Развитие регулятивной компетентности педагога
материал по теме

Белоконь Вероника Александровна

     Развитие регулятивной компетентности педагога

Все мы знаем, что профессия воспитателя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших усилий самообладания и саморегуляции. Именно поэтому каждый педагог должен обладать регулятивной компетентностью.

Что же это такое?

Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Одним из важных составляющих регулятивной компетентности – это умение обладать своими эмоциями.

Давайте разберемся, что такое эмоции!?

Эмоции - выражение нашего отношения, чувства, к происходящему вокруг нас или внутри нас.

                             Эмоции бывают:

Положительные:                                                Отрицательные:               

Волнение,                                                  Грусть,    

Восторг,                                                     Досада,

Изумление,                                                Злость,

Любовь,                                                     Недоверие,

Нежность,                                                  Обида,

Переживание,                                            Страх,

Радость.                                                      Раздражение.

Дети, также как и мы тоже испытывают различные эмоции.

Особенно ярко выражено проявление эмоций во время адаптации. Малыши  находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно, в первые дни (плачут, разбрасывают игрушки, нервничают).

Воспитатель тоже становиться  более нервным, импульсивным. Именно, здесь педагог должен проявить умение обладать регулятивной компетентностью.

Поэтому педагог должен обладать определенными приемами регуляции своих эмоций.

Например: (своими словами)

  1. Нужно просто вдохнуть по глубже и переключить свое внимание  и детей, можно эффектом неожиданности.

Я использую стихи с действием «Мишка косолапый», «Бычок», «Таня».

Очень часто у педагога возникают и отрицательные эмоции. Например: начавшееся возмущение (родители, поведение детей),

  1. пока оно не раскручено, несложно снять только тем, что вы расслабите лицо, выдохните, снизите громкость своих высказываний, смягчите свои формулировки и, особенно, свои интонации.

Чтобы не испытывать отрицательных эмоций вы должны научиться правильно отдыхать (за который промежуток времени) Можно встретиться с друзьями, включить бодрую музыку, шопинг, хобби, спорт, погулять в парке, элементарно выспаться... - множество бытовых и одновременно эффективных способов повышения настроения известны всем.

Однако, чтобы управлять собственным состоянием, в большинстве случаев нужно не знание каких-то приемов, а своевременное использование того арсенала, который всем известен и всегда под рукой. Главное - желание и тренировка.

Я хочу перечислить умения, без которых управление эмоциями невозможно или затруднительно:

Способность управлять своим вниманием. Научиться переключать свое внимание с отрицательных эмоций на положительные. Например, этот способ можно использовать во время педагогического процесса.

 Упражнение «Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Воспитатель дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надуваете его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становиться все больше и больше, как увеличивается, растут узоры  на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

  Упражнение можно повторить 3 раза.

В домашних условиях использовать хобби, музыку, спорт.

 Развитость мимики, тренированность мимику и жесты. Например, можно использовать упражнения для развития мимики вместе с детьми:

«Удивилки»- поднять брови.

«Поразилки»- поднять брови, открыть рот.

«Хмурилки»- нахмурить брови.

«Сердилки»- нахмурить брови, надуть щеки.

«Огорчалки»- нахмурить брови, опустить кончики рта вниз.

«Улыбалки»- улыбнуться, показать зубы, и с закрытым ртом.

Такой пример можно использовать и в домашних условиях, или массаж для лица.

Развитость воображения, умение верить тому, что только что придумал, умение действовать «как если бы», т.е. погружать себя «в предполагаемые обстоятельства». Например:

Упражнение «Волшебники»:

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Дома можно перед сном помечтать о желаемом подарке, о покупке, о празднике, где вы королева бала.

 Управление дыханием. Это умение контролировать свое дыхание, способность играть своим дыханием, возможность успокаивать или возбуждать себя разными типами дыхания. Можно использовать упражнение:

 

«Корабль и ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

«Представьте себе, наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки…  А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

Дома можно пользоваться дыхательными упражнениями, которые используются для йоги.

Еще одним из важных составляющих регулятивной компетентности является способность к рефлексии

          Рефлексия- размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ)- собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Лучше всего такой анализ проводить после ухода детей. Самоанализ способствует  саморазвитию, успешной работы над самообладанием и саморегуляции. 

Я предлагаю использовать вот такое упражнение под названием:

«Плюс-минус»

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из двух граф. В графу «П» - «плюс» записывается все что, получилось, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось, не успели, вызвало отрицательные эмоции.

Это может, касается всего, и педагогического процесса и состояния воспитателя.

Уважаемые коллеги своими эмоциями умеют управлять не все. Не всеми эмоциями управлять можно в принципе. Но свои способности к управлению эмоциями  и самоанализу можно развивать, если поставить себе такую задачу. Учиться управлять эмоциями можно самостоятельно, либо обращаться к специалистам в специализированные центры.

Анализировать тоже надо уметь, но всему можно научиться.

 

 

Спасибо за внимание!

Желаю положительных вам эмоций и успешной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_dekabr_2018-2_-_kopiya.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

     Развитие регулятивной компетентности педагога

Все мы знаем, что профессия воспитателя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших усилий самообладания и саморегуляции. Именно поэтому каждый педагог должен обладать регулятивной компетентностью.

Что же это такое?

Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Одним из важных составляющих регулятивной компетентности – это умение обладать своими эмоциями.

