«Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

Дышина Елена Викторовна

В работе предоставлены методы организации познавательно-исследовательской деятелбьности на тему "Мой город"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oblastnoe_gosudarstvennoe_byudzhetnoe_uchrezhdenie.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

 «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

        Выполнила

        Дышина Елена Викторовна

        МБДОУ № 175

        воспитатель

        тел.:89176120785

        

        Ульяновск 2016 г.

«Мой город»

Содержание из программы «От рождения до школы» Н.Е.Веракса

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Знакомство детей с родным городом (поселком), его названием, объектами (улица, дом, магазин, поликлиника), с транспортом, «городскими» профессиями (врач, продавец, полицейский).

Варианты итоговых мероприятий

Тематическое развлечение «Мои любимые игрушки». Выставка детского творчества.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Знакомство с родным городом (поселком), его названием, основными достопримечательностями.

Знакомство с видами транспорта, в т.ч. с городским, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения, светофором, надземным и подземными переходами (взаимодействие с родителями).

Знакомство с «городскими» профессиями (полицейский, продавец, парикмахер, шофер, водитель автобуса).

Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Знакомство с родным городом (поселком).

Формирование начальных представлений о родном крае, его истории и культуры.

Воспитание любви к родному краю.

Расширение представлений о видах транспорта и его назначении.

Расширение представлений о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения.

Расширение представлений о профессиях.

Знакомство с некоторыми людьми, прославившими Россию.

Спортивный праздник.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Расширение представлений о родной стране, о государственных праздниках, развитие интереса к истории своей страны, воспитание гордости за свою страну, любви к ней.

Знакомство с историей России, гербом и флагом, мелодией Гимна.

Рассказы о людях, прославивших Россию, о том, что РФ – огромная страна, Москва – главный город, столица нашей Родины.

Праздник народного единства.

Выставка детского творчества.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

Расширение представлений о родном крае.

Продолжение знакомства с достопримечательностями региона, в котором живут дети.

Воспитание любви к «малой Родине», гордости за достижения своей страны.

Рассказы детям о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Выставка детского творчества.

Формы работы с детьми

Игры

Дидактические игры:

«Прогулка по городу»

«Где находится памятник»

«Узнай по описанию»

«Мой город»

«Найди свой дом»

«Времена года в городе».

Сюжетно-ролевые игры:

«Путешествие по городу»

«Наша улица»

«Я – пешеход»

Чтение и обсуждение

Просмотр видеофильмов о родном крае:

«Мой город – Ульяновск».

«Ульяновск – авиационная столица».

«Ульяновск – родина Колобка».

Рассматривание картин А.А.Пластова «Первый снег», «Летом».

Рассматривание иллюстраций:

«Достопримечательности г.Ульяновска»

Рассматривание фотографий близстоящих построек и детского сада.

Чтение художественной литературы:

Б.Заходер «Строители»

С.Бороздин «Кто построил этот дом»

О.Э.Мендельштам «Я вернулся в мой город знакомый».

 

Беседы:

«Родина моя»

«Ульяновск – мой любимый город»

«Городские профессии»

«Названия улиц нашего города»

«Достопримечательности нашего края»

«Ульяновск – авиационная столица».

Наблюдения

Экскурсии к достопримечательным местам.

Наблюдение за строительством дома.

Наблюдение за трудом взрослых.

Праздники: «День города», « День Победы», «День авиастроителей».

Слушание и обсуждение

«Гимн России»

«С чего начинается Родина»

Музыка народов Поволжья.

Продуктивная деятельность:

Рисование:

«Дом, где я живу»

«Украсим родной город к празднику»

«Моя улица».

Аппликация:

«Окошечки в доме»

«Флаг России»

Лепка:

«Красивый заборчик возле дома».

Конструирование:

«Постройка дома из строительного материала».

Фотовыставка:

«Мы – ульяновцы»

«Достопримечательности города»

«Люди, прославившие город Ульяновск».

Материал Ульяновских художников: Д.И.Архангельский, А.А.Пластов, Н С.Сафронов.

Создание мини – музея.

Викторина «Знатоки родного города».

Оформление альбома:

«Мой город»

«Памятные места города Ульяновска».

Выставка рисунков:

«Город, который я люблю».

Средства, способствующие эффективному решению задач

Чтение художественной литературы:

Стихотворение И.Забила «Наша Родина».

Стихотворение Е.Евтушенко «Волга».

Сказка С.Я.Маршака «Волга и Вазуза».

Поговорки и пословицы

Жить — Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Будь не только сыном своего отца — будь и сыном своего народа.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без родины — что соловей без песни.

Родная земля и в горсти мила.

Береги Родину как зеницу ока.

Всякому мила своя сторона.

На чужой стороне родина милей вдвойне.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

Дым отечества светлее чужого огня.

Дома и стены помогают.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Чужбина — калина, родина — малина.

Загадки

Вот жилище горожан:

В кухне есть плита и кран,

Ванна есть и туалет,

Мебель в комнате, паркет.

