Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование кейс – технологий в работе с детьми по развитию экологической грамотности»
материал (старшая, подготовительная группа)

Сафонова Татьяна Николаевна

В наших руках есть возможность создать в детском саду атмосферу доброжелательности, творчества и позитива. Через новые методы работы, применив свои умения и знания, научить детей неординарно мыслить, способных принимать нестандартные решения, применять полученные знания в реальной жизни самостоятельно, без помощи взрослых, что и является основным требованием ФГОС дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы.

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
 Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные при использовании метода кейсов, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Муниципальное казенное дошкольное

              образовательное учреждение детский сад «Белочка»
                                           г. Тайшет

 «Формирование предпосылок естественно - научной грамотности у детей

дошкольного возраста через использование  инновационных форм и методов

образовательной деятельности»

                   Мастер - класс для педагогов по теме:

«Использование кейс – технологий в работе с детьми по развитию экологической грамотности»

                                                   

                                                  Подготовила: воспитатель
                                                         I квалификационной категории
                                                        Сафонова Татьяна Николаевна

                                       

                                   
                                                 г. Тайшет

                                           Иркутская область

                                                       2023г

   

«Использование кейс - технологий в работе с детьми по развитию экологической грамотности»

ЦельПознакомить педагогов с применением метода кейсов в экологическом воспитании дошкольников

Задачи:

1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.

2. Формировать навыки практической работы над кейсом.

3. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал каждого педагога.

4. Вызвать интерес к использованию кейс - технологи в работе с детьми дошкольного возраста для развития восприятия, мышления и речи.

Ожидаемые результаты:

Участники мастер-класса получат знания:

  • что представляет собой кейс-технология;
  • разновидности кейс-технологий и их применение в работе с дошкольников;
  • правила разработки кейсов для обучения;

Выработают умения:

  • применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы предлагаем вам актуальную, на наш взгляд, тему  «Использование кейс - технологий в работе с детьми по развитию экологической грамотности», цели и задачи которого вы видите на экране.

Для успешного проведения мероприятия, хотим предложить вам небольшой «Квик – настрой»: «Все в твоих руках».

- Как вы думаете, что такое квик-настрой? (ответы педагогов).
Квик- настрой- это психологический  настрой педагога на успешную работу.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Всё в твоих руках.


В наших руках есть возможность создать в детском саду атмосферу доброжелательности, творчества и позитива. Через новые методы работы, применив свои умения и знания, научить детей неординарно мыслить, способных принимать нестандартные решения, применять полученные знания в реальной жизни самостоятельно, без помощи взрослых, что и является основным требованием ФГОС дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы.

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
Кроме того
экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные при использовании метода кейсов, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

На следующем слайде вы видите от каких слов произошло название «кейс – технология».
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Кейс-технология – это общее название технологий обучения,   представляющих собой методы анализа ситуаций.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений.

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Воспитанники должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога.

В дошкольном детстве при формировании экологических знаний можно рекомендовать использование практических кейсов, среди которых выделяют следующие формы:

1. Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде. Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна затронуть ребёнка.

2. Технология «Фото-кейс» актуальна, тем, что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

 2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

 3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы. 

3. Кейс- диспут- направлен на умение воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение; способность вести конструктивный диалог; умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.

4. Кейс- прогнозирование- направлен на умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию; умение строить логические и обоснованные прогнозы;

 умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в условиях неопределенности; развитие критического мышления; умение включаться в коллективное решение сложных задач.

 5.  Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами.

В кейс входит:

1. Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачок, шмель, плачущий малыш);

2. Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простая прогулка в лес – ведь сколько можно предположить вариантов – от жалящих насекомых, до остаться одному в лесу и заблудиться, не потушенный костер.

3. Метод дискуссий «Хорошо-плохо».

По каждому кейсу работа организована по следующим четырем этапам. Каждый из них мы отмечаем специальной меткой.

Это позволяет детям видеть ритм кейса, предполагать последующие этапы:

1 этап – метка красный вопросительный знак – это этап предъявления стимульного материала кейсаИспользуются такие вопросы, как «Что неправильно делает ребенок?»«Что случилось?»

2 этап – метка синий восклицательный знак – это этап выявления причинно-следственных связей, условий, влияний. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?»«Почему так произошло?»«К чему это приведет?»

3 этап – метка злёный восклицательный знак – это этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?» Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и приятной для жизни.

4 этап – метка лист папируса – этап вербализации, этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление.

