«Использование кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста» из опыта работы.
методическая разработка (подготовительная группа)

Митина Ирина Васильевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_vystuplenie.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста» из опыта работы.

Слайд №1 актуальность

Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Общительность, умение контактировать с другими людьми – необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие для нормального психологического развития личности. Современные педагоги все чаще приходят к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, чтобы сформировать социальные качества личности, используя различные современные технологии.

Одним из  таких современных методов,  является кейс-технология. Данную технологию я  применяю в своей педагогической деятельности уже не первый год с целью подготовки своих воспитанников к нашей сложной  жизни, и чтобы ребенок, попадая в сложную ситуацию, умел находить выход из неё, делать свои предположения и выводы.

Слайд № 2 понятие

 Что же такое кейс-технология?  Это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Сущность технологии заключается в  умении анализировать проблемную ситуацию, дает возможность учиться на ошибках других.

 Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Слайд № 3 цель, задачи

 Уважаемые коллеги, на слайде вы можете познакомиться с целью и задачами, которые решает данная технология.

В процессе освоения кейс - технологии мои воспитанники научились:         

  • получать необходимую информацию в общении;
  • могут соотносить свои устремления с интересами других;
  • доказывают свою точку зрения, аргументируют свой ответ, умеют формулировать вопрос, участвуют в дискуссии;
  • дети показывают умение работать в команде.

Слайд №4  виды кейсов

Существует три вида кейсов:

  1. Печатный кейс – он  может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным;
  2. Мультимедиа-кейс наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения образовательного пространства;
  3. Видео-кейс  он предполагает  содержание фильмов, аудио и видео материалов.

Слайд №5

В своей педагогической деятельности кейсы я стараюсь применять в режимных моментах, в игровой деятельности, во время занятий художественно-эстетической и экспериментальной деятельностью. На организованных занятиях кейсы можно применять во всех ее частях в начале, середине и конце.

Слайд №6

В кейс – технологии выделяют 6 видов кейс-метода. Это:

  • метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций)
  • метод ситуационно-ролевых игр (инсценировки)
  • метод (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии

 В своей практике из представленных кейсов  я применяю:   метод ситуационного анализа   (метод анализа конкретных ситуаций) ,  метод ситуационно-ролевых игр) и метод  инцидента .

Уважаемые коллеги, сейчас я  предлагаю вам коротко с примерами рассмотреть метод ситуационного анализа   (метод анализа конкретных ситуаций),  в который входит кейс-иллюстрация,   фото-кейс, кейс – стадии.

Слайд 7 

Все три вида кейса решаются по пяти этапам:

Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;

Второй этап – выделение основной проблемы  

Третий этап – предположение проблемы (Почему? Из-за чего? Какие могут быть последствия?);

Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).

Слайд №8

 Кейс - иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.  Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализа возможных решений, и выбора лучшего из них. Рассматривая иллюстрацию,  дети обсуждают полученную информацию, принимают решение, могут строить прогнозы.

Переходим к решению ситуации по этапам:

- Первый этап – перед вами иллюстрация, рассмотрите её.

-Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной иллюстрации. Ребенок нарушает правила дорожного движения, переходит дорогу в неположенном месте.

- Третий этап – Каковы могут быть последствия данного поступка? (что его может сбить машина, и он может лишится жизни).

-Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации.

- Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий):

Один из вариантов решения проблемы - переходить дорогу только в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу и только на зеленый свет светофора.

Другой из вариантов решения проблемы: переходить дорогу только с родителями, крепко держась за руку, и только по пешеходному переходу.

Ну, а если рядом не оказалось родителей, попроси помощи у инспектора ГИБДД.

- Итак ребята, какой же можно сделать вывод из данной ситуации? (дорогу нужно переходить в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу и на зеленый сигнал светофора, и чтобы не оказываться в таких опасных ситуациях нужно соблюдать ПДД).

Кейс однозначных ответов не имеет, он имеет многозначность. Необходимо просто найти оптимальные выходы из сложившийся ситуации и выбрать для себя самый оптимальный.  Иными словами, решение кейсов каждый выбирает для себя индивидуально.

Слайд № 9-10

Кейс - иллюстрация очень схожа с фото – кейс. Фото- кейс – это фото из реальной жизни. Решается ситуация также по пяти этапам  аналогично.

Слайд 11   

         Кейс – стадии или  (Кейс – Конкретных ситуаций)

Конкретные ситуации – это ситуация, которая произошла конкретно на месте, в которой подробно все разбирают, анализируют и приходят к решению.

Уважаемые коллеги мы с вами  рассмотрели   метод ситуационного анализа,  есть еще метод  ситуационно-ролевых игр (инсценировки) – эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике.

 

Так  же я  еще использую  метод инцидента.  Метод инцидентов – это поиск информации самим  ребенком. И как следствие – обучение его   работе  с необходимой  информацией, ее сбором  и анализом. Я – этот метод использую на итоговых занятиях. (пример и решение кейса)

Слайд 12.

Уважаемые коллеги, я считаю, что представленный  мной опыт  можно использовать в педагогической практике, так как  кейсы дают возможность педагогу использовать их на любых стадиях обучения в любых возрастных группах.

Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Использование ТРИЗ - технологии в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Главная идея этой технологии, сосотоит в том, что технические системы возникают и развиваются не как попало, а по определённым законам. Приёмы и методы ТРИ...

Использование технологии «синквейн» в работе с детьми дошкольного возраста. (из опыта работы)

Использование "синквейна" в работе учителя - логопеда  с детьми дошкольного возраста....

Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)»

Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)» Воспитателя высшей категорииФлипповой Т. А.     Значение техники ор...

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии, работающими с детьми с различными нарушениями развития...

Использование инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Мой опыт работы, с применением педагогических технологий: проектный метод и технология индивидуализации обучения и развития «Детский совет» Л.В.Свирской...