Проект "Через года, через века - помним"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
Знакомство дошкольников с подвигом советских солдат проходит через деятельность, близкую детям - сюжетно-ролевую игру. Большая предварительная работа по чтению произведений А. Твардовского, С.Михалкова пробудила детский интерес к далёким событиям, что позволило привлечь и родителей к изготовлению "военной"формы, плащ-палаток, сбору предметов солдатского обихода (планшетов, рации, котелков, касок, ложек), наград. Игра детей стала осмысленной, наполнилась эмоциями и чувстом благодарности и гордости за своих прадедушек. Игра заслужила высокую оценку участников районного методического объединения - воспитателей и музруководителей. То, что задумывалось, как инсценировка, сюжетно-ролевая игра переросло в коллективный проект с добавлением музыкально-танцевального и аэробического блока. Спасибо моим творческим коллегам!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Proekt.Cherez_goda_-_pomnim.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Через года, через века помним!»
Цель:
развитие у дошкольников активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Задачи:
- расширять представления детей дошкольного возраста о значении бессмертного подвига народа в годы Великой Отечественной войны;
- познакомить с бытом, внешним обликом солдат и людей в военное время;
- развивать у детей речь, интерес к художественной литературе, творческие способности в ходе инсценирования стихотворения А.Твардовского «Рассказ танкиста», сюжетно-ролевой игры, исполнения танцевальной композиции;
- воспитывать уважительное и бережное отношение к ветеранам, к доблестной истории своей Родине; знакомить с историческим праздником днем Победы
- приобщить к подготовке проекта старшее поколение: родителей, дедушек и бабушек;
собрать свидетельства очевидцев того времени, используя беседу, интервью, статьи
газет, награды, предметы быта, одежды, оружие; создать мини-музей о военных годах;
Материалы и оборудование: фотовыставка с изображением военных лет, мини-макеты военной техники, детские поделки, выполненные детьми совместно с родителями, реконструкции «боевых действий» сражения за деревню, описанную в стихотворении А.Твардовского, плакаты с изображением городов- героев, детские рисунки о войне.
Предварительная работа: чтение произведений художественной литературы о войне, заучивание стихов, пословиц, поговорок; рассматривание тематических картин, плакатов, предметов, игрушек; организация сюжетно-ролевых игр с военно-патриотической направленностью, рисование по прочитанным книгам, конструирование танков, самолётов и т.п.
Участники проекта:
Старший воспитатель Рыженко С.И.(идея, подбор и оформление материала проекта, режиссёрская и координаторская работа).
Воспитатель старшей логопедической группы Панина Г.А. (подготовка и проведение занятия-игры, создание мини-музея о войне, идея инсценировок, разработка сюжетных линий игры, оборудование занятия костюмами, предметами быта военных лет, организация работы с родителями по пошиву костюмов, сбора атрибутов и т.п.)
Музруководитель Никитина Т.В. (подбор музыкального оформления, танцевальная композиция под песню «Синенький платочек», песня «Землянка»)
Инструктор по физкультуре Лебедева О.Ф. (танцевальная композиция «Журавли»)
Родители и дети.
Ход занятия:
Под военный марш дети, одетые в стилизованную военную форму, входят в оформленный зал, садятся врассыпную на «полянку».
Воспитатель:
Я недавно смотрела старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить:
– Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить.
Многое может наша земля: накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, порадовать дивными просторами, полями, лесами, но защитить себя сама она не может.
Поэтому защита Отечества, родной земли – святой долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой.
-Как называем мы нашу страну?
Дети:- Родина, Отчизна, отчий дом, Родина-мать, родимая сторона, Россия,
Воспитатель: Россия! Мы гордимся ею! Почему?
- Она самая большая, она самая богатая, красивая!
Воспитатель: Верно вы сказали! Поэтому нашу страну многие хотели захватить, ограбить, поработить миролюбивый русский народ!
Звучит голос диктора Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского союза!Голос Левитана (запись) о начале войны. Исполняется первый куплет песни «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача).
Воспитатель:
22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну.
Мирный труд людей был прерван. Наш народ вступил в смертельную схватку со злейшим врагом человечества – германским фашизмом. Наступил новый период в жизни нашего государства – период Великой Отечественной войны.
В октябре 1941 г немцы начали наступление на Москву. У фашистов было много солдат и много военной техники: самолётов, танков, пушек, кораблей. Немцы рвались к нашей столице, но на пути у них встали не только солдаты, но и женщины, старики, даже дети.
Война… Жестокая война
Не первый месяц длится.
Жизнь, как струна, напряжена,
В опасности столица.
Советским командованием было принято твердое решение: Москву не сдавать! И 7 ноября 1941 года в осажденной Москве состоялся парад Красной армии. Отсюда, с Красной площади, после парада, воинские части уходили прямо на фронт... наши доблестные солдаты отстояли Москву, и враг не прорвался в столицу. Почему?
Скажите, как можно описать русского солдата, какими словами?