Практическая часть.

Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирования позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования. Мы, педагоги, должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.

А сейчас, я предлагаю вам поработать с кейсами. Мне нужно 2 группы по 3 педагога. Одни работают с кейс-иллюстрациями, другие с фото-кейсами. Когда все закончат, обсудим что получилось.

Пока педагоги работают с кейсами предлагаю вам кейс- прогнозирование, который можно решить с помощью алгоритма.

Пример: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?»

Предполагаемые ответы: (На черного зайца легче охотиться лисе… Особенно его хорошо видно на снегу… Теперь ему только под землей надо жить … Или там, где вообще нет снега, а только черная земля … А гулять ему теперь надо только ночью…Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его)

Давайте коллеги сформулируем вывод. (С развитием цивилизации окружающий мир стал страдать от действий людей.)

Наши педагоги готовы и могут отвечать.

Рассмотрим пример кейс-иллюстрации. (Картинка на экране)

Переходим к решению ситуации по этапам:

Первый этап – перед вами иллюстрация, рассмотрите её.

– сформулируйте проблему исходя из данной иллюстрации. Что не правильно делает ребенок? (Мальчик поймал бабочку и закрыл ее в банке)

Второй этап – К чему это приведет? (Бабочки если исчезнут, то цветы не смогут образовывать семена. Земля без цветов будет голая)

Третий этап – Как правильно поступить в этой ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации. (Отпустить бабочку)

Четвертый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (Не ловить бабочек, а просто созидать).

Рассмотрим пример фото-кейса. (Картинка на экране).

Переходим к решению ситуации по этапам:

Первый этап – перед вами фото, рассмотрите его. Читаем текст к фото.

– сформулируйте проблему. Что не правильно сделал ребенок? (Мальчик не отпустил ёжика, а закрыл его дома в сарае)

Второй этап – К чему это приведет? (Ёж- лесной зверь и ночной хищник. Он питается многими насекомыми-вредителями, и если он не будет патрулировать свои владения, то эти паразиты будут плодиться со страшной силой. Так же на теле ежика,  среди иголок кучкуются клещи, которые опасны для человека)

Третий этап – Как правильно поступить в этой ситуации? (Отпустить ежика)

Четвертый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (Не брать ежа домой. И себя от опасности убережёте и природе полезное сделаете).

Теперь предлагаю вам разобрать кейс-диспут.

Первый этап- ситуация.

 Давайте послушаем песню «Виноватая тучка».

Теперь подумаем, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А может быть кто-то встанет на ее защиту?

Второй этап- момент проблемного включения детей.

Предлагаю вам игру «Прокурор и адвокат». Нужно два человека. Участники берут на себя роль прокурора и адвоката.
Цель - привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.

Третий этап- защита своей цели.

Например: «Я обвиняю дождь за то, что он холодный, мокрый, не дает гулять, простужает…» «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы…».

Основная задача воспитателя – сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в том числе и фантастические.

Использование кейс – технологии в развитии экологической грамотности детей,  помогает повысить интерес к изучаемому материалу, развивает такие качества, как социальная и нравственная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

   Уважаемые педагоги, надеюсь, что сегодняшний мастер-класс был для вас полезным и информативным. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов ДОУ Тема: Использование здоровье сберегающих технологий и методик с целью укрепления здоровья детей.

Мастер класс для педагогов ДОУ Тема: Использование здоровье сберегающих технологий и методик с целью укрепления здоровья детей....

МАСТЕР КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ ПО ТЕМЕ: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками»

Основной принцип мастер класса:«Я знаю, как это сделать, и покажу вам»...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование инновационных игровых технологий в ДОУ»

Нумикон – это уникальное мультисенсорное пособие, при использовании которой у детей углубляются математические представления.  Практический опыт свидетельствует, что Нумикон мо­жет стат...

Мастер – класс для педагогов по теме: «Использование кейс технологии для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Цель: научить педагогов использовать кейс – метод в образовательной деятельности с детьми.Задачи:- расширить знания участников мастер – класса о методе кейсов и его применении; - созд...

Мастер – класс для педагогов по теме: «Использование кейс-технологии для обучения детей старшего дошкольного возраста правилам безопасности»

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых...

Мастер класс для педагогов на тему: использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.

Цель мастер-класса : практическое освоение технологии ТРИЗ.Задачи мастер-класса представлены на слайде.В основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления - в этом и заключается ид...