Педагог дополнительного образования XXI века.
материал по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Радуга»
«Педагог дополнительного образования ХХI века»
Эссе
Н.А. Глобина,
учитель-логопед,
педагог дополнительного образования первой
квалификационной категории
г. Бузулук
2010г.
Педагог дополнительного образования ХХI века
Дополнительное образование детей – это сфера освоения воспитанниками личностно – значимого индивидуального опыта добровольно избранной образовательной деятельности по интересам и способствует самореализации и саморазвитию ребенка. Эта образовательная деятельность протекает в свободное время ребенка по его желанию, с учетом его интересов и потенциальных возможностей.
Педагог дополнительного образования «ведет» ребенка по индивидуальному маршруту с учетом способностей и возможностей. Достижения детей обеспечиваются деятельностью педагогов. Проблема педагогической результативности сегодня тесно связана с проблемой педагогической ответственности, ее мерой и носит ярко выраженный, нередко доминирующий, социальный оттенок.
Есть такая профессия на стыке врачебной практики и педагогики. Да, речь пойдёт об учителе-логопеде – человеке, который, по сути, отвечает за грамотную речь, богатый словарный запас, умение ясно выражать свои мысли, а не только помогает малышам правильно произносить звуки. И год от года этот волшебник речи становится всё более и более востребованным. Дополнительное образование не исключение.
Учитель-логопед - это специалист, который занимается исправлением дефектов речи. С помощью тщательно подобранных упражнений на практических занятиях он учит говорить красиво, чётко проговаривать звуки, показывает, каким должно быть правильное положение языка и губ; как педагог, задаёт читать на дом тексты и скороговорки, внимательно следит за успехами своих подопечных.
В отличие от коррекционных детских садов, где логопед находится в контакте с ребенком в течение длительного времени, в дополнительном образовании взаимодействие воспитанника и логопеда ограничено расписанием занятий.
Педагогическая деятельность – это непрерывный творческий процесс. Она постоянно ставит педагога в положение исследователя, выдвигает перед ним все новые задачи. Такую работу нельзя пустить на конвейер педагогического шаблона. Она требует индивидуального, тонкого и творческого отношения.
Сложность профессии заключается в том, что труд этот, по существу, весь устремлен в будущее, а его результаты проявляются не сразу. Успешно заниматься коррекцией речи может лишь тот, кто испытывает призвание к этому нелегкому труду. Не случайно все талантливые педагоги отличались преданностью своему делу, поэтому в дополнительное образование приходят работать всерьез и надолго. Преподавание же без увлечения выливается в скучный процесс, мучительный как для ученика, так и для учителя.
Настоящий педагог должен многое знать и многое уметь. Он должен быть увлеченным, влюбленным в свое дело и детей человеком, быть интересной личностью. Прежде всего, необходимо хорошо владеть своим предметом. Никто не в силах заставить ребенка заниматься у педагога, который ему не понравился как человек и профессионал.
В процессе своей работы педагог наблюдает, сравнивает, сопоставляет, размышляет, анализирует, обобщает, делает выводы. Он способен лучше отличить общее, главное от частного и второстепенного, он может развивать самобытность ученика и наметить индивидуальный путь его развития и совершенствования.
Наконец, педагог должен быть яркой, интересной личностью. Неоценимое значение для этой профессии имеют такие человеческие качества, как доброта и отзывчивость, справедливость и принципиальность, сильная воля и целеустремленность, выдержка, настойчивость, организаторские способности.
Опыт работы показывает, что в группе у педагога не может быть даже двух одинаковых учеников. Чтобы обеспечить оптимальные условия развития каждому из них, общие педагогические принципы обязательно должны преломляться сквозь призму индивидуального подхода: то, что полезно одному, может навредить другому.
Индивидуальные особенности учеников бесконечно разнообразны. Существенные различия наблюдаются в их анатомо-физиологических данных, психических свойствах.
Опытные педагоги в своей повседневной практике изучают особенности и характеры своих учеников и на этом основании ищут «ключ» к каждому из них, определяя те оптимальные методические средства, с помощью которых можно каждого ученика научить трудиться с полной отдачей сил. Один для этой цели нуждается в поощрениях, к другому следует проявлять постоянную требовательность, третьему необходимо предоставить самостоятельность, и т.д.
Высшей формой проявления личностного подхода к ученику является воспитание творческой индивидуальности. Изучив психические особенности каждого ученика, педагог должен разглядеть его творческое своеобразие, «непохожесть» на других и далее целенаправленно развивать творческую самостоятельность своих учеников, исходя из индивидуальных качеств.
В работе с учениками важно способствовать становлению личности, вооружить их той суммой знаний и умений, которые потребуются им в последующей самостоятельной, профессиональной работе.
Педагог XXI века – должен быть творческой личностью, грамотным и опытным, пессимистом и альтруистом, и конечно любить детей!
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому преподаёшь»
В. Ключевский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в секционном заседании августовского совещания работников системы образования на базе форсайт-центра «Тьюторский центр для методического обеспечения педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реа
Представленная программа направлена на развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструиро...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
эссэ "Педагог дополнительного образования 21 века"
Педагог XXI века. Кто он? И чем отличается от педагога XX или XIX веков. Из века в век педагог сеет «разумное, доброе, вечное». Можно провести аналогию с колесом – сколько его не мод...
Дополнительная общеразвивающая программа робототехники «Трансформер» Педагога дополнительного образования Козачок Ирины Николаевны
Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей. Поэтому необходимо развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным ос...
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...