Создание мини-музея "Вещи ХХ века"
статья (старшая группа) на тему
Развитие кругозора и привитие эстетического вкуса у ребенка складываются под воздействием 3 факторов: целенаправленной работы педагогов, влияния окружающей среды, в которой растет ребенок, воспитания родителей.
Эти задачи успешно решаются в рамках музейной педагогики. У нашего мини-музея есть особенность - в создании принимают участие дети и их родители. Воспитанники видят важность своего труда в организации мини-музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_mini-muzeya_veshchi_hh_veka.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание мини-музея
«Вещи XX века»"
Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
В музее сохранит народ.
Сергей Михалков
Построить фундамент для развития всесторонне развитой личности – одна из задач, которая стоит перед дошкольным педагогом. Широкий кругозор дошкольника дает толчок для активизации процессов познания, мышления, воображения, фантазии, творчества.
Развитие кругозора и привитие эстетического вкуса у ребенка складываются под воздействием 3 факторов: целенаправленной работы педагогов, влияния окружающей среды, в которой растет ребенок, воспитания родителей.
Эти задачи успешно решаются в рамках музейной педагогики.
В детском саду музеи называют «мини-музеями». «Мини-» в дошкольном учреждении эталон возраста детей, размера музея, узости тематики.
Наш групповой музей, созданный в 2013 году, называется «Вещи XX века».
Цель создания мини-музея:
- знакомство дошкольников с вещами, находящимися в обиходе в прошлом веке, их ролью в жизни людей; подготовка малышей к взрослению, используя игровые технологии, с помощью средств музея; приобщение детей и их родителей к искусству посредством музея.
Направление деятельности мини-музея: поисково-собирательское.
Это направление вызывает желание детей проявить себя в поиске, исследовании.
У нашего мини-музея есть особенность - в создании принимают участие дети и их родители. Воспитанники видят важность своего труда в организации мини-музея.
Дети обсуждают тематику новой экспозиции, приносят предметы старины, которые становятся экспонатами нашего общего дела.
Наш музей ставит перед собой следующие задачи:
- Обогащение предметно-развивающей среды;
- Формирование у дошкольников представления о музее;
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
- Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- Сохранение традиций, патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
- Развитие творческого и логического мышления, воображения;
- Вовлечение родителей в жизнь группы
В настоящем музее запрещается трогать экспонаты, а в нашем необходимо прикоснуться, ощутить руками, рассмотреть предмет со всех сторон. В обычном музее дети всего лишь наблюдатели, слушатели экскурсовода, а в нашем случае – участники создания экспозиции. Стоит отметить, что и близкие люди, родственники детей работают над расширением экспонатов музея.
Располагаются музейные коллекции в специально отведённом месте в групповом помещении. Здесь же на выставке размещаются детские работы на тему: «Я посетил музей», в которых ребята отражают увиденное. Дошкольники из старших групп проводят экскурсии для малышей, выполняя, таким образом, роль экскурсоводов.
Наш мини-музей — результат общения, совместного творчества воспитателя, воспитанников и их семей.
Дошкольники могут использовать экспонаты музея самостоятельно в процессе игровой деятельности или вместе с воспитателем в процессе организованной образовательной деятельности.
Совместно с родителями и детьми была собрана библиотека рассказов, которые используются как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Внедрение технологии музейной педагогики в условиях дошкольного образовательного учреждения дает ребенку возможность стать воспитанным и образованным человеком, с детства приобщенным к истории культуры, традициям, патриотизму, музею.
В основу положены следующие принципы:
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Характеристика помещения: групповая комната
Площадь, занятая под экспозицию: 1кв.м.
Совместно с детьми и родителями был разработан план по созданию мини-музея.
Практический этап | |||
Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственный | |
1 | Проведение консультации с родителями: «Мини музей в группе» | ОКТЯБРЬ | Воспитатели |
2 | Проведение бесед о создании музея в группе с родителями | ||
3 | Информационный блок (наглядная информация) | ||
4 | Рассматривание фотоматериалов, презентаций с детьми | ||
5 | Определение темы; названия мини-музея; - разрабатывание его модели; - выбор места для размещения; | ||
Практический этап | |||
1 | Создание мини-музея в группе | Ноябрь - декабрь | Воспитатели |
2 | Сбор экспонатов для музея | ||
3 | Разработка бесед | ||
4 | Пополнение музея экспонатами | В течение года | Родители, дети |
Внедренческий этап | |||
1 | Открытие мини-музея в группе | Декабрь | Воспитатели, родители |
2 | Экскурсия в мини-музей в группу | В течение года | |
3 | Проведение образовательной деятельности в мини-музее | ||
4 | Оформление мини – музея: альбома; презентации; паспорта; картотеки экспонатов | ||
Рефлексивный этап | |||
Обобщение опыта работы. | Май | Воспитатели |
Экспонаты расставлены на полках, стеллажах рядом с игровой зоной, что даёт удобство в работе с музеем. Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, использовать для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности.
В музей собраны разные экспонаты XX века.
• Экспонаты из области техники:
Диапроектор, фотоаппарат, радиоприемник, бухгалтерские счеты, радиоприемник, электрический калькулятор, будильник, электронные часы, барометр.
• Экспонаты из области быта:
Угольный утюг, старинная ручная стиральная машинка – стиральная доска, различные виды кошельков, косметичек, сумка-авоська, детское праздничное платье мамы.
• Коллекции марок, календариков, открыток, фантиков, журналов, книг.
• Денежные купюры и монеты.
• Коллекция посуды: самовар, мясорубка.
Дети, познакомившись с музеем еще в дошкольном возрасте, станут впоследствии наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.
Музей играет образовательную, развивающую и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.
Опыт показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению желания познавать и исследовать как у детей, так и у взрослых.
Это подтверждают рассказы воспитанников о семейных посещениях выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе экспонатов, создании группового мини-музея.
Литература:
- Н.А. Рыжова «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями» Лекции 1–4, Москва, Педагогический университет
«Первое сентября» 2010
- Маслова С.Г., Соколова Н.Д. «Программа «Здравствуй, музей» Москва, Педагогический университет «Первое сентября» 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Через года, через века - помним"
Знакомство дошкольников с подвигом советских солдат проходит через деятельность, близкую детям - сюжетно-ролевую игру. Большая предварительная работа по чтению произведений А. Твардовского, С.Михалков...
Проект "Через года, через века - помним"Фрагменты игры
Фотографии фрагментов проекта "Через года, через века помним". Проект имел большое место в воспитании гражданской позиции дошкольников. Был представлен на районном методобъединении, заслужил высокую о...
Урок физкультуры 21 века
Конкурсная работа для Всероссийского конкурса "Урок физкультуры 21 века". Работа вышла в финал....
Нужно ли играть в ладошки в 21 веке.
В РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕН МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ - игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. “Рука является вышедшим наружуГоловным мозгом”И. Кант Все мы родом из детства. На...
Презентация на тему "Средние века"
На картинках изображены замки средних веков(v-xv века), показаны доспехи рыцарей и рыцарские походы, здесь можно увидеть посвящение в рыцари и начало рыцарского турнира....
Проект на тему: " Педагог XXI века"
Происходящие во всех сферах общественной жизни России перемены, связанные с возрастанием личностного фактора, обусловливают изменения в подготовке будущих педагогов в области экологического образовани...