Проект "Волшебный мир звуков"
проект на тему
Необходимо при обучении детей использовать приемы и методы, направленные на поддержку познавательной активности, обогащение разного рода положительного опыта у детей, а также развитие у них коммуникативных навыков. Одним из таких методов в арсенале музыкального руководителя, на мой взгляд, является совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука. Для этого, наряду с исследованием звуков окружающего мира, необходимо также и использование шумовых музыкальных инструментов, как традиционных, так и необычных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnyy_mir_zvukov.docx | 42.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №162 ОАО «РДЖ»
Разработала музыкальный руководитель:
Горская Наталья Николаевна
Характеристика проекта:
По виду: музыкально -исследовательский. По длительности : долгосрочный Участники проекта : воспитатели и дети средней группы .
Проблема:
Детям 5-го года жизни для развития и поддержки познавательной активности необходимы новые, необычные, разнообразные впечатления, что не всегда в полной мере осуществимо в условиях ДОУ, особенно при большой наполняемости групп.
Актуальность проблемы:
У специалистов есть термин – познавательная активность ребенка.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.
Именно поэтому необходимо при обучении детей использовать приемы и методы, направленные на поддержку познавательной активности, обогащение разного рода положительного опыта у детей, а также развитие у них коммуникативных навыков. Одним из таких методов в арсенале музыкального руководителя, на мой взгляд, является совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука. Для этого, наряду с исследованием звуков окружающего мира, необходимо также и использование шумовых музыкальных инструментов, как традиционных, так и необычных.
Такие инструменты впервые были введены и успешно использованы в процессе обучения детей К.Орфом. Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.
В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание познавать, исследовать и музицировать.
Цели:
- Развитие и поддержка познавательной активности.
- Развитие слуховой сосредоточенности, музыкальной отзывчивости детей.
Задачи:
- Обогащение музыкально-слухового опыта детей.
-Знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них.
-Развитие метроритмического слуха, мелкой моторики.
-Развитие у детей воображения, фантазии, творческих способностей. -Пробуждение интереса к исследованию свойств звука, творческому музицированию.
Ожидаемые результаты:
- Повышение эмоциональной отзывчивости , заинтересованности детей творческим процессом, усиление познавательной активности. - Закрепление навыка игры на простых шумовых музыкальных инструментах на доступном детям уровне. - Улучшение диагностических показателей по всем видам музыкальной деятельности
- Стабилизация эмоционально-психического состояния детей.
Этапы проекта:
1 этап- целеполагание (констатация проблемы и необходимости ее решения, определение целей и задач проекта, методов и приемов, а также его продукта)
2 этап – разработка проекта(составление плана занятий, подбор нотно-музыкального материала и аудиоматериалов, выбор игр, изготовление шумовых инструментов )
3 этап –выполнение проекта (непосредственная его реализация совместно с воспитателями группы)
4 этап –подведение итогов( повторение, подготовка и проведение презентации, обобщение и диагностика результатов)
Формы реализации проекта:
- Исследование звуков окружающего мира.
- Изготовление необычных шумовых инструментов, исследование свойств их звука.
- Игра на знакомых инструментах под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским стихам и песенкам.
- Звуковая иллюстрация стихов.
- Прослушивание «Сказок-шумелок»( Малыгина М.П.)
- Краткое ознакомление с некоторыми инструментами симфонического и народного оркестра.
Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение, исследование, экспериментирование.
Продукт проекта (презентация):
Развлечение «Путешествие в страну волшебных звуков»
Режим реализации проекта:
-музыкально-игровая деятельность с детьми была включена в перспективное и календарное планирование и осуществлялась во время музыкальных занятий (2 раза в неделю согласно плану);
- в свободное время дети слушали аудиоматериалы по теме проекта, а также повторяли некоторые игры для закрепления результатов;
-после презентации была проведена диагностика музыкальных способностей и подведены итоги.
