Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии на тему

Щербакова Инна Ивановна

Задачу развития наглядно-образного мышления дошкольника решают ряд конкретных видов деятельности: рисование, конструирование, лепка, аппликация, носящие репрезентативный характер, особым образом отражая реальным мир, подобно сюжетно-ролевым играм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста

Задачу развития наглядно-образного мышления дошкольника решают ряд конкретных видов деятельности: рисование, конструирование, лепка, аппликация, носящие репрезентативный характер, особым образом отражая реальным мир, подобно сюжетно-ролевым играм.

По замечанию Петровского А.В.  онтогенетическое развитие мышления ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, освоение общественного опыта, а особую роль играет целенаправленное воздействие взрослого в форме обучения и воспитания/39,225/.

По словам Урунтаевой Г.А., в соответствии с переходом ведущего вида мышления с наглядно-действенного на наглядно-образный уровень, в отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления, ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но то, что он знает по своему прошлому опыту, а оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации и значительно расширяет границы познания/33,331/.

Таким образом, по определению Петровского А.В., наглядно-образное мышление, это вид мышления, связанный с представлением ситуаций и изменений в них, с помощью которого наиболее полно воссоздается всё многообразие разных фактических характеристик предмета – в образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения/39,225/.

     Исследования уровня развития наглядно-образного мышления в массовых диагностических обследованиях детей ежегодно (начиная с 1979г.) проводимых коллективом сотрудников под руководством Д.Б.Эльконина, показали, что дети с высоким уровнем образного мышления в дальнейшем успешно обучаются в школе, их умственное развитие в условиях школьного обучения протекает благоприятно, а для детей с низким уровнем образного мышления в последующем был характерен формализм в усвоении знаний и способов действий, наблюдали большие трудности в формировании логического мышления. И как резюмировал Поддъяков Н.Н., уровень сформированности наглядно-образного мышления оказывается важным показателем готовности ребенка к школе.

       По мнению Коломинского Я.Л., Панько Е.А. итогом интеллектуального развития дошкольника являются высшие формы наглядно-образного мышления, опираясь на которые ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношение между предметами окружающей действительности, без особого труда не только понимать схематические изображения, но и успешно пользоваться ими/18,5/

Галигузова Л.  в  своих работах отмечает,  что уже с первого года жизни в игру ребенка можно вводить элементы конструирования, развивающие наглядно-образное мышление, восприятие, умение соотносить формы предметов, мелкую моторику пальцев рук/11,47/. По мнению Урунтаевой Г.А. и конструктивная деятельность и изобразительная, и игра имеют моделирующий характер, т.к. продуктивная деятельность приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении/53,96/.

По Ж.Пиаже ведущее значение в формировании образного мышления имеют игровая и подражательная деятельности: именно в этих деятельностях у детей возникает способность представлять одну вещь посредством другой/41,100/.

Отношение детей к конструированию существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно сделать определенные игрушки, а путем складывания из бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов. Конструируя из бумаги, дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая их характерные признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги) приемами сгибания, складывания частей в определенной последовательности. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, это не мешает ребенку узнавать их, дополняя в воображении недостающие детали.

Через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применения разных способов и приемов дети учатся осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Для того, чтобы вызвать у детей интерес с конструированию (оригами) и эмоционально настроить его на него как на деятельность, Тарабарина Т.И. предложила произведения К.И. Чуковского, А. Сарсякова, А.Шестопаловой, А. Барто, В. Сутеева, И. Токмаковой, М. Ходяковой и русские народные песенки, загадки.

Список использованной литературы

  1. Анастази А.Психологическое тестирование./Под редакцией К.М. Гуревича, В.И. Лубовского.
  2. Ахунджанова С.Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности.//Дошкольное воспитание – 1983 – 36 – с.34-36.
  3. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С.Общая психодиагностика. – СПб.:Речь - 2000- 40с.
  4. Булычева А.Решение познавательных задач: возможные формы занятий//Дошкольное воспитание, 1996 - № 4 – с.69-72.
  5. Венгер Л.А., Мухина В.С.Развитие мышления дошкольника//Дошкольное воспиатние – 1979- 3 7 – с.20-37.
  6. Галигузова Л.Ранний возраст: развитие процессуальной игры.//Дошкольное воспитание. – 1993 - №4 – с.41-47
  7. Гальперин П.Я.Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии6Психология мышления – М., 1981
  8. Давидчук А.Н.Развитие у дошкольников конструктивного творчества – М., 1976.
  9. Лысюк Л.Г. Эмпирическая картина становления продуктивного целеполагания у детей 2-4 лет.//Вопросы психологии; - 200, - №1 – с.58-67
  10. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология - Спб: Питер, 2007 – 959с.
  11. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. – М.:Просвещение, 1988-190с.
  12. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду6обучение и творчество – М., 1990.
  13. Короткова Н.Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание – 2001 – 311 – с.29-40
  14. Кудрявцев В.Инновационное дошкольное образование, опыт, проблемы, стратегия развития//дошкольное воспитание, 1996 – 3 10 – с.73-80.
  15. Методы психологической диагностики. Выпуск 2-Под.редакцией Воронина А.Н. – Мю; 1994 – 202 с.
  16. Мухина В.С.Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта – М., 1981.
  17. Мясищев В.Н., Карвасарский Б.Д., С.С.Либиек, тонконогий И.М., основы общей и медицинской психологии – Л.:Медицина, 1975 – 224с.
  18. Немов Р.С.Психология – М.:ВЛАДОС, 1999 – кн.3:Психодиагностика. Ведение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики – 632 с.
  19. Парамонова Л., Урадовских Г.Роль конструктивных задач в формировании умственной активности (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание – 1985 - № 7 – с.46-49
  20. Психология:Словарь/Под общ.ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского – М.:Политиздат,1990 – 494 с.
  21. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/под редакцией Н.Н.Поддъякова, А.ф.говорковой – М:Педагогика – 1985 – 200с.
  22. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 книгах: Кн.1: Система работы психолога с детьми раннего возраста. – М.:Владос-Пресс/ИД ВЛАДОС, 2004 – 384 с.
  23. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии – Спб: Питер, 2002 – 720с.
  24. Синельников В.Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач//Дошкольное воспитание. – 1996- №8 – с.93-100.
  25. Трифонова Г.Е.О детском рисунке как форме игры//Дошкольное воспитание. – 1996 - № 2 – сю24-28
  26. Трубников Н.Н.О категориях «цель», «средство», «результат», М., 1968г.
  27. Поддяков Н.Н.Развитие комбинаторных способностей//Дошкольное воспитание, 2001 – 310 – с.90-99.
  28. Поддъяков Н.Н.Мышление дошкольника – М., 1977
  29.  Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по дошкольной психологии – М.:Академия, 1998- 304с.
  30. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка»; популярное пособие для родителей и педагогов. – ООО «Академия развития», Ярославль, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Значение дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

В сборнике представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Адресован воспитателям дошкольных образовате...

Конспект образовательной деятельности. Использование интеллектуальных технологий в развитии основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста «Путешествие паровозика по стране Математики ».

Конспект образовательной деятельности с использованием интеллектуальных технологий в развитии основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста: интерактивная доска, палочек Кюизенер...

«Развитие речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники»

Проет "Времена года" для детей подготовительной к школе группы...

Развитие элементов инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность

laquo;Развитие элементов инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность».Актуальность:Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, ...

Развитие инженерно-технического мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность

    «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» Ж. Пиаже...