Программа дополнительного образования "Мнемотехника- как развитие речи в младшей группе.
рабочая программа (младшая группа) на тему
Программа кружковой работы «Мнемотехника-как развитие речи в младшей группе
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п Наименование разделов Стр.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка: 3
1.1.1. Цели и задачи реализации программы 4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы 5
1.2. Сроки реализации программы 6
1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы 6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.2. Планирование на учебный год 7
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Образовательная нагрузка (количество, длительность и время проведения)12
3.2. Виды и формы работы с детьми 12
3.3. Структура занятий 13
3.4. Методическое обеспечение программы 13
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
1.1. Пояснительная записка
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). В детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. п.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Актуальность программы: опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как, если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации - это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в стихах.
Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки. За время работы в группе будут созданы серии мнемотаблиц для детей на стихотворения различной тематики: «Зима», «Весна», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Насекомые», «Профессии» и многие другие. Основой мнемотаблиц являются известные стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание станет для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».
1.1.1. Цели и задачи программы
Цель кружковой работы: развитие связной речи, памяти, мышления, воображения и внимания детей средствами мнемотехники, развитие творческих способностей.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
- расширение с помощью мнемотехники представлений ребенка об окружающем мире.
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Познавательное развитие:
- создание исходной базы для развития памяти;
- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
Речевое развитие:
- решение речевых проблем с помощью развития и расширения активного словарного запаса;
- воспитание у детей устойчивого интереса к изучению стихов, пересказу сказок и рассказов;
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
- воспитание и развитие навыка у детей к ораторскому искусству и умению слушать;
- овладение речью как средством общения и культуры.
Художественно-эстетическое развитие:
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
- восприятие художественной литературы;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной).
Физическое развитие:
- развитие координации движений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы:
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:
- принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной коррекционной педагогики);
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (законных представителей, педагогических работников) и детей;
- предполагает реализацию образовательного процесса в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка;
- строится на основе индивидуальных особенностей и потребностей детей, связанных с их состоянием здоровья;
- обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- основывается на возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; непрерывность (преемственность) образования (формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью);
При разработке образовательной программы учтены принципы общей педагогики:
Единство воспитательного и образовательного процесса.
Научность содержания обучения.
Учет возрастных возможностей ребенка.
Доступность материала.
Повторяемость материала.
Концентричность материала.
1.2. Срок реализации программы: 1 год.
1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы:
- увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- увеличивается словарный запас и выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Планирование на 2018-2019 учебный год
№ Месяц Тема