Нужно ли играть в ладошки в 21 веке.
методическая разработка по логопедии по теме
В РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕН МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ - игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.
“Рука является вышедшим наружу
Головным мозгом”
И. Кант
Все мы родом из детства. Наверное, многие из нас помнят свои первые игры: «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Сорока - белобока». Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Для многих - это развлечение, на самом деле – это целая наука, доказывающая, что таланты детей находятся накончиках их пальцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nuzhno_li_igrat_v_ladoshki_v_21_veke.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик»»
Учитель - логопед
Журавлёва Екатерина Владимировна
Нужно ли играть в ладошки в 21 веке.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук
“Рука является вышедшим наружу
Головным мозгом”
И. Кант
Все мы родом из детства. Наверное, многие из нас помнят свои первые игры: «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Сорока - белобока». Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Для многих - это развлечение, на самом деле – это целая наука, доказывающая, что таланты детей находятся на кончиках их пальцев.
Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Поэтому, проблема развития моторики пальцев рук очень актуальна и важна.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь
Что же необходимо делать для решения этой задачи?
Родителям до 3 лет рекомендуется проводить:
- поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;
- упражнения на сгибание и разгибание пальцев;
- перебор более ярких и крупных предметов, затем, более мелких;
- пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями.
cорока
Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила.
( указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
( по очереди загибают пальцы, начиная с большого)
Этому не дала: ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил -
Ничего тебе нет!
(мизинец не загибается)
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук
1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками):
упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны);
специальные упражнения на столе (выполняются сидя).
3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины и др.)
4. Теневой, пальчиковый театр.
5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).
6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
8.Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
Хорошая тренировка для пальчиков. Совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.
10. Домашние дела:
- перемотка ниток;
- завязывание и развязывание узелков;
- уход за срезанными и живыми цветами;
- чистка металла.
11.Водные процедуры:
переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
собирание разрезных картинок, ягод.
12. Переборка круп:
Насыпьте в небольшое блюдце гороха, гречки или риса и попросите ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальцев рук.
При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:
– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.
При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны усложняться.
Многие дела можно предлагать малышу с раннего возраста. Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Стоит предупредить, что многие новоприобретенные навыки не облегчат вам жизнь. Но зато вы сможете гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с
недостатками речи. М., 2009.
2. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007
3. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010.
4. Интернет-ресурсы. «Болтунишка». www.boltun-spb.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация музыкально -дидактической игры ВЕСЕЛЫЕ ЛАДОШКИ
Презентация ВЕСЕЛЫЕ ЛАДОШКИ для младших дошкольников...
Музыкально-дидактическая игра "Веселые ладошки" для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Задачи:- учить детей определять характер музыки ( что делают ладошки: спят, гуляют или пляшут). - выполнять движения ладошками в соответствии с музыкой, доставить ра...
Буклет "Игры на ладошках"
В буклете предлагаются игры и упражнения для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики...
Играем вместе с мамой. Игры с ладошками со словами.
Игры с движениями, тренируют хватательные движения, укрепляют мышцы пальцев, способствуют развитию быстроту реакции. они дисциплинируют, развивают память и внимание. Кроме того, подготавливают р...
Игра-экскурсия "От Каменного века до возникновение банков в Новое время"
интересно прочитать!!!...
игра экскурсия " От каменного века в новый мир"
Формировать начальное представление о деньгах, познакомить с историей возникновения и их эволюционированием....
Игра – экскурсия «От Каменного века, до возникновения банков в Новое время»
Игра-экскурсия. ...