса к содержанию совместной деятельности,
направление внимания детей.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите на подоконник. Здесь что–то лежит…
(Воспитатель подходит к подоконнику, берет в руки конверт). Наверное,
письмо у открытого окна оставили. Кто же его принес? (загадывают загадку)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая
(ответ детей – сорока)
Воспитатель: Хотите узнать, что там нам написано? (открывает конверт,
читает). «Караул, спасите, помогите! В лесу полный беспорядок и
неразбериха. Зима на носу, а птицы не помнят, кому на юг лететь, а кому
оставаться зимовать. Вы, ребята, помогите! К нам на помощь поспешите.
Медведь».
Воспитатель: Ребята, поможем навести порядок в лесу? (Ответы детей).
Только нам сначала в лес попасть нужно, а для этого надо произнести
волшебное заклинание:
(Дети выполняют движения по тексту)
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки протянуть вперед,
А затем – наоборот.
Как листочки, покружиться.
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес!
(На экране появляется картина осеннего леса. Звучит аудиозапись голосов
птиц. Дети слушают пение птиц)
2. Основной этап
Задачи:
- Актуализация имеющихся знаний, представлений.
- Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости,
получение нового игрового опыта (дыхательная гимнастика,
физкультминутка, пальчиковая гимнастика).
- Развитие наблюдательности, речевой активности.
- формирование элементарных навыков самоконтроля
Воспитатель: Вот мы и в лесу! Прежде чем мы в него войдем, давайте
вспомним правила поведения в лесу
(Дети перечисляют правила поведения в лесу):
Ходить надо по тропинкам.
Нельзя ломать ветки деревьев.
Нельзя кричать и шуметь.
Нельзя мусорить.
Воспитатель: Посмотрите, как много листьев на земле! А когда поднимается
ветер, листья поднимаются ветром в воздух. Хотите побыть ветерками?
Дыхательная гимнастика «Листочки» (на ковре)
(лист лежит на ладошке, ребенок подносит руку ко рту, делает вдох, затем
спокойно дует на листок. Листок слетает с руки. Следить, чтобы щёки не
надувались. Повтор:2-3 р.)
Воспитатель: Как называют явление, когда с деревьев облетают листья?
(ответ детей - листопад)
Воспитатель: Ребята, а зачем мы пришли в лес? (если дети не помнят цель
посещения леса, подвести детей к решению разделить птиц на зимующих и
перелетных).
- Давайте вспомним, как называются птицы, которые улетают в теплые края?
(Перелетные).
- Каких перелетных птиц вы знаете? (ответы детей)
- А как называются птицы, которые остаются? (Зимующие).
- Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)
Молодцы! Много знаете! А сейчас мы с вами посмотрим на экран.
- Посмотрите, здесь очень много птиц (На экране появляется изображение
птиц: перелетных и зимующих на одном слайде) и нужно их распределить на
перелетных и зимующих птиц. Вы мне поможете? (ответы детей)
- Я знаю загадки про птиц. Я буду загадывать, а вы будете отгадывать…
(Дети, сидя на ковре, отгадывают загадки и разделяют птиц на зимующих и
перелетных. После каждой отгадки на экране появляются изображение
птицы и звучит аудиозапись голоса данной птицы)
(загадываются загадки)
Как бы мне пошла корона! —
Важно каркнула (ворона)
Кто без нот и без свирели
лучше всех наводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (соловей)
Скачет бойко по дорожке,
Подбирает с земли крошки.
Не боится голубей...
Что за птичка? (воробей)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло (сова)
Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит (дятел)
Пёстренькая птичка
В чужое гнездо снесла яичко (кукушка)
Летом за пахарем ходят,
А под зиму с криком уходят (грачи)
Прилетает к нам с теплом
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (синичка)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь)
Д/и «Кто быстрее разделит птиц» (перелётные и зимующие)
Воспитатель: Посмотрите! (обращает внимание детей на картинки с
изображением птиц, лежащих на столах). Здесь лежат изображения птиц
этого леса. Помогите разделить этих птиц на зимующих и перелетных и
«поселить» (наклеить) их на деревья.
- На какое дерево мы посадим зимующих птиц? (ответы детей)
- А на какое дерево посадим перелетных? Почему вы так думаете? (ответы
детей).
- Правильно, зимующих птиц мы с вами посадим на это дерево без листьев, а
перелётных – на дерево с листочками. Ведь там, где они сейчас находятся –
настоящее лето.
Задание выполняется за столами. Каждый ребенок выбирает одно
изображение птицы, называет ее и наклеивает на соответствующее
дерево.
Воспитатель: Какие птицы, ребята, сидят на нашем «зимнем» дереве? Птиц
назовут только девочки (синичка, воробей, ворона, сорока, голубь, снегирь). А
как их можно назвать одним словом? (зимующие).
А птиц на «летнем» дереве назовут только мальчики (ласточка, скворец,
грач, соловей, кукушка…). А как их можно назвать одним словом?