Приложение№1
Планирование музыкально-игровой деятельности:
Месяц | Тема, оборудование. | Материал | Дидактические задачи |
Сентябрь | Звуки вокруг нас. | 1.А.Гогоберидзе «Посидим, помолчим, послушаем» 2.Аудиозапись «На бабушкином дворе», «Пение соловья», « Гуси», «Кузнечики», «Улетают журавли», «Котик мурлычет», «Осенний дождик». 3. Слушание песни «Песенка дождя» А.Соболевой | Акцентирование внимания детей на многообразии окружающих нас звуков, побуждение творчески мыслить и формирование умения рассуждать об услышанном. Воспитание слуховой сосредоточенности, внимательности, эмоциональной отзывчивости. |
Октябрь | Звучащее дерево Деревянные кубики, карандаши, коробочки разных размеров, деревянная посуда, шишки, ритмические кубики. Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон, рубель. | 1.Беседа-демонстрация «Деревянные звуки» 2.Аудиозапись «Ложкари» 3.Подбор ритмического рисунка к попевкам «Осень». «Воробушек летит» с использованием деревянных инструментов. 4.Игра «Шкатулка» Т.Тютюнниковой. 5.Дидактическая игра «На чем играет кукла Катя» Н.Кононовой 6.Игра «Бусинки» Т.Тютюнниковой 7.Игра «Хомячок» А.Соболевой 8.Презентация «Концертные инструменты из дерева» | Сосредоточить внимание детей на звуках, издаваемых деревянными предметами. Развитие чувства ритма, творческих и исполнительских навыков. Экспериментировать и исследовать звук, издаваемый деревянной шкатулкой с разным содержимым. Стимулировать познавательную активность. Учить различать тембры разных деревянных инструментов. Развитие чувства ритма, внимательности, эмоциональной отзывчивости, укрепление чувства коллектива. Краткое ознакомление с деревянными инструментами симфонического и народного оркестра. |
Ноябрь | Металлическая фантазия Металлофон, бубен, треугольник, колокольчики, бубенчики, «звенелки» из разных металлических предметов (гвозди, болты, ключи, пружинки и.т.д.) | 1.Беседа-демонстрация «Металлические звуки» 2.Аудиозапись «Венгерский танец» Й.Брамса, «Фея серебра» П.Чайковского, 3.Аккомпанирование в такт на металлических инструментах во время пения попевок «Дождик идет» Л.Олифирово, «Зайка» В.Карасевой.. 4.Аудиозапись «Пасхальный звон» 5.Игра «Колокольцы- бубенцы» Т.Тютюнниковой. 6. Игра «Звенелки» 7.Дидактическая игра «На чем играет кукла Катя» 8. Ритмический аккомпанемент к стихотворению Д.Хармса «Старичок» с использованием разных металлических инструментов. 9.Презентация «Концертные инструменты из металла» | Сосредоточить внимание детей на звуках, издаваемых металлическими предметами. Развитие чувства ритма , творческих и исполнительских навыков. Познакомить со звуком церковных колоколов. Развитие внимательности, слуховой концентрации, обогащение эмоционально-слухового опыта. Исследование звука, издаваемого металлическими предметами, стимулирование познавательной активности. Учить различать тембры разных металлических инструментов. Развитие чувства ритма, внимательности, эмоциональной отзывчивости, творческих навыков, укрепление чувства коллектива. Краткое ознакомление с металлическими инструментами симфонического и народного оркестра. |
Январь | Погремушки Погремушки, маракасы, погремушки из подручных материалов ( баночек из-под йогурта, коробочек из киндер-сюрприза, пластиковых бутылочек, жестяных коробок и консервных банок и.т.д.) с использованием разных наполнителей: крупы, гороха, фасоли, камушков, песка и.т.д.) | 1.Беседа-демонстрация «Такие разные погремушки» 2. Экспериментирование «Погремушка своими руками». Изготовление дидактического пособия «Подружки-тарахтушки» 3.Игра «Хохотушки-тарахтушки» Т.Тютюнниковой 4. Ритмический аккомпанемент к русским народным песням «Ах вы, сени», «Светит месяц». 5. Дидактическая игра «Найди щенка» Н.Кононовой (вместо пения используется игра на погремушках) | Продемонстрировать разное звучание разных погремушек. Экспериментировать и исследовать звук в ходе изготовления погремушек из подручных материалов, вызывать интерес к познанию. Развитие ритмического слуха, внимательности, слуховой концентрации, исполнительских навыков, желания творить, импровизировать. Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникативных качеств, укрепление чувства коллектива. |
