«Использование кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста» из опыта работы.
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста» из опыта работы.
Слайд №1 актуальность
Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Общительность, умение контактировать с другими людьми – необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие для нормального психологического развития личности. Современные педагоги все чаще приходят к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, чтобы сформировать социальные качества личности, используя различные современные технологии.
Одним из таких современных методов, является кейс-технология. Данную технологию я применяю в своей педагогической деятельности уже не первый год с целью подготовки своих воспитанников к нашей сложной жизни, и чтобы ребенок, попадая в сложную ситуацию, умел находить выход из неё, делать свои предположения и выводы.
Слайд № 2 понятие
Что же такое кейс-технология? Это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Сущность технологии заключается в умении анализировать проблемную ситуацию, дает возможность учиться на ошибках других.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Слайд № 3 цель, задачи
Уважаемые коллеги, на слайде вы можете познакомиться с целью и задачами, которые решает данная технология.
В процессе освоения кейс - технологии мои воспитанники научились:
- получать необходимую информацию в общении;
- могут соотносить свои устремления с интересами других;
- доказывают свою точку зрения, аргументируют свой ответ, умеют формулировать вопрос, участвуют в дискуссии;
- дети показывают умение работать в команде.
Слайд №4 виды кейсов
Существует три вида кейсов:
- Печатный кейс – он может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным;
- Мультимедиа-кейс наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения образовательного пространства;
- Видео-кейс он предполагает содержание фильмов, аудио и видео материалов.
Слайд №5
В своей педагогической деятельности кейсы я стараюсь применять в режимных моментах, в игровой деятельности, во время занятий художественно-эстетической и экспериментальной деятельностью. На организованных занятиях кейсы можно применять во всех ее частях в начале, середине и конце.
Слайд №6
В кейс – технологии выделяют 6 видов кейс-метода. Это:
- метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций)
- метод ситуационно-ролевых игр (инсценировки)
- метод (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);
- метод разбора деловой корреспонденции;
- игровое проектирование;
- метод дискуссии
В своей практике из представленных кейсов я применяю: метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций) , метод ситуационно-ролевых игр) и метод инцидента .
Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам коротко с примерами рассмотреть метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций), в который входит кейс-иллюстрация, фото-кейс, кейс – стадии.
Слайд 7
Все три вида кейса решаются по пяти этапам:
Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;
Второй этап – выделение основной проблемы
Третий этап – предположение проблемы (Почему? Из-за чего? Какие могут быть последствия?);
Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;
Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).
Слайд №8
Кейс - иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализа возможных решений, и выбора лучшего из них. Рассматривая иллюстрацию, дети обсуждают полученную информацию, принимают решение, могут строить прогнозы.
Переходим к решению ситуации по этапам:
- Первый этап – перед вами иллюстрация, рассмотрите её.
-Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной иллюстрации. Ребенок нарушает правила дорожного движения, переходит дорогу в неположенном месте.
- Третий этап – Каковы могут быть последствия данного поступка? (что его может сбить машина, и он может лишится жизни).
-Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации.
- Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий):
Один из вариантов решения проблемы - переходить дорогу только в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу и только на зеленый свет светофора.
Другой из вариантов решения проблемы: переходить дорогу только с родителями, крепко держась за руку, и только по пешеходному переходу.
Ну, а если рядом не оказалось родителей, попроси помощи у инспектора ГИБДД.
- Итак ребята, какой же можно сделать вывод из данной ситуации? (дорогу нужно переходить в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу и на зеленый сигнал светофора, и чтобы не оказываться в таких опасных ситуациях нужно соблюдать ПДД).
Кейс однозначных ответов не имеет, он имеет многозначность. Необходимо просто найти оптимальные выходы из сложившийся ситуации и выбрать для себя самый оптимальный. Иными словами, решение кейсов каждый выбирает для себя индивидуально.
Слайд № 9-10
Кейс - иллюстрация очень схожа с фото – кейс. Фото- кейс – это фото из реальной жизни. Решается ситуация также по пяти этапам аналогично.
Слайд 11
Кейс – стадии или (Кейс – Конкретных ситуаций)
Конкретные ситуации – это ситуация, которая произошла конкретно на месте, в которой подробно все разбирают, анализируют и приходят к решению.
Уважаемые коллеги мы с вами рассмотрели метод ситуационного анализа, есть еще метод ситуационно-ролевых игр (инсценировки) – эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике.
Так же я еще использую метод инцидента. Метод инцидентов – это поиск информации самим ребенком. И как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором и анализом. Я – этот метод использую на итоговых занятиях. (пример и решение кейса)
Слайд 12.
Уважаемые коллеги, я считаю, что представленный мной опыт можно использовать в педагогической практике, так как кейсы дают возможность педагогу использовать их на любых стадиях обучения в любых возрастных группах.
Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
Выступление на родительском собрании...
Использование ТРИЗ - технологии в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Главная идея этой технологии, сосотоит в том, что технические системы возникают и развиваются не как попало, а по определённым законам. Приёмы и методы ТРИ...
Использование технологии «синквейн» в работе с детьми дошкольного возраста. (из опыта работы)
Использование "синквейна" в работе учителя - логопеда с детьми дошкольного возраста....
Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)»
Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)» Воспитателя высшей категорииФлипповой Т. А. Значение техники ор...
Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии, работающими с детьми с различными нарушениями развития...
Использование инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
Мой опыт работы, с применением педагогических технологий: проектный метод и технология индивидуализации обучения и развития «Детский совет» Л.В.Свирской...