Формы и методы организации ознакомления с природой детей дошкольного возраста.
статья на тему

Громилина Людмила Владимировна

Статья раскрывает формы организации при ознакомлении детей с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_organizatsii_po_oznakoml.s_prirodoy.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы организации ознакомления с природой

детей дошкольного возраста.

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой.

Занятия и экскурсии проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.

Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

К наглядным методам обучения относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Наблюдение – это специально организованное, целенаправленное, длительное и планомерное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Цель наблюдения – усвоение разных знаний, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов, сезонных изменений. Для успешного достижения цели воспитатель продумывает и использует различные приемы, организующие активное восприятие детей (вопросы, обследование, сравнение объектов между собой, установление связи между отдельными объектами и явлениями природы).

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым или фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным, итоговым (обобщающим).

Подготовка к наблюдению. Воспитатель определяет место наблюдения, задачи. Затем выбирает объект для наблюдения, который должен для детей быть интересным, в тоже время доступным для восприятия. Воспитатель должен подготовить все необходимые для наблюдения предметы. Необходимо продумать и организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем,  чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним.

Требования к организации наблюдения.

  1. Цель и задачи наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, искать ответ на поставленный вопрос.
  2. Для каждого наблюдения воспитатель должен отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы у детей формируются постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, расширяя и углубляя первоначальные представления.
  3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь.
  4. Наблюдение должно способствовать умственной и речевой активности детей.
  5. Наблюдение должно возбудить интерес к природе, желание как можно больше узнать о ней.
  6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдения должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.
  7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания  особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств, используется распознающее наблюдение.

Проводя наблюдение воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа.

1 этап. Воспитанники должны получить общие представления об объекте. Детям дается время для пробного его осмотра.

2 этап. Воспитатель использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного , состояния растения и т.д., устанавливает различные связи.

Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.

Наблюдая за животными, дошкольники узнают о его поведении, разнообразных проявлениях. Рассматривание растений начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья).Затем по порядку рассматривают особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т.д.). Воспитатель таким образом приучает детей вести наблюдение планомерно.

3 этап. Подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом формируется система знаний, опыта и навыков детей.

Наблюдение с использованием раздаточного материала. Проводится, начиная со средней группы. Такая организация занятия довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе. Особое место в наблюдении с использованием раздаточного материала отводится обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства. Однако такое наблюдение предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его организацию.

Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугаи, канарейки, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой природой и т.д.

Организуя длительное наблюдение воспитатель должен знать основные этапы роста и развития растения или животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко. Запомнить детям происходящие изменения с объектом помогут рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение.

Младшая группа. В наблюдение включаются отдельные поисковые действия, наблюдения за растениями и животными неоднократно повторяются.

Средняя группа. Рассматривая окружающие предметы, дети средней группы способны воспринимать их в деталях, могут выделить характерные признаки отличия увидеть общие признаки у нескольких объектов, дети учатся рассказывать о результатах наблюдения.

Используется личный опыт детей.

Старшая группа. Дети способны не только воспринимать поставленную задачу воспитателем, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности; дети могут сами наметить несложный план наблюдения и действовать в соответствии с ним. Восприятие становится более расчлененным, дошкольники вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы признаки. На этой основе возможно формирование обобщений.

Подготовительная группа.  Основная тенденция деятельности детей – стремление к обобщению. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа получения знаний: как ты об этом узнал? Проверь. Детям задаются вопросы поискового характера. Заканчивается наблюдение обобщением.

Список литературы:

П.Г. Саморукова «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»- стр.95 – 106.

О.А.Соломенникова «Ознакомление детей с природой». – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 18 с.

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»- 
Детство-Пресс,2016

Л.А.Нифадьева «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой»- Могилев,2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи

Современные формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи...

Презентация «Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы «Радуга» исходят из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально – коммуникативного, познавательн...

Эффективные формы и методы обучения татарскому языку детей дошкольного возраста

Обучение языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, фор...

Формы и методы обогащения двигательного опыта детей дошкольного возраста

Структурные компаненты организации деятельности дошкольников по обогащению двигательного опыта...

для воспитателей "Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста"

для воспитателей "Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста"...