Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии на тему
Задачу развития наглядно-образного мышления дошкольника решают ряд конкретных видов деятельности: рисование, конструирование, лепка, аппликация, носящие репрезентативный характер, особым образом отражая реальным мир, подобно сюжетно-ролевым играм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие наглядно-образного мышления | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста
Задачу развития наглядно-образного мышления дошкольника решают ряд конкретных видов деятельности: рисование, конструирование, лепка, аппликация, носящие репрезентативный характер, особым образом отражая реальным мир, подобно сюжетно-ролевым играм.
По замечанию Петровского А.В. онтогенетическое развитие мышления ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, освоение общественного опыта, а особую роль играет целенаправленное воздействие взрослого в форме обучения и воспитания/39,225/.
По словам Урунтаевой Г.А., в соответствии с переходом ведущего вида мышления с наглядно-действенного на наглядно-образный уровень, в отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления, ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но то, что он знает по своему прошлому опыту, а оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации и значительно расширяет границы познания/33,331/.
Таким образом, по определению Петровского А.В., наглядно-образное мышление, это вид мышления, связанный с представлением ситуаций и изменений в них, с помощью которого наиболее полно воссоздается всё многообразие разных фактических характеристик предмета – в образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения/39,225/.
Исследования уровня развития наглядно-образного мышления в массовых диагностических обследованиях детей ежегодно (начиная с 1979г.) проводимых коллективом сотрудников под руководством Д.Б.Эльконина, показали, что дети с высоким уровнем образного мышления в дальнейшем успешно обучаются в школе, их умственное развитие в условиях школьного обучения протекает благоприятно, а для детей с низким уровнем образного мышления в последующем был характерен формализм в усвоении знаний и способов действий, наблюдали большие трудности в формировании логического мышления. И как резюмировал Поддъяков Н.Н., уровень сформированности наглядно-образного мышления оказывается важным показателем готовности ребенка к школе.
По мнению Коломинского Я.Л., Панько Е.А. итогом интеллектуального развития дошкольника являются высшие формы наглядно-образного мышления, опираясь на которые ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношение между предметами окружающей действительности, без особого труда не только понимать схематические изображения, но и успешно пользоваться ими/18,5/
Галигузова Л. в своих работах отмечает, что уже с первого года жизни в игру ребенка можно вводить элементы конструирования, развивающие наглядно-образное мышление, восприятие, умение соотносить формы предметов, мелкую моторику пальцев рук/11,47/. По мнению Урунтаевой Г.А. и конструктивная деятельность и изобразительная, и игра имеют моделирующий характер, т.к. продуктивная деятельность приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении/53,96/.
По Ж.Пиаже ведущее значение в формировании образного мышления имеют игровая и подражательная деятельности: именно в этих деятельностях у детей возникает способность представлять одну вещь посредством другой/41,100/.
Отношение детей к конструированию существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно сделать определенные игрушки, а путем складывания из бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов. Конструируя из бумаги, дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая их характерные признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги) приемами сгибания, складывания частей в определенной последовательности. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, это не мешает ребенку узнавать их, дополняя в воображении недостающие детали.
Через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применения разных способов и приемов дети учатся осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Для того, чтобы вызвать у детей интерес с конструированию (оригами) и эмоционально настроить его на него как на деятельность, Тарабарина Т.И. предложила произведения К.И. Чуковского, А. Сарсякова, А.Шестопаловой, А. Барто, В. Сутеева, И. Токмаковой, М. Ходяковой и русские народные песенки, загадки.
Список использованной литературы
- Анастази А.Психологическое тестирование./Под редакцией К.М. Гуревича, В.И. Лубовского.
- Ахунджанова С.Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности.//Дошкольное воспитание – 1983 – 36 – с.34-36.
- Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С.Общая психодиагностика. – СПб.:Речь - 2000- 40с.
- Булычева А.Решение познавательных задач: возможные формы занятий//Дошкольное воспитание, 1996 - № 4 – с.69-72.
- Венгер Л.А., Мухина В.С.Развитие мышления дошкольника//Дошкольное воспиатние – 1979- 3 7 – с.20-37.
- Галигузова Л.Ранний возраст: развитие процессуальной игры.//Дошкольное воспитание. – 1993 - №4 – с.41-47
- Гальперин П.Я.Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии6Психология мышления – М., 1981
- Давидчук А.Н.Развитие у дошкольников конструктивного творчества – М., 1976.
- Лысюк Л.Г. Эмпирическая картина становления продуктивного целеполагания у детей 2-4 лет.//Вопросы психологии; - 200, - №1 – с.58-67
- Карвасарский Б.Д. Клиническая психология - Спб: Питер, 2007 – 959с.
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. – М.:Просвещение, 1988-190с.
- Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду6обучение и творчество – М., 1990.
- Короткова Н.Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание – 2001 – 311 – с.29-40
- Кудрявцев В.Инновационное дошкольное образование, опыт, проблемы, стратегия развития//дошкольное воспитание, 1996 – 3 10 – с.73-80.
- Методы психологической диагностики. Выпуск 2-Под.редакцией Воронина А.Н. – Мю; 1994 – 202 с.
- Мухина В.С.Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта – М., 1981.
- Мясищев В.Н., Карвасарский Б.Д., С.С.Либиек, тонконогий И.М., основы общей и медицинской психологии – Л.:Медицина, 1975 – 224с.
- Немов Р.С.Психология – М.:ВЛАДОС, 1999 – кн.3:Психодиагностика. Ведение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики – 632 с.
- Парамонова Л., Урадовских Г.Роль конструктивных задач в формировании умственной активности (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание – 1985 - № 7 – с.46-49
- Психология:Словарь/Под общ.ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского – М.:Политиздат,1990 – 494 с.
- Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/под редакцией Н.Н.Поддъякова, А.ф.говорковой – М:Педагогика – 1985 – 200с.
- Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 книгах: Кн.1: Система работы психолога с детьми раннего возраста. – М.:Владос-Пресс/ИД ВЛАДОС, 2004 – 384 с.
- Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии – Спб: Питер, 2002 – 720с.
- Синельников В.Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач//Дошкольное воспитание. – 1996- №8 – с.93-100.
- Трифонова Г.Е.О детском рисунке как форме игры//Дошкольное воспитание. – 1996 - № 2 – сю24-28
- Трубников Н.Н.О категориях «цель», «средство», «результат», М., 1968г.
- Поддяков Н.Н.Развитие комбинаторных способностей//Дошкольное воспитание, 2001 – 310 – с.90-99.
- Поддъяков Н.Н.Мышление дошкольника – М., 1977
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по дошкольной психологии – М.:Академия, 1998- 304с.
- Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка»; популярное пособие для родителей и педагогов. – ООО «Академия развития», Ярославль, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Значение дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
В сборнике представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Адресован воспитателям дошкольных образовате...
Конспект образовательной деятельности. Использование интеллектуальных технологий в развитии основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста «Путешествие паровозика по стране Математики ».
Конспект образовательной деятельности с использованием интеллектуальных технологий в развитии основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста: интерактивная доска, палочек Кюизенер...
«Развитие речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники»
Проет "Времена года" для детей подготовительной к школе группы...
Развитие элементов инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность
laquo;Развитие элементов инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность».Актуальность:Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, ...
План самообразования учителя-дефектолога по теме «Формирование и развитие элементов логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством дидактических игр и упражнений»
Один из вариантов отчетной документации учителя-дефектолога в ДОО....
Развитие инженерно-технического мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность
Семинар практикум...
Развитие инженерно-технического мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» Ж. Пиаже...