Февраль | Бумажный карнавал. Бумажные листы разной текстуры: газета, тетрадь, гофре, упаковочная; целлофан и полиэтилен, бумажные бабочки и.т.д. | 1.Беседа-демонстрация «Шуршащее королевство» 2.Игры «Бумажное шествие», «Шуршащее приветствие» Т.Тютюнниковой 3.»Танец бумажных бабочек» | Познакомить с шуршащими звуками и предметами, их издающими, развивать тонкости тембрового слуха. Развитие творческого мышления и навыков свободной импровизации. Развитие ритмического чувства, двигательно-слуховой координации, эмоциональной отзывчивости. |
Март | Звуки дружат. Использование всех вышеперечесленных атрибутов и музыкальных инструментов. | 1.«Солнышко- золотое донышко» (песенка-игра) Т.Тютюнниковой (муз.А.Соболевой) 2. Звуковые иллюстрации стихов: «Зарядка» В.Данько, «Утренние звуки» Э.Фарджен, «Весна» Г.Сапгира» 3. «Мышиная история» Е.Железновой 4.Песни «Лунный кораблик» Т.Тютюнниковой, «Звездный вальс» А.Филиппенко. | Обобщение пройденного материала, развитие тонкостей тембрового слуха, ритмического чувства, навыков элементарного музицирования, желания и способности познавать, исследовать, творить, импровизировать, развитие коммуникативных качеств, уверенности в своих силах и возможностях, укрепление чувства коллектива. |
Апрель | Подведение итогов. Использование всех вышеперечесленных атрибутов и музыкальных инструментов. | 1.Дидактическая игра «Волшебный волчок» (повторение пройденного по необходимости и по желанию детей) 2. Изготовление дидактического пособия «Звенелка» | Стимулирование познавательной и творческой активности, обобщение пройденного. Подарить радость совместного творческого исследования. |
Май | Презентация. Использование всех вышеперечесленных атрибутов и музыкальных инструментов. | Развлечение «Путешествие в страну волшебных звуков» | Разнообразить досуг детей, погрузить в атмосферу сказки, волшебства, дать возможность проявить творческие способности, продемонстрировать приобретенные умения и навыки. |
Список используемой литературы:
1.Т.Э.Тютюнникова «Бим,бам,бом» выпуск 1 (СП 2003г) 2. И. С. Штепина «Особенности развития познавательной активности дошкольников» [Текст] / И. С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89-91.
3.А.Усачев «Если бросить камень вверх» (М.2008г)
4.М.П.Малыгина «Сказки-шумелки» (сайт http://www.m-w-m.)
5.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста (М.2005г)
6. Журнал «Музыкальный руководитель» №6 2008г.
Приложение№2
Сценарий развлечения
Цель:
Погрузить детей в сказочный мир музыкальных звуков , продуктивно разнообразить их досуг, стимулировать познавательную активность.
Программные задачи:
«Социально-коммуникативное развитие»
-развитие у детей коммуникативных навыков посредством взаимодействия со сверстниками в совместных играх ,музыкально-ритмической деятельности, музицировании;
-формирование уважительного, доброжелательного отношения детей друг к другу;
-объединение детей и педагогов в единый дружный коллектив в процессе совместного проживания одного музыкального образа, настроения.
«Речевое развитие»
-развитие разговорной речи посредством рассуждения о музыкальных инструментах;
-расширение словарного запаса детей;
«Художественно-эстетическое развитие»
- формирование и развитие эстетического вкуса и расширение кругозора;
-обогащение слухового, двигательного и эмоционального опыта посредством использования лучших образцов русского музыкального фольклора и шедевров классической музыки;
- демонстрация детьми умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях;
- стимулирование эмоциональной отзывчивости , повышение интереса у детей к музыкально-ритмической деятельности, к игре на музыкальных инструментах.
«Познавательное развитие»
- обобщение знаний детей, полученных в рамках проекта «Волшебный мир звуков»;
- развитие метроритмического чувства у детей;
- развитие навыков игры на детских музыкальных инструментах;
- формирование и развитие чувства ансамбля;
- развитие основных психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
«Физическое развитие»
- создание условий, побуждающих детей к двигательной активности;
- развитие мелкой и общей моторики у детей;
- оздоровление детей посредством использования здоровьесберегающих технологий (музыкотерапия, логоритмика, активная релаксация).
