«Развитие речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники»
проект по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Проет "Времена года" для детей подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем: Трудности в построении монолога; Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ; Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение; Недостаточный словарный запас; Плохая дикция . Учитывая факторы времени (дети весьма перенасыщены различной информацией) воспитатель ставит перед собой сложную проблему – сделать процесс обучения интересным, занимательным, развивающим.
Что же такое мнемотехника? Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи и мышления.
На основании анализа научной литературы мы выделили подходы в работе с технологией мнемотехника: Системный Личностный Деятельностный Диалогический Культурологический Информационный Аксиологический
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы: 1.Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка; 2.Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
В дидактике выделены три вида моделей: Предметная модель Предметно-схематическая модель Графические модели
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту; ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью; быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней; должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет; не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности; нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.
Актуальность проекта определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии речи и мышлении детей. Проблема: заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Новизна проекта заключается в использовании приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Метод организации работы с детьми отличается: Интегративностью Экономичностью Процессуальностью Здоровьесбережением Универсальностью
Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области. Примеры моделей: Развитие культурно -гигиенических навыков Рассказывание о растительном, животном и предметном мире Уход за комнатными растениями Рассказывание о времени года
Отгадывание загадок и придумывание загадок Заучивание стихотворений
Описание проекта Тип проекта: информационно-практико-ориентированный . Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели группы, воспитанники и родители подготовительной к школе группы. Сроки выполнения проекта: Начало: сентябрь Окончание: май Продолжительность: долгосрочный, один учебный год. Объект исследования: процесс развития речи и мышления детей подготовительной к школе группы МБДОУ д/с № 11 г. Белгорода . Предмет исследования: мнемотехника как средство развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста .
Цель проекта: Развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники при знакомстве с временами года.
Задачи проекта:
Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям: в отношении детей: через их совместную работу по поиску и сбору информации; по умению анализировать и систематизировать информацию; по умению общаться со сверстниками и взрослыми; в отношении родителей: через повышение родительской активности и их заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом; через активное участие в предлагаемых формах работы .
Этапы реализации проекта: Подготовительный (сентябрь - октябрь) Внедренческий (октябрь - апрель) Заключительный (май)
П одготовительный этап: Наблюдения за детьми. Анализ проблемы. Изучение методической литературы по данной теме. Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика». Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных. оценка уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников, обработка данных. Разработка проекта по теме «Времена года». Экскурсии и целевые прогулки. Наблюдения за объектами и явлениями природы. Беседы. Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п.
Задачей обследования детей является: Оценить мыслительные операции: способность к обобщению, абстрагированию, группировки на основе существенных признаков. Выявить уровень ориентировки в пространственно-временных и причинно-следственных связях. Исследовать связную речь детей. Для исследования мыслительных операций и речи детям были предложены 10 различных тестов: № п/п Название методики 1 Классификация. 2 Исключение лишнего 3 Что в начале, что потом? 4 Скрытый смысл картин. 5 Нелепицы. 6 Загадки. 7 Времена года 8 Чего не хватает? 9 Аналитические задачи. 10 Пересказ текста «Синички».
Оценка уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников на подготовительном этапе:
Внедренческий этап: Пополнение развивающей среды наглядно – иллюстративным материалом по теме «Времена года» с использованием мнемоквадратов , мнемодорожек , мнемотаблиц , опорных картинок, алгоритмов. 2 . Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта. 3 . Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц . Подбор книг , сказок, стихов, загадок по теме «Времена года», привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т.п. Изготовление книжек – самоделок совместно с детьми. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх . Изготовление игр, наглядных пособий для детей, изготовление лепбука «Мнемотехника», кейса «Все о природе» совместно с детьми. Изготовление панно «Времена года», мнемокуба совместно с детьми и родителями. Создание детьми своих творческих мини-проектов: рисунки, аппликации, поделки из природного и бросового материала.
Перспективный план работы: Месяц Специально – организованная деятельность Сентябрь Работа с мнемотаблицей по теме «Осень» Создание альбома мнемотаблиц по стихотворениям об осени; Создание альбома рисунков «Сказки об Осени». Консультация для родителей на тему «Развиваем память ребёнка». Октябрь Отгадывание мнемозагадок. Упражнение «Рисуем слова». Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Зимовье», пересказ сказки по мнемотаблице . Мастер-класс для родителей: «Собираем слова в копилку». Ноябрь Составление предложений об осени по мнемодорожкам. Составление описательного рассказа об осени по мнемотаблице . Изготовление мнемотаблицы детьми к сказке « Листопадничек » и ее пересказ. Итоговое занятие по теме «Золотая книга осени » Декабрь Работа с мнемотаблицей по теме «Зима» НОД по обучению связной речи с использованием приёма мнемотехники Заучивание стихотворения «Декабрь» С.Я. Маршака Чтение по ролям (с читающими детьми), инсценировка стихов. Упражнение «Рисуем слова » Придумывание мнемозагадок Январь Игра «Снежная куча» Заучивание стихотворения "Декабрь" Маршака Творческая работа «Зима»; Создание альбома рисунков «Сказки о Зиме».
Перспективный план работы: Февраль Составление описательного рассказа о зиме по мнемотаблице. Упражнение "Шпионы" (дети кодируют информацию) Рисуем сказку (придумывают свою) Составление рассказа по картине "Зимние забавы« ( использование мнемодорожек и мнемоквадратов ) Дидактическая и гра "Придумай сказку сам" ( мнемоквадраты ) Итоговое занятие по теме «Волшебная книга зимы» Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами ». Март Работа с мнемотаблицей по теме «Весна» Составление совместно с родителями мнемодорожек по весенним приметам. Отгадывание мнемозагадок . Заучивание скороговорки по мнемотаблице . Играем с мнемокубом . Апрель Отгадывание мнемозагадки. Заучивание стихотворения о весне (вместе с родителями рисуют мнемодорожку к стиху) Заучивание пальчиковой гимнастики «На дворе апрель, с крыши капает капель» Пересказ сказки Снегурочка ( мнемотаблица ) Дидактическая игра "Угадай-ка"(воспитатель выкладывает знакомые стихи,сюжеты сказок,а дети узнают и воспроизводят тексты) Май Составление предложений о весне по мнемодорожкам. Составление описательного рассказа о весне по мнемотаблице . Итоговое совместное с родителями мероприятие : "Мнемотехника-это здорово"
Взаимодействие с родителями: анкетирование родителей домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала; акция «Вместе с ребенком» (ежеквартально); привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе; родительские собрания с просмотром открытых занятий по теме проекта ( ежеквартально); поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и м едали «За стремление к знаниям!» ребенку; консультации и памятки для родителей; индивидуальные консультации по осуществлению акций; оформление наглядной информации в родительском уголке.
Заключительный этап: мониторинг; показ непосредственно образовательной деятельности на родительском собрании (май); показ непосредственно образовательной деятельности для педагогов (май); выставка детских рисунков; коллективная работа по выпуску детьми серии книг с использованием мнемотаблиц «Времена года »; Итоговое совместное с родителями мероприятие: "Мнемотехника-это здорово«.
Оценка уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников на заключительном этапе:
Сравнительная диагностика на заключительном и подготовительном этапах:
Результаты проекта в отношении детей : Систематизация знаний детей по теме “Времена года”; закрепление знаний об окружающем мире; Умение устанавливать связи между сезонными изменениями и жизнью растений и животных; Речевой уровень изменился в лучшую сторону , дети стали активнее , проявляют интерес к занятиям по заучиванию , пересказыванию , составлению рассказов . Самостоятельное применение мнемотаблиц детьми, т.е. ребенок может сам рассказывать знакомый рассказ или сказку, или даже придумать свои истории . Словарный запас вышел на более высокий уровень; Д ети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией . в отношении родителей: повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности; повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе
Представление образовательных результатов: родительские собрания; проведение индивидуальных бесед с родителями; педагогические советы, семинары, ГМО. городской смотр-конкурс «Золушка и маленький принц» в номинации «Художественное творчество » городской конкурс «Юный эрудит»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста
Задачу развития наглядно-образного мышления дошкольника решают ряд конкретных видов деятельности: рисование, конструирование, лепка, аппликация, носящие репрезентативный характер, особым образом отраж...
Картотека игр и упражнений для развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста
Подборка игр и упражнений из разных источников литературы, для развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста. По мере усложнения картотека условно разделена на три этапа....

Проект "Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр"
Проект "Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр"...

Адаптированная программа по развитию наглядно - образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Адаптированная программа по развитию наглядно- образного мышления разработана учителем – дефектологом Евдокимовой М. В. и успешно внедрена в работу МБДО...
Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Один из наиболее эффективных методов наглядности в обучении, является мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об ...

"Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники"
В данном методическом пособии рассматривается мнемотехника, как совокупность методов и приемов, которая способствует развитию связной речи. Раскрываются вопросы, такие как для чего нужна мнемотехника,...

«Развитие нестандартного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами технологии конструирование из бумаги (техника «мокрое» складывание)»
Нестандартное мышление связано с преобразованием окружающего мира. Даже на стадии создания моделей оригами (чертежей, схем, алгоритмов и т.п.) невозможно обойтись без мыслительного соотнесения этих мо...