Современные образовательные технологии. Использование Кейс-технологии в работе дошкольного педагога
статья на тему

Пенькова Татьяна Евгеньевна

Современные образовательные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys.docx40.3 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс-технология

Кейс-технология актуальна, так как отражает направления современной государственной образовательной политики в области дошкольного образования и способствует реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребёнка.

Понятие «кейс-технология» определяется специалистами как интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.

«Кейс-технология» - это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа:

  • метод игрового проектирования - процесс создания или совершенствования объектов.
  • метод проигрывания ролей (инсценировки) - предлагается в виде инсценировки создать ситуацию и дать возможность оценить поступки.
  • дебрифинг - достоинством является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов.
  • метод инцидентов - поиск информации для принятия решения самим слушателем.
  • групповая дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами.
  • метод "информационного лабиринта" заключается в умении занять позицию человека и справиться с задачами, которые она подразумевает.
  • метод ситуационного упражнения (задачи)- предлагается текст с описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения.

 

 В перечень  входит и предлагаемая инновация: «фото-кейс» или "кейс-иллюстрация",  которая используется для рассмотрения проблемной ситуации и наглядно помогает в ней разобраться.  Предлагаемая технология одновременно и особый вид иллюстративного учебного материала, и особый способ использования этого материала в различных видах деятельности.

Главное  предназначение данной технологии - развивать способность прорабатывать различные ситуации и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией.

Ситуационные задачи могут быть связаны с событиями прошлого, настоящего и даже будущего времени. Дошкольники должны разрешить смоделированную проблему и получить реакцию окружающих на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому педагог помогает детям рассуждать, но не навязывает им свое мнение. Технология  дает возможность действовать, не боясь негативных последствий возможных в реальной серьезной ситуации. Дошкольники учатся находить решения, обмениваться мнениями друг с другом, применять свои знания и расширять их, также как и аргументировать свою стратегию решения по отношению к другим.

Задачи, достигаемые при использовании технологии "фото-кейс":

  • Развивать творческое, осознанно - критическое мышление;
  • Формировать способность на практике; находить альтернативные варианты решений, соотносить их с жизненными ситуациями;
  • Развивать умение оценивать ситуацию и принимать решения;
  • Способствовать развитию у детей нравственных аспектов поведения.

Обучение детей анализу создавшейся проблемной ситуации активизирует мыслительную деятельность. Способствует умению критически и реально оценивать события, происходящие вокруг него, правильно принимать решения. Задачи направлены на развитие у дошкольников социально - нравственных норм и правил, общения, поведения в социуме, в процессе интеграции образовательных областей. Нельзя забывать, что технология одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в рамках поставленных задач, через различные виды деятельности.

Отличительные особенности технологии "фото-кейс":

  • Описание реальной проблемной ситуации;
  • Альтернативность решения проблемы;
  • Коллективная работа по выработке решения;
  • Оценивание принимаемых решений;
  • Эмоциональная вовлеченность участников.

Особенность использования заключается в изучении прецедентов, то есть случая, который требует принятия решения посредством дискуссии со сверстниками, т.е. совместными усилиями группы необходимо проанализировать ситуацию, выработать практическое решение и как окончание - выбор лучшего из них в контексте поставленной проблемы. 

К достоинствам можно отнести:

  • доступность, как возможность организации вариантов активного обсуждения,
  • наглядность, т.е. красочные фотографии, отражающие реальную или смоделированную ситуацию;
  • гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.

В работе с дошкольниками рекомендуется использовать технологию в рамках комплексно-тематического планирования как часть совместной детской деятельности.

Включение вначале организованной деятельности "фото-кейс" задаёт мотивационный стимул, позволяет расширить "репертуар" стратегий за счёт знакомства с иными способами решения проблемы и построить тему любой деятельности детей в игре, в труде, наблюдении.

Использование в заключительной части непосредственного обучения, предполагает плавный переход к самостоятельной деятельности детей.

На практике выяснилось, что преимуществом пользуется вариант включения технологии "фото-кейс" в основную часть организованной детской деятельности, после определённой подготовки, накопления знаний по тематике.

Практическая деятельность с дошкольниками строится в рамках технологической карты, которая адаптирована к технологии и отражает специфику "фото-кейса", где определена последовательная этапность деятельности педагога и детей.

Использование "фото-кейсов" на практике обеспечивает не только интеллектуальное, нравственное развитие, но и активизирует чувственную сферу и переживания в процессе принятия решений.

В процессе использования технологии "фото-кейс":

  • получают коммуникативные навыки,
  • развивают презентационные умения,
  • формируются навыки работы в команде детей дошкольного возраста;
  • выработка навыков простейших форм социального общения,
  • решения реальных проблем, возможность работы в едином проблемном поле,
  • умение аргументировать ответ, решать конфликтные ситуации.

Данная технология объединяет сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, осваиваются в ходе изучения. Использование на практике технологии "Фото-кейс" с дошкольниками даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектный метод как эффективный метод в использовании современных образовательных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

На сегодняшний день  государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляю...

методические рекомендации для педагогов по использованию кейс-технологий в работе с дошкольнтками

данные методические рекомендации содержат также алгоритм работы с дошкольниками....

Использование кейс-технологии в работе педагога

Динамика современной жизни требует поиска, разработки и внедрения в дошкольное образование новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изнач...

Статья "Использование Кейс - технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

Данная статья раскрывает возможности использования кейс-технологии в ДОУ, которая способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планироват...

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование кейс – технологий в работе с детьми по развитию экологической грамотности»

В наших руках есть возможность создать в детском саду атмосферу доброжелательности, творчества и позитива. Через новые методы работы, применив свои умения и знания, научить детей неординарно мысл...