Оборудование и атрибуты:
- ноутбук, колонки, аудиозаписи для оркестра-импровизации и путешествий;
- стол, ширма;
- игрушка- Мыщка би-ба-бо;
- сумка с металлическими предметами (чайные ложки, вилки, шурупы, гайки, крышки от кастрюль и др.) и неметаллическими (носки, пластмассовые игрушки и.т.д.);
- металлические музыкальные инструменты: колокольчики, бубенцы, металлофоны, треугольники;
- деревянные музыкальные инструменты: ложки, хлопушки, трещотки, ксилофоны, деревянные маракасы;
-детские погремушки;
-музыкально-дидактическое пособие «Подружки-тарахтушки»;
- бумажные бабочки;
- бумажные листы разной текстуры: газета, тетрадный лист, упаковочная бумага, гофре;
- приспособление для подвешивания металлических предметов «звенелка»;
- большая корзина для уборки инструментов.
Ход:
Дети под музыку входят в зал. (возможно проведение развлечения на улице)
Музыкальный руководитель: Сегодня нам с вами предстоит очень увлекательное путешествие. Мы отправимся в Страну волшебных звуков! Вы любите путешествовать? А приключения любите? (дети отвечают) Тогда в путь! У нас есть машина, есть поезд, воздушный шар, и даже есть ракета, а еще ковер-самолет, на чем же мы отправимся? ( дети выбирают «вид транспорта»)
Путешествие
Ракета (музыка из кинофильма «Гостья из будущего», дети встают в круг, кладут руки друг другу на плечи, качаются в такт музыке, педагог комментирует: «Пролетаем луну, смотрите, комета» и.т.д.)
Машина («Бибика», аудиозапись, дети выполняют движения по тексту)
Поезд (песня из мультфильма «Паровозик из Ромашково», дети движутся паровозиком по кругу или змейкой)
Воздушный шар (песня «Шарики воздушные», дети, взявшись за руки, движутся поскоками по кругу, на припев выполняют движения по показу)
Ковер-самолет (песня «Арабская ночь» из мультфильма «Аладдин», дети садятся по-турецки на ковер, качаются в такт музыке)
Музыкальный руководитель: Где же мы оказались? Давайте закроем глаза и послушаем ( играет за ширмой на деревянных инструментах, дети отгадывают; рассуждая, подходят к тому, что оказались мы в Деревянном городе страны Волшебных звуков)
Музыкальный руководитель:
Деревянный звук какой? Он стучащий и сухой
Теплый и трескучий, тихий и гремучий…
А вы хотите стать музыкантами и сами поиграть на деревянных инструментах?
Оркестр-импровизация (детям раздают деревянные инструменты, попутно вспоминая их названия, им предлагают также деревянные стул и столик)
Музыкальный руководитель: Ну что, отправляемся в следующий город нашей Волшебной страны! На чем на этот раз будем путешествовать? ( дети выбирают «вид транспорта»)
Путешествие
Музыкальный руководитель: Послушайте внимательно, куда мы на этот раз попали! (играет за ширмой на металлических инструментах; дети отгадывают; рассуждая, подходят к тому, что мы оказались в Металлическом городе страны Волшебных звуков)
Звучит музыка, появляется Мышка с тяжелой сумкой.
Музыкальный руководитель: Ой, здравствуй, Мышка, ты здесь живешь? А что такое тяжелое ты несешь в сумочке?
Мышка: Да, я живу в металлическом городе. У нас сегодня праздник – Карнавал металлических звуков! Вот и я хочу принять участие! Собрала все, что нашла в своем чуланчике! Ах, как тяжело, неужели опоздаю!
Музыкальный руководитель: А как думаете вы, ребята, почему же сумка Мышки получилась такая тяжелая? (ответы детей) Давайте посмотрим, что же в этой сумочке, на чем Мышка собралась играть! (дети рассматривают содержимое корзинки, отделяют металлические предметы от неметаллических, металлические предметы вешают на подготовленные крючочки, собирают «звенелку») Смотри, Мышка, какой музыкальный инструмент мы сделали! Давайте придумаем ему название (ответы детей) А можно, мы тоже в празднике поучаствуем!
