Конспект НОД: экскурсия в мини-музей ДОУ на выставку «Украденное детство: к 75-летию Сталинградской битвы».
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Державина Анастасия Геннадьевна

В современном обществе патриотическое воспитание  приобретает важное значение в связи с проявлением попыток обесценить великие подвиги русского народа во время ВОВ, выставить на первый план далеко не самые лучшие стороны нашего общества. Как вызвать в  детях дошкольного возраста такое сложное чувство? Какие особенности имеет патриотическое воспитание на данном возрастном этапе?  Чтобы воспитать любовь к Родине, нужно начинать с самого главного для ребёнка – с любви и уважения к маме, к родным и близким, к своему дому, детскому саду, городу, в котором мы живём. Это любовь к родной природе и её дарам, любовь к русской литературе, истории, традициям, великому наследию . Это развитие познавательного интереса к прошлому родной страны, воспитание гордости и уважения за её победы и достижения. Экскурсия  в мини-музей ДОУ на выставку: «Украденное детство: к 75-летию Сталинградской битвы» показывает, как  в условиях музейной комнаты создать развивающую среду, которая обеспечит существенный результат в развитии познавательного интереса к истории родной страны,как на эмоциональном уровне показать детям значимость  событий ВОВ для нас.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_2.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в мини-музей ДОУ на выставку: «Украденное детство: к 75-летию Сталинградской битвы».

Цель: cпособствовать  формированию  чувства патриотизма, показать важную роль детей для Победы в Великой Отечественной войне.  

Задачи

Образовательные: способствовать  формированию представлений у дошкольников о ВОВ, её основных событиях; уточнить значение  и активизировать в речи детей слова герой, героизм, подвиг, символ.

Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к изучению истории своей страны; формировать умение планировать свою деятельность.

Воспитательные: воспитывать  чувство гордости за свой народ, желание быть похожими на маленьких героев большой войны.

Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Оборудование: экспозиция мини-музея детского сада, напечатанный текст приглашения

Предварительная работа: поиск материалов о Сталинградской битве, маленьких героях Сталинградской битвы и других интересных фактах, конкурс рисунков  сбор   материалов для оформления экспозиции с помощью педагогов, детей и родителей; подготовка инсценировки, сообщения, стихотворения.

 

Организационная структура

Вступительное слово воспитателя (экскурсовода).

- Ребята! Сегодня  мы  с  вами  получили  весточку, которую  принёс нам  белый  голубь. Белый голубь – символ мира. О чём же сообщил нам голубь?

- Мы получили  приглашение в музей на выставку «Украденное детство».

- Да, ребята, голубь мира хотел сказать нам о том, что мы с вами живём в мирной стране. Но и сейчас где-то гремят  выстрелы, разрушают школы и детские сады, погибают люди. Однако это не идёт ни в какое сравнение с ВОВ. Как вы понимаете слово «Отечественная»? Кто напал на наше Отечество?

- Эту войну называют ещё  мировой  войной. Как вы думаете, что  значит мировая война?

- Верно. Представьте, что если  весь наш мир – это 10 человек (именно столько сегодня присутствует на нашей экскурсии).  Так  8 чел. из 10 были задействованы в войне.

- Кто победил в этой войне?

- Наша страна.

- Ребята! Какой праздник отмечает вся наша страна  9 Мая?

- Есть в истории ВОВ такие события, такие битвы, которые считаются особенно значимыми для нашего народа. Мы с вами уже говорили о двух важных битвах. Вспомните, какие это битвы?

- Битва под Москвой и оборона Ленинграда? Когда мы с вами говорили о блокаде Ленинграда, вспомните, как это происходило?

 - Фашисты окружили город, он оказался в ловушке, в кольце. Гитлер хотел взять город  так, чтобы его жители умирали от голода.  Но вы знаете, как закончилась блокада Ленинграда.

- Город не сдался врагу.

- После этого поражения  фашисты ещё больше разозлись, и следующий город, который хотел захватить Гитлер, он планировал уничтожить полностью.

Сегодня  мы идём с вами  в наш  мини-музей, где вы увидите картину   самой   одной  из главных  битв  той страшной  войны.

Такой в истории ВОВ стала Сталинградская битва.

Экскурсовод  открывает двери музея и приглашает к первой части экспозиции – панорама Сталинградской битвы.

- Дети  нашего детского сада, их родители и воспитатели создавали все материалы этой  картины Сталинградской битвы. Здесь вы увидите и свои работы.  С помощью истребителей, которые мы с вами делали , получилась картина, которая помогает представить воздушные бои над  городом Сталинградом. Именно самолёты- истребители защищали нашу страну в воздухе.  

Так  как Гитлер хотел  уничтожить город  полностью , Сталинград  подвергался постоянным бомбёжкам. Фашистские бомбардировщики накрыли город «ковром» из бомб. За один день гитлеровцы сделали столько боевых вылетов, сколько до этого делали за целый год! В городе  не уцелело почти ни одного здания!  Жители города дежурили день и ночь на крышах домов, чтобы вовремя успеть потушить зажигательные бомбы. Они засыпали их песком, который был приготовлен  в ящиках и хранился на крышах домов. Так люди боролись за свой  город. Представьте, что даже дети дежурили на крышах домов и умели тушить зажигательные бомбы. Конечно, многие из них гибли, но не отказывались. И снова, и снова шли и наравне со взрослыми боролись за свою страну. Наши лётчики- истребители были очень храбрыми и смелыми, внесли огромный вклад в победу нашего народа. Среди лётчиков Сталинграда была даже женщина Лидия Владимировна Литвяк. На её самолёте была нарисована белая лилия, которую фашисты страшно боялись.  Ведь «Белая лилия Сталинграда», так прозвали знаменитую лётчицу, сбила11 самолётов противника.

На земле же главным помощником наших людей стала военная техника. Перед вами, ребята, макет танка Т-34. О нём нам расскажет Сева.  

Рассказ ребёнка о данном экспонате.

  Боевым другом наших солдат и нашего народа в Великой Отечественной войне  стал ТАНК Т- 34. Он участвовал и помогал в самых важных битвах во время   войны.

Так  Танк Т-34 стал важным участником битвы за Москву. Но главную помощь он оказал в Сталинградской битве. Ведь именно здесь, на тракторном заводе в Сталинграде выпускали этот танк, который сразу отправлялся на фронт.

Он боролся за нашу Родину, как и все люди нашей страны.

Экскурсовод. Когда Гитлер узнал о том, что в нашей стране есть такой танк, он сказал: « Если бы я знал об этом танке, то никогда не начал бы войну с русскими». Ребята, можно ли Танк Т-34  тоже назвать героем. Почему?

После войны Танк Т-34 обрёл новую «профессию»: он стал памятником или экспонатом во многих музеях военной техники. Именно поэтому он сегодня занял важное место в нашей экспозиции. Я думаю, что ему очень  радостно сегодня, что мы помним о нём и его подвигах. Давайте  прикоснёмся к нему и поблагодарим за его победы.

  - Ребята, мы с вами читали произведения о войне. Сегодня же Настя Сажина хочет рассказать нам стихотворение  о Сталинградской битве.

Ребёнок читает стихотворение.

Там, где 200 дней и ночей

Бушевала великая битва,

Там, где кровью ста тысяч людей

Каждый метр земли был пропитан,

Там, где сила советских солдат

Сокрушала фашистскую силу,-

Там давно уже пушки молчат

И земля от пожарищ остыла…

Экскурсовод. Эти строки из стихотворения  Маргариты  Агашиной.

200 дней и ночей длилась великая битва. Много тысяч людей она унесла. Но это битва, после которой наш народ поверил в нашу победу!  

 За каждый метр земли Сталинградской боролись её защитники. Горящие избы, разрушенные дома - так выглядел Сталинград.  В тяжёлой битве участвовали не только взрослые, у города Сталинграда были и маленькие защитники-мальчики и девочки.

- Ребята, вспомните произведения, с которыми мы с вами знакомились, как дети могли помочь взрослым  победить врага?

- Пашка из рассказа Вильма Козлова «Пашкин самолёт» помог лётчику Михаилу Абрамову починить его самолёт. Рискуя  своей жизнью, Пашка откручивал шурупы и винты с гайками с уничтоженного немецкого танка и приносил их лётчику.

-Как вы думаете, смог бы лётчик Михаил, привести свою машину в боевую готовность, если бы  Пашка не помогал ему?

Сейчас перед вами ещё один защитник нашей Родины: Аксён Тимонин.

  Инсценировка по мотивам документальной повести В. Дроботова «Босоногий гарнизон».

Участники инсценировки:  экскурсовод, мать, сын. Импровизированный уголок в доме Аксёна Тимонина, где представлены макеты самолётов, танков. Рядом стул, на котором сидит сын (Аксён), читает книгу. А рядом, придерживая его, стоит мать.

Экскурсовод.  В тяжёлой битве участвовали не только взрослые, у города Сталинграда были и маленькие защитники-мальчики и девочки. Перед Вами один из них:  Аксён Тимонин.

Сын.

Дальние дали, чудесные страны
Манят меня сквозь «седые туманы».
На кораблях, на слонах и верблюдах
Снова я еду на поиски чуда.
Я постоянно в далёких походах:
На самолётах и теплоходах,
Нет, не обманщик я и не врунишка,
Просто мальчишка, читающий книжки.

Мать.  

Читай, сынок, старайся и учись,

Ждут впереди тебя и творчество и жизнь!

Экскурсовод. Но словам матери Аксёна Тимонина не суждено было сбыться. Мирная жизнь оборвалась. На хутор, где жили Тимонины напали фашисты.

 Аксен был старший. Ему пошел пятнадцатый год. Не будь войны, учился бы он в восьмом классе. Науку Аксен любил, от книжек, бывало, не оторвешь. Придет из школы, похлебает борща второпях – и за книжки. В хате у него был свой уголок. А в уголке этом чего только не было! И карты географические, и самодельные  крейсеры, и модели самолетов с красными звездами на крыльях.                                                              

Тимошка же был очень озорным мальчишкой, каким и должен быть младший ребенок в семье. Ему было двенадцать лет.                                                                          

Когда началась война, ребята учились тушить зажигательные бомбы, оказывать первую помощь раненым. Но когда враги захватили их хутор Вербовка,    ребята  организовали "босоногий гарнизон". Бойцами его были хуторские мальчишки  десяти-четырнадцати лет. Командиром же стал Аксён Тимонин.  

По-своему, как могли, они  боролись с захватчиками. В один из дней был совершен дерзкий налет на почту и похищены мешки с ценными документами и письмами. Стало известно в хуторе и об исчезновении продуктов из хорошо охраняемого немецкими часовыми амбара. Пропадало оружие. Все это вселяло страх и сеяло панику среди фашистов. Они и подумать не могли, что это делают дети.  Мальчишки укрыли и выхаживали советского офицера, бежавшего из  лагеря для военнопленных. Готовились уйти в лес к партизанам.

Но не успели - немцы схватили ребят. Все эти босоногие мальчишки погибли героями,  и навсегда останутся  в нашей памяти.

Этим маленьким героям посвятил свою повесть Виктор Дроботов и назвал её «Босоногий гарнизон».

А вот ещё один маленький герой – Анатолий Столповский. Ему было всего 10 лет. Он под обстрелом не раз соединял разорванные взрывом телефонные провода.  Он был маленьким связистом. Вспомните, мы с вами уже встречались с этой военной профессией.

- В рассказе « Обрывок  провода» Евгения Воробьёва.

- Вспомните имя и подвиг героя этого рассказа.

Анатолий Столповский- маленький герой,  который был награждён медалью «За оборону Сталинграда». (рассматривание экспоната)

 А теперь , ребята, я хочу  вспомнить и обратить ваше внимание на композицию«Танцующий хоровод» , которую мы вместе с вами сделали. Я рассказывала вам о том, что такой фонтан был раньше во многих городах нашей страны.    Такой фонтан был и в Сталинграде.   Он появился ещё до войны . Фонтан «Танцующие дети»  вызывал у жителей города радость,  жизнь, беззаботное детство, но , когда пришла война, фонтан стал другим символом.   Все помнят отрывок из сказки К.Чуковского «Краденое солнце».

- Вспомните, кто проглотил солнце?

Верно, когда на нашу страну напали немецкие захватчики, они тоже украли у наших детей солнце, они украли у них детство.

  Один военный  корреспондент  Эммануилом Ноевичем Евзерихиным сделал фотографию фонтана  после  налёта фашистских истребителей.     Фотография так и называлась: «23 августа 1942 года. После   налёта гитлеровской авиации» .На заднем плане – горящий Сталинградский вокзал.  Эта фотография облетела весь мир.  К окончанию Сталинградской битвы фонтан представлял собой плачевное зрелище: фигурки детей пострадали очень сильно, у каждой отсутствовали отдельные части.

Фонтан был восстановлен сразу же после окончания Сталинградской битвы – фигуры белоснежных детей на фоне разрушенного города  подарили  жителям Сталинграда надежду на победу в войне.

Рассматривание экспоната.

В наше время благодарные жители города Волгограда (именно так сейчас называется  бывший город Сталинград) приходят к этому месту в память о погибших детях.

И я приглашаю вас вместе встать в хоровод и загадать желание о том, чтобы на всей нашей планете был мир, в небе светило солнце, а у детей было мирное детство.

 Звучат слова из песни «Детство»:

Все люди на большой планете

Должны всегда дружить.

Должны всегда смеяться дети

И в мирном мире жить.

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети,

И в мирном мире жить.

Беседа с детьми об услышанном

 Заключительное слово воспитателя (экскурсовода)

В самом начале нашей экскурсии  мы с вами вспомнили о главном празднике для всего нашего народа – День Победы. У этого праздника есть свой символ. В ходе экскурсии этот символ встречался вам в каждой части нашей экспозиции. Подскажите, что же является символом победы?

На память о сегодняшнем  важном для нас с вами событии я хочу подарить вам  этот символ. Пусть эта частичка победы нашего народа и всё, что вы сегодня увидели и услышали,  живут в вашем сердце.

Ребята, я надеюсь, что вы сегодня многое узнали и увидели картину войны. Хотелось бы вам поделиться своими пережитыми чувствами и эмоциями  с другими   детьми  нашего детского сада, а  может вы бы хотели пригласить папу и маму  посетить выставку?

Хотели бы вы сами рассказать что-то , и оказаться в роли экскурсовода?

Как мы можем пригласить детей и родителей на выставку? (дети предлагают свои варианты)      

Ребята, я предлагаю вам пройти в группу  и сделать пригласительные билеты.  Для  каждого из вас предлагается лист, на котором  напечатан текст приглашения, а вы сами должны будете выбрать цвета, материалы и свое оформление  пригласительного билета.

Подумайте, о чём бы вы рассказали тем, кого хотите  пригласить на выставку? Может быть это будет экспонат Танка Т-34 – тогда я предлагаю вам сделать на пригласительном  танк  в  технике салфеточная аппликация. Возможно, вы захотите нарисовать какой-нибудь экспонат, который привлёк ваше внимание. А может, кто-то хочет сделать голубя  мира  или  самолёт, который принесёт ребятам весточку о нашей интересной выставке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект ознакомительной экскурсии в мини - музей "Дивная роспись"

Данный конспект создан для проведения экскурсий в группе старшего возраста.В конспекте использован материал : народный фольклор, аудиозаписи песен и музыки современных авторов по теме, художественное ...

Конспект занятия – экскурсии в мини-музей ДОУ «Путешествие в прошлое и настоящее часов-будильников»

Цель: Приобщать детей к музейной культуре через создание в группе музея часов. Развивать художественный вкус и эстетическое восприятие.Задачи: познакомить детей с историей происхождения часов-будильни...

Конспект проведения экскурсии в мини – музее «Была война» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование основ национального самосознания и любви к Родине. Задачи:- Осуществлять нравственно - патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей страны;- Воспитывать чув...

Конспект зянятия "Экскурсия по мини-музею"Русская изба""

Экскурсия по мини-музею "Русская изба"...

конспект занятия "Экскурсия в мини-музей"В мире часов""

Данный материал  можно использовать  при знакомстве детей подготовительной группы с  часами по окружающему миру и познавательному развитию....