Консультация для педагогов
консультация на тему
Данная консультация разработана для педагогов.Тема "Классификация детей с ЗПР и умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiyadetey_s_zpr_i_umst.otstalostyu.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация педагога-психолога
для педагогов ДОУ
Тема: «Классификация детей с задержкой психического развития
и умственной отсталостью»
Подготовила:
педагог-психолог Фелькер Т.Ю.
2018 г.
Задержка психического развития (классификация по К.С.Лебединской). ЗПР – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. | ||
Вариант | Причины возникновения | Характерные признаки |
1.Конституциональ-ного происхождения | Наследственность (отмечаются семейные формы); негрубые обменно-трофические расстройства (возникшие внутриутробно или в первые годы жизни, связанные с употребле-нием биологически активных пищевых добавок); фактор многоплодия (среди детей с ЗПР близнецы встречаются чаще, чем в целом в популяции). | Эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведения, поверхностность представлений, легкая внушаемость. У таких детей даже при обучении в общеобразовательной школе сохраняется приоритет игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко выражено недоразвитие в эмоционально-волевой сфере. Ученые отмечают, что гармонический инфантилизм нередко можно встретить у близнецов, это может указывать на связь данной патологии с развитием многоплодности. Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в специальной коррекционной школе. |
2.Соматогенного происхождения | Различные хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. | Может присутствовать стойкое астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, которые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог межличностных связей. При этом виде ЗПР дети нуждаются в лечении в специальных санаториях. Дальнейшее становление и обучение этих детей зависит от их состояния здоровья. |
3.Психогенного происхождения | Неблагоприятные условия воспитания, семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья, различного рода психические травмы). | При длительном воздействии психотравмирующего фактора у детей возникают стойкие отклонения нервно – психической сферы, что обусловливает патологическое развитие личности. Преимущественно страдает эмоционально – волевая сфера. Так при педагогической запущенности, безнадзорности у ребенка формируется психическая неустойчивость, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. При гиперопеке появляются эгоцентрические установки, эмоциональная холодность, неспособность к волевому усилию, к труду. При авторитарном, императивном воспитании, в психотравмирующих, жестоких для ребенка условиях наблюдается невротическое развитие личности, формируется робость, боязливость, отсутствие инициативы, самостоятельности. |
4.Церебрально – органического генеза (минимальная мозговая дисфункция). | Органическое поражение ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Конкретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикация, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни ребенка. | Этот тип ЗПР встречается чаще других. Часто обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности ребенка. У этой категории детей преобладает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. Дети с этим видом ЗПР характеризуются эмоционально-волевой незрелостью. ЗПР церебрально – органического генеза подразделяют на две группы: первая группа – с преобладанием органического инфантилизма; вторая – с преобладанием нарушений познавательной деятельности. |
Умственная отсталость – это сложное психопатологическое состояние, характеризующееся невозможным развитием интеллекта и связанных с ним качеств жизнедеятельности человека по причине ограничений развития или функционирования центральной нервной системы, чаще – головного мозга. Умственная отсталость в международной классификации болезней: | ||
Степень | Причины возникновения | Характерные признаки |
Дебильность |
|
Дети данной категории при специальном обучении могут овладеть некоторыми элементарными специальностями. Могут освоить навыки самообслуживания и жить самостоятельно, но под чутким руководством. Сниженный интеллект этих детей и нарушенная эмоционально-волевая сфера не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы. |
Имбецильность |
Дети практически необучаемыми во вспомогательной школе, они являются недееспособными. Над ними устанавливается опека родителей или лиц, их заменяющих. | |
Идиотия |
При идиотии легкой и средней степени тяжести отмечается умение смеяться и плакать на рефлекторном уровне. Может быть некоторое понимание обращенной речи, жестикуляции и мимики. Их лексикон ограничен всего десятком элементарных слов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...