Дети: Русский солдат мужественный, стойкий, смелый, храбрый, сильный, умелый в бою, доблестный, отважный, выносливый, закалённый..
Воспитатель: Я говорила вам, что весь русский народ встал на защиту своей Родины. Советские войска, показывая чудеса героизма и стойкости, дрались за каждый город…
Сейчас мы проведём инсценировку стихотворения А.Твардовского «Рассказ танкиста», в котором описан бой за маленькую деревушку.
Инсценировка стихотворения А.Твардовского «Рассказ танкиста».
Оборудование (макеты русская печь, колодец, дом, танк), атрибуты военных действий (пистолеты, автоматы, гранаты, миноискатель, бинокль и т.п., военная игровая форма (плащ-палатки, гимнастёрки, пилотки и т.п.)
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал...
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
Сценка «Мы военные» С. Михалкова.
Телефонист (с телефоном). Алло, алло, Юпитер, я Алмаз.
Почти совсем не слышно вас.
Мы с боем заняли село,
А как у вас, алло, алло.
Автоматчик. Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг.
За домом очищаем дом,
Врага повсюду мы найдем.
Рядовой Я пехотинец молодой.
С фашистом дрался под Москвой.
Не раз в разведку я ходил,
Меня полковник наградил.
Командир танка (смотрит в бинокль). На горизонте самолет.
По курсу полный ход, вперед!
Готовься к бою, экипаж!!!
Танкист Отставить, истребитель наш.
Медсестра Что вы стонете, раненый!
Потерпите немного, сейчас перевяжу!
И рана у вас неглубока,
Заживёт наверняка.
Воспитатель: Жестокий бой закончился победой наших храбрых солдат.
Сюжетно-ролевая игра «На привале».
Сюжет 1 Повар разжигает костёр и варит кашу.
Сюжет2 Рядовой носит воду из колодца для кухни, прачечной и т.п
Сюжет 3 Прачки стирают, развешивают бельё
Сюжет 4 Парикмахер стрижёт бойцов
Сюжет 5 Бойцы отдыхают: чистят оружие, пишут письма, общаются
Сюжет 6 Минёры разминируют окрестности.
Сюжет 7 Все подходят к кухне, получают еду в котелки.
Воспитатель:
Какие песни фронтовые
Минувшей созданы войной!
В них чувства трепетно-живые
Встают безудержной волной.
(звучит песня « Синий платочек» дети исполняют танцевальную композицию)
После танца девочки переодеваются на композиции «Журавлик», остальные дети садятся в кружок, на привал и поют песню «Землянка» слова А. Суркова, музыка К. Листова
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега...
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти - четыре шага
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови!
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
Воспитатель: Много жизней унесла война. Люди не теряли веры в победу даже в самые тяжелые времена. «Враг будет разбит, победа будет за нами» – эти слова звучали повсюду. Вот как мы с вами солдаты сидели у костра или в землянках и перекидывались пословицами, поговорками, меткими словцами.
На войне было сложено много пословиц и поговорок бойцами. Давайте их вспомним. Назовите их!
Дети:
- Русский солдат не знает преград.
- Солдатское дело – воевать храбро и умело.
- Друг за друга стой и выиграешь бой.
- Набирайся ума в ученье, храбрости – в сраженье.
- С родной земли умри – не сходи!
- Где смелость, там и победа.
- Кто дрожит, тот и от врага бежит.
- Умелый боец – везде молодец.
- Один в поле не воин.
- Один за всех и все за одного.
- Щи да каша – пища наша.
Победа! Победа! Великое слово,
В нем слава Отчизны и слава бойца,
Да здравствует русский прославленный воин!
Народу великому грянем «Ура»!
Звучит песня "Журавли" (поет М. Бернес). Дети танцуют (девочки в белых юбочках и белых спортивных купальниках, мальчики в военной форме). В конце песни дети встают на колено, и замирают, музыка звучит тихо.
Минута молчания для всех.
Ветераны войны, вы России солдаты,
В сорок пятом с Победой вернулись домой.
И с тех пор навсегда имена ваши святы,
Ветераны войны, вам поклон наш земной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Через года, через века - помним"Фрагменты игры
Фотографии фрагментов проекта "Через года, через века помним". Проект имел большое место в воспитании гражданской позиции дошкольников. Был представлен на районном методобъединении, заслужил высокую о...
"Через года, через века, помните"
Литературно-музыкальная композиция для детей подготовительной группы к Дню Победы...
Проект «Через года, через века помним!»
Проект направлен на нравствено-патриотическое воспитание. Ознакомление детей с ВОВ....
Образовательный проект: "Через года, через века - помните!"
В материале проекта прослеживаются виды детской деятельности через образовательные области....
Методическая разработка вечера памяти «Помните! Через года, через века,- помните!»
Цели: Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет; стихотворений; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, гордость за ратн...
Проект "Через года, через века помним"
Цель проекта: развитие у дошкольников активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям ст...
Сценарий праздничного концерта ко Дню Победы «Помните! Через года, через века, помните»
Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне....