Звук и буква Т.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Аникеева Наталья Александровна

Конспект занятия по обучению грамоте детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_t.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Число, месяц

ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Тип- ФС ( формирование фонетических средств языка)

 Звук и буква Т

1-е занятие

Ф.И. детей, недостаточно усвоивших материал занятия

Программные задачи:

  •  уточнить позицию звука [Т] в словах (начало, середина, конец);
  •  учить выбирать слова из текста и подбирать действия с учетом позиции в них звука Т;
  • закрепить знание буквы Т и навык чтения обратных слогов с этой буквой.;
  • развивать фонематическое восприятие, внимание, память, логическое мышление.
  • Оборудование: 
  • 8—10 картинок; в названиях изображенных на них предметов звук [Т] находится в разных позициях (творог, компот, вата, бинт, такси, куст, лента и пр.);
  • Звуковые дорожки на каждого ребенка;
  • Карточки с буквами А, О, Т.

          Ход занятия

         1. Организационный момент. 

На места садятся дети, подобравшие слово со звуком [Т] (звук произносится с акцентом).

Ребята, вам задание: слушать и искать в словах звук [Т]. Сделать это нам поможет буква Т.

         2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала

1) Знакомство с новой буквой. Чтение обратных слогов.

Скажите, на что похожа буква Т? ( на топорик).Давайте соединим эту букву с уже знакомыми буквами.

На доске выкладываются обратные слоги: AT, УТ, ОТ.

2) Игра «Закончи словечко»:

Закончите  следующие слова: прид-, солд-, автом-, сал-, бр-, пил-, жив-, кн-, жди пр. (если имеются затруднения при выполнении задания, логопед произносит по очереди все варианты звукосочетаний и уточняет выбор детей).

3) Игра «Подбери действие».

Подумайте, что делает собака, корова, курица, лошадь, и подберите  слова-действия со звуком [Т] (курица ходит, клюет, пьет, несет яйца, кудахчет, спит и пр.). Определите позицию звука [Т] в слове ( начало, середина, конец)

4) Игра «Подставим картинки к схемам».

 Возьмите  любую картинку, внятно произнести слово, выделяя голосом  звук [Т], и поставьте  картинку к соответствующей схеме/

             3.Динамическая пауза

 Ловите мяч только тогда, если услышите в слове звук [Т].

Слова: рос, рост, ворона, ворота, ком, кот, нога, нота, ванна, вата и пр.
           4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале.   

1) Игра «Выбери слова со звуком [Т] «

Найдите в стихотворении  слова со звуком [Т]:

День рождения у Толи,

Он сказал об этом в школе:

Пусть Виталий принесет М

не и танк, и самолет,

Автомат подарит Тая

(Тая — девочка простая),

А подружки Таня, Света

Пусть несут по пистолету!»

Толя так друзей зовет. Ну и кто к нему придет?

При выборе слов с разной позицией звука Т детям помогает карточка с передвигаемой по ней буквой Т.

2) Работа по звуковым дорожкам

 Задание: слушая слова, передвигать по карточке букву Т в соответствии с позицией аналогичного звука.  Слова: троллейбус, трамвай, букет, канат, салют, батон, космонавт, винт, фонтан, жатва, ноты, комната и пр.
         5.      Итог занятия, оценка деятельности детей.

Число, месяц

ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Тип- ФС ( формирование фонетических средств языка)

Звук и буква Т

2-е занятие

Ф.И. детей, недостаточно усвоивших материал занятия

Программные задачи:

  •  учить выбирать слова из текста и подбирать действия с учетом позиции в них звука Т;
  • закрепить знание буквы Т и навык чтения обратных слогов с этой буквой.;
  • развивать фонематическое восприятие, внимание, память, логическое мышление.
  • Оборудование: 

          Ход занятия

         1. Организационный момент. 

Игра «День-ночь»

Вы смотрите на картинки и запоминаете их.. Я говорю «Ночь»- вы закрываете глаза, я переворачиваю картинки, а потом говорю: «День!». Вы должны мне сказать, каких картинок не стало.

         2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала

а) Игра «Отгадай загадку»

Деревянная шея,
Железный клюв,
Кричит: «тук—тук—тук!» ( Молоток)

Какую букву напоминает молоток?

б)        — Рассмотрите буквы.  Прочитайте их. Сколько элементов у буквы Т? Какие это элементы? Похожи ли эти буквы? Чем они отличаются?

—        Посмотрите, как руками построили букву Т. Постройте ее так же.

   В)  Послушайте мои слова и выделите в них одинаковый слог. Выложите у себя эти слоги. Прочитайте их.

Тотошка затопал. Туловище-летучие. Солдаты – комнаты.

А теперь поставьте гласные впереди. Прочитайте. Какие слоги у вас получились.

             3.Динамическая пауза

 В руки скрипочку мы взяли,   На ней нежно заиграли:
Вот так, вот так.Мы на скрипочке играли,
Скрипачей изображали.Взяли в руки барабан,

Заиграли: “Там! Там! Там!”На барабане заиграли –
Барабанщиками стали.Поднесём к губам трубу,
Заиграем: “Ту! Ту! Ту!”Громко на трубе играли –
Трубачей изображали.А теперь на балалайке:
“Трень-брень, трень-брень!”Вот какой весёлый день.         

  4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале.

1)Штриховка и написание буквы Т

2) Игра « Подумай и ответь»

         5.      Итог занятия, оценка деятельности детей.

Разукрась картинки.

Нарисуй столько треугольников, сколько частей

в слове

Найди место звука

 в слове.

Нарисуй схему слова.  

Молоток стучит: «Тук-тук!

Буквы Т я лучший друг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....