Нужно ли играть в ладошки в 21 веке.
методическая разработка по логопедии по теме

Журавлeва  Екатерина Владимировна

В РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕН МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  -  игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

 

“Рука является вышедшим наружу

Головным мозгом”

И. Кант

  Все мы родом из детства. Наверное, многие из нас помнят свои первые игры: «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Сорока - белобока». Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Для многих - это развлечение, на самом деле – это целая наука, доказывающая, что таланты детей находятся накончиках их пальцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nuzhno_li_igrat_v_ladoshki_v_21_veke.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик»»

Учитель - логопед

Журавлёва  Екатерина Владимировна

           

Нужно ли играть в ладошки в 21 веке.

 

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

 

“Рука является вышедшим наружу

Головным мозгом”

И. Кант

   Все мы родом из детства. Наверное, многие из нас помнят свои первые игры: «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Сорока - белобока». Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Для многих - это развлечение, на самом деле – это целая наука, доказывающая, что таланты детей находятся на кончиках их пальцев.

  Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.  Поэтому, проблема развития моторики пальцев рук очень актуальна и важна.

  Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга.

  Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

  Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь

  Что же необходимо делать для решения этой задачи?

                      Родителям до 3 лет рекомендуется проводить:

- поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;

- упражнения на сгибание и разгибание пальцев;

- перебор более ярких и крупных предметов, затем, более мелких;

- пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями.

cорока

Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила.
( указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)

Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
( по очереди загибают пальцы, начиная с большого)

Этому не дала: ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил - 
Ничего тебе нет!
(мизинец не загибается)

                Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

 

1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками):

упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны);

специальные упражнения на столе (выполняются сидя).

3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины и др.)

4. Теневой, пальчиковый театр.

5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).

6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

8.Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

Хорошая тренировка для пальчиков. Совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

10. Домашние дела:

  1. перемотка ниток;
  2. завязывание и развязывание узелков;
  3. уход за срезанными и живыми цветами;
  4. чистка металла.

11.Водные процедуры:

 переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));

собирание разрезных картинок, ягод.

12. Переборка круп:

Насыпьте в небольшое  блюдце гороха, гречки или риса и попросите ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальцев рук.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:

– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.

При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны усложняться.

Многие дела можно предлагать малышу с раннего возраста. Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Стоит предупредить, что многие новоприобретенные навыки не облегчат вам жизнь. Но зато вы сможете гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком.

                Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с

недостатками речи. М., 2009.

2. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007

3. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010.

4. Интернет-ресурсы.  «Болтунишка».  www.boltun-spb.ru  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация музыкально -дидактической игры ВЕСЕЛЫЕ ЛАДОШКИ

Презентация ВЕСЕЛЫЕ ЛАДОШКИ для младших дошкольников...

Музыкально-дидактическая игра "Веселые ладошки" для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Задачи:-  учить детей определять характер музыки  ( что  делают ладошки: спят, гуляют или пляшут). -  выполнять движения ладошками в соответствии с музыкой, доставить ра...

Буклет "Игры на ладошках"

В буклете предлагаются игры и упражнения для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики...

Играем вместе с мамой. Игры с ладошками со словами.

Игры  с движениями, тренируют хватательные движения, укрепляют мышцы пальцев, способствуют развитию быстроту реакции. они дисциплинируют, развивают память и внимание. Кроме того, подготавливают р...

игра экскурсия " От каменного века в новый мир"

Формировать начальное представление о деньгах, познакомить с историей возникновения и их эволюционированием....