Давайте разберемся, что такое эмоции!?

Эмоции - выражение нашего отношения, чувства, к происходящему вокруг нас или внутри нас.

                             Эмоции бывают:

Положительные:                                                Отрицательные:                

Волнение,                                                  Грусть,    

Восторг,                                                     Досада,

Изумление,                                                Злость,

Любовь,                                                     Недоверие,

Нежность,                                                  Обида,

Переживание,                                            Страх,

Радость.                                                      Раздражение.

Дети, также как и мы тоже испытывают различные эмоции.

Особенно ярко выражено проявление эмоций во время адаптации. Малыши  находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно, в первые дни (плачут, разбрасывают игрушки, нервничают).

Воспитатель тоже становиться  более нервным, импульсивным. Именно, здесь педагог должен проявить умение обладать регулятивной компетентностью.

Поэтому педагог должен обладать определенными приемами регуляции своих эмоций.

Например: (своими словами)

  1. Нужно просто вдохнуть по глубже и переключить свое внимание  и детей, можно эффектом неожиданности.

Я использую стихи с действием «Мишка косолапый», «Бычок», «Таня».

Очень часто у педагога возникают и отрицательные эмоции. Например: начавшееся возмущение (родители, поведение детей),

  1. пока оно не раскручено, несложно снять только тем, что вы расслабите лицо, выдохните, снизите громкость своих высказываний, смягчите свои формулировки и, особенно, свои интонации.

Чтобы не испытывать отрицательных эмоций вы должны научиться правильно отдыхать (за который промежуток времени) Можно встретиться с друзьями, включить бодрую музыку, шопинг, хобби, спорт, погулять в парке, элементарно выспаться... - множество бытовых и одновременно эффективных способов повышения настроения известны всем.

Однако, чтобы управлять собственным состоянием, в большинстве случаев нужно не знание каких-то приемов, а своевременное использование того арсенала, который всем известен и всегда под рукой. Главное - желание и тренировка.

Я хочу перечислить умения, без которых управление эмоциями невозможно или затруднительно:

Способность управлять своим вниманием. Научиться переключать свое внимание с отрицательных эмоций на положительные. Например, этот способ можно использовать во время педагогического процесса.

 Упражнение «Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Воспитатель дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надуваете его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становиться все больше и больше, как увеличивается, растут узоры  на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

        Упражнение можно повторить 3 раза.

В домашних условиях использовать хобби, музыку, спорт.

 Развитость мимики, тренированность мимику и жесты. Например, можно использовать упражнения для развития мимики вместе с детьми:

«Удивилки»- поднять брови.

«Поразилки»- поднять брови, открыть рот.

«Хмурилки»- нахмурить брови.

«Сердилки»- нахмурить брови, надуть щеки.

«Огорчалки»- нахмурить брови, опустить кончики рта вниз.

«Улыбалки»- улыбнуться, показать зубы, и с закрытым ртом.

Такой пример можно использовать и в домашних условиях, или массаж для лица.

Развитость воображения, умение верить тому, что только что придумал, умение действовать «как если бы», т.е. погружать себя «в предполагаемые обстоятельства». Например:

Упражнение «Волшебники»:

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Дома можно перед сном помечтать о желаемом подарке, о покупке, о празднике, где вы королева бала.

 Управление дыханием. Это умение контролировать свое дыхание, способность играть своим дыханием, возможность успокаивать или возбуждать себя разными типами дыхания. Можно использовать упражнение:

«Корабль и ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

«Представьте себе, наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки…  А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

Дома можно пользоваться дыхательными упражнениями, которые используются для йоги.

Еще одним из важных составляющих регулятивной компетентности является способность к рефлексии

          Рефлексия- размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ)- собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Лучше всего такой анализ проводить после ухода детей. Самоанализ способствует  саморазвитию, успешной работы над самообладанием и саморегуляции.  

Я предлагаю использовать вот такое упражнение под названием:

«Плюс-минус»

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из двух граф. В графу «П» - «плюс» записывается все что, получилось, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось, не успели, вызвало отрицательные эмоции.

Это может, касается всего, и педагогического процесса и состояния воспитателя.

Уважаемые коллеги своими эмоциями умеют управлять не все. Не всеми эмоциями управлять можно в принципе. Но свои способности к управлению эмоциями  и самоанализу можно развивать, если поставить себе такую задачу. Учиться управлять эмоциями можно самостоятельно, либо обращаться к специалистам в специализированные центры.

Анализировать тоже надо уметь, но всему можно научиться.

Спасибо за внимание!

Желаю положительных вам эмоций и успешной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход в развитии профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию с семьёй.

 В предложенной статье описывается деятельность педагогического коллектива работы с семьей в рамках инновационного развития,идейность управленческой работы по достижению высоких результато...

Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении «АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...

"АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ" Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...

«Организация методической работы в МБДОУ детский сад «Колосок» как условие развития профессиональной компетентности педагогов»

Достичь эффективного результата методической деятельности способен высокопрофессиональный педагогический коллектив. Поэтому необходимо пересмотреть устоявшиеся подходы к форме организации и содержанию...

Рабочая программа "Развитие икт-компетентности педагогов ДОУ посредством активных форм методической работы"

В рабочей программе представлены этапы развития икт-компетентности педагогов, календарно-тематический план методической работы....