Мышка: Конечно, давайте участвовать вместе. (детям раздают металлические инструменты, попутно вспоминая их названия)
Оркестр-импровизация (р.н.п.«Вечерний звон», И.Брамс «Венгерский танец»)
Мышка: Спасибо вам, ребята, вы устроили настоящий праздник! А можно, я ваш музыкальный инструмент покажу всем жителям Металлического города!
Музыкальный руководитель: Конечно, мы дарим его тебе, приходи к нам в детский сад на праздник!
Мышка: До свидания, ребята, счастливого вам пути! (уносит и убирает музыкальные инструменты)
Музыкальный руководитель: А мы отправляемся дальше. ( дети выбирают
«вид транспорта»)
Путешествие
Музыкальный руководитель: Прислушайтесь, друзья, куда мы попали? (играет за ширмой на погремушках) Это Гремящий город Страны волшебных звуков! Какие инструменты здесь живут? (ответы детей) А из чего можно сделать погремушки? (дети вспоминают, из чего делались «Подружки –тарахтушки», придумывают, из чего еще можно сделать погремушки) Детям раздают «тарахтушки», дети слушают их звон и определяют, чем наполнена погремушка (пшено, горох, грецкий орех), встают по группам («хохотушки»- погремушки с пшеном, «тарахтушки»-с горохом, «грохотушки» -с орехом)
Оркестр-импровизация (р.н.п. «Ах вы, сени») После оркестра дети убирают погремушки в коробку.
Музыкальный руководитель: Ну что, устали путешествовать? (музыкальный руководитель предлагает выполнить релаксацию, сесть «на травку и посмотреть на облака», желающим дает белые платочки)
Релаксация «Облака» ( Е.Матвиенко «Нежно-белоснежно», аудиозапись) в конце песни музыкальный руководитель за ширмой шуршит бумагой.
Музыкальный руководитель: А на что похож этот звук? (дети угадывают; рассуждая, подходят к тому , что звук похож на шум крыльев) Это над Гремящим городом пролетают жители Бумажного королевства! Хотите встретиться и поиграть с ними?
(девочки берут бумажных бабочек, мальчики –бумагу разной текстуры, садятся вокруг девочек и шуршат, девочки исполняют танец-импровизацию
Импровизация «Танец бумажных бабочек», потом мальчики и девочки меняются местами и танец исполняется под другу музыку еще раз.
Музыкальный руководитель: (собирает бумагу и бабочек) Ну что, друзья, нравится вам в Стране волшебных звуков? Однако нам пора возвращаться в детский сад. На чем мы еще не путешествовали (дети выбирают вид транспорта, возможно, не один)
Путешествие
Подведение итогов (дети и педагоги вспоминают, где они были, кого встречали, что делали, какие звуки слышали)
Музыкальный руководитель: Что ж , Страна волшебных звуков для нас всегда открыта! Ведь звуки окружают нас повсюду, надо только услышать их, и сразу окажетесь в волшебной стране!
Дети под музыку покидают зал. (Если развлечение проводилось на улице, можно включить любую веселую музыку и дать детям возможность поиграть на музыкальных инструментах по выбору).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Волшебный мир звуков"
Цели:...
Проект "Волшебный мир звуков"
Предлагаю вашему вниманию проект по исследованию музыкальных и немузыкальных звуков. Погружение в мир звуков поможет детям развить слуховое внимание, способность рассуждать об услышанном; совместное с...
Проект "Волшебный мир звуков"
В раннем возрасте ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного эксп...
Практико-ориентированный проект «Волшебная страна звуков и букв » в коррекции речевого развития детей с ТНР в условиях ФГОС.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. К 7 ...
Образовательный проект "Волшебный мир звуков"
Образовательный проект музыкального руководителя....
Презентация. Реализация проекта "Волшебный мир звуков"
Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста занимает одно из важнейших мест в обучении и развитии дошкольников. Детям 5-го года жизни для развития и поддержки познаватель...
Проект" Волшебный мир звуков"
Музыкально-исследовательский проект "Волшебный мир звуков" рассчитан на старший дошкольный возраст. по продолжительности среднесрочный. В проекте участвуют дети, воспитатели, родители, музык...