Заходи в нее, живи,

Только слово назови. (Квартира)

 

Вот проснулись утром рано

Два больших подъемных крана,

Чтобы собирать высотку,

Настоящую красотку.

Близко вы не подходите,

Но объект мне назовите. (Стройка)

 

Он огромный, городской,

Часто он с большой трубой.

Здесь машины собирают

Или нефть перегоняют. (Завод)

 

В каждом городе есть место

Сладкое и вкусное.

Там в цехах замесят тесто

Мастера искусные.

И в него добавят дрожжи,

Ванилин, цукаты.

Как приятны всем прохожим

Эти ароматы! (Кондитерская фабрика)

 

Угадай, куда ведут

Малышей с утра.

Тут и завтрак, и уют,

Няня, медсестра. (Детский сад)

 

Тут на каждом этаже

Побывали мы уже.

Вот внизу - регистратура,

А повыше - логопед.

Врач лечебной физкультуры

И массажный кабинет.

А пройдете коридор -

Там табличка "Доктор ЛОР". (Поликлиника)

 

Вот большой и круглый дом.

Ой, какое место!

Ведь всегда ребятам в нем

Очень интересно.

В этом доме непременно

Есть и звери, и арена. (Цирк)

 

Ты иди сюда скорей,

Посмотри-ка на зверей,

На заморских, очень редких,

Что живут в просторных клетках. (Зоопарк)

 

Нам вчера в античном зале

Про Афины рассказали.

А потом сказала мама -

В древнем зале есть и мамонт!

Угадайте-ка, ребята,

Где такие экспонаты? (В музее)

 

Методы

Практические методы:

Обследование действия

Знакомство с глобусом.

Цель: закрепить представления детей о родной планете Земля; познакомить детей с глобусом – моделью земного шара.

Создание макета «Микрорайон детского сада».

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве.

Словесные методы:

Беседа на темы:

«Город, который я люблю»

«Профессии города Ульяновска»

«Ульяновск – мой любимый город»

«Достопримечательности нашего города»

Цель: формирование представления о родном городе, улицах, профессиях.

Чтение художественной литературы:

Стихотворение И.Забила «Наша Родина».

Стихотворение Е.Евтушенко «Волга».

Сказка С.Я.Маршака «Волга и Вазуза».

Цель: формирование представлений о Родине, России, реке Волге; воспитание любви к Родине.

Пословицы и поговорки:

Жить — Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Будь не только сыном своего отца — будь и сыном своего народа.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без родины — что соловей без песни.

Родная земля и в горсти мила.

Береги Родину как зеницу ока.

Всякому мила своя сторона.

На чужой стороне родина милей вдвойне.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

Дым отечества светлее чужого огня.

Дома и стены помогают.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Чужбина — калина, родина — малина.

Цель: обогащать знания детей о родном городе, о России; воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Беседа с детьми на темы:

«Город, в котором я живу»

«Памятники нашего города»

«Профессии нашего города»

«Названия улиц нашего города»

Цель: формирование представлений о родном городе, памятниках, названиях улиц.

Вопросы к детям:

Назови свой адрес

В каком городе ты живешь

Чем известен наш город

Какие профессии есть в городе Ульяновск

Цель: закрепление представлений о родном городе.

Проект

«Мой город».

Наглядные методы:

Рассматривание фотографий города Ульяновска.

Цель: уточнить и расширить представления детей о родном городе, об улицах, достопримечательностях.

Наблюдение за трудом взрослых в детском саду.

Цель: расширить знания детей о профессиях, воспитывать уважение к труду.

Экскурсии по близлежайшим улицам, в библиотеку, музей, школу.

Цель пробуждать интерес к познанию истории родного города и всего, что с ним связано.

Рассматривание открыток про город Ульяновск.

Цель: воспитание патриотизма, формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края.

Словотворчество с родителями : «Сочини частушку о крае, городе».

Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями).

Игровые методы:

Дидактические игры:

«Где находится памятник».

Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на карте – схеме города, закрепить знания о памятниках города.

«Узнай по описанию»

Цель: закрепить представления детей о достопримечательностях города Ульяновска.

«Найди свой дом»

Цель: сформировать у детей знания о своем городе, о месте своего дома в нем.

«Времена года в городе»

Цель: закрепить и уточнить представления детей о разных временах года; вызвать интерес к природе родного края.

Сюжетно – ролевые игры:

«Наша улица»

Цель: развивать сюжет, закрепить знания детей о родном городе.

«Путешествие по городу»

Цель: закрепить знания детей о предприятиях города, о профессиях.

Подвижная игра:

«Любимый город»

Цель: продолжать учить детей быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Режиссерская игра:

«На улице города»

Цель: знакомить с правилами дорожного движения, видами транспорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа...

Формы и методы организации ознакомления с природой детей дошкольного возраста.

Статья раскрывает формы организации при ознакомлении детей с природой....

Использование метода проекта в организации различных видах деятельности детей дошкольного возраста

Статья посвящена решению воспитательно -образовательных задач, формированию достаточного уровня знаний и умений детей. В ней рассматриваются процессы социально-личностного развития дошкольников, метод...