(перелетные).
-Молодцы!
На экране появляются изображения перелетных птиц.
Вопросы детям:
Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (дети отвечают полным
ответом)
-Почему птиц называют перелетными?
-Почему улетают птицы?
-Какие птицы нашего края первыми улетают в теплые края?
Воспитатель: Перелётные птицы не умеют делать себе запасы корма на зиму
и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда,
выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы
весной вернуться в родные края.
Оказывается, в августе воздух около земли ещё теплый, а чем выше, тем
холоднее. Стрижи летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых —
они и улетают самыми первыми. За ними ласточки, а позже улетают скворцы,
как и все птицы, которые питаются насекомыми.
Потом улетают те птицы, которые питаются плодами и семенами растений.
Позже улетают утки, гуси. Они собираются в путь, когда замерзнут водоемы.
Какие птицы улетают первыми, как вы думаете почему?
Какие птицы улетают последними, как вы думаете почему?
Воспитатель: Давайте полетаем вместе с птицами…
Физкультминутка (Дети выполняют движения согласно тексту)
Вот и утро! Хватит спать!
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком
руки меняются.)
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Вправо-влево наклонились,
И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.)
По команде приседаем
— Раз-два-три-четыре-пять.
Упражненье выполняем.
Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, легко ли птицам добывать корм
зимой? (Ответы детей).
На экране появляются изображения зимующих птиц.
Рассказ воспитателя: Для корма птицам пригодны семена различных
растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза. Овес, пшено клюют только
воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме
семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо. Вороны – всеядные
птицы. Клесты любят семена еловых и сосновых шишек. В лесу зимой много
еловых и сосновых шишек. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи,
барбариса. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду
даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в
трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена
лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время
снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают.
Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь
пережить зиму пернатым друзьям.
- А как мы можем помочь зимующим птицам? (ответы детей)
- Чем будем подкармливать зимующих птиц? Что они любят? (ответы
детей)
Воспитатель: Хотите покормить птиц?
Пальчиковая гимнастика (Дети выполняют движения согласно тексту)
Я зимой кормлю всех птиц:
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей —
(загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)
Вот кормушка у дверей.
(показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
(загибают и разгибают пальцы, перечисляя корм)
Пусть клюет его она.
(собранными в щепотку пальцами имитируем движения)
Воспитатель: Молодцы. А я хочу вас проверить, знаете ли вы, что любят
птицы из еды. Выберите себе пару, для того, чтобы вам было удобно и
комфортно работать.
Д/и «Соедини линией птицу и корм».
Дети распределяются по парам и рассматривают лежащие на столе
карточки (с разным уровнем сложности). Задание выполняется
индивидуально. Дети называют зимующих птиц и соединяют их линией с
кормом, который любит птица. Потом меняются карточками и проверяют
правильность выполнения задания друг у друга. Во время выполнения
задания звучит музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года» -
«Октябрь. Осенняя песня»
Воспитатель: выполнили?. А теперь поменяйтесь своими карточками с
соседом и проверьте, правильно ли выполнено задание вашим соседом (дети
перепроверяют друг друга)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, как вы думаете, мы помогли нашим птицам
навести порядок в их лесу? (ответы детей) А что мы сделали? (ответы
детей)
Да, конечно мы с вами смогли помочь птицам, потому что разделили их на
зимующих и перелётных. Узнали, чем можно кормить птиц зимой. И наши
друзья птицы благодарят вас за помощь своими песнями (звучат звуки
птичьих голосов).
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Я сейчас
произнесу волшебные слова, и мы вновь окажемся в нашем группе (Дети
выполняют движения согласно тексту).
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки протянуть вперед,
А затем – наоборот.
Как листочки, покружиться.
Чтоб в саду нам очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в наш детский сад
3. Заключительный этап
Задачи:
- Подведение итогов совместной деятельности
Дети высказываются по поводу полученной информации, качества
выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего
эмоционального состояния.
Воспитатель:
- Вам понравилось путешествие, ребята?
- Скажите, где мы с вами были сегодня?
-Что вы делали в лесу?
- Кому помогали?
- Скажите, где может пригодится информация, которую вы сегодня узнали?
-Ребята, я горжусь вами! Вы молодцы!
У нас уже есть кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их
на деревья, а вы пообещайте, что каждый день будете подкармливать птиц и
наблюдать, какие птицы прилетают к нашим кормушкам__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы наши друзья» Тема дня: «Зимующие птицы» Тема НОД: «Совушка - сова» Возраст: младший дошкольный Направление развития: «Художественно – эстетическо
План конспектпроведения непосредственно – образовательной деятельностив рамках тематической недели «Птицы наши друзья»Тема дня: «Зимующие птицы»Тема НОД: «Совушка - сова»Возраст: младший д...
Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.
Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...
Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)
quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...
Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....
Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"
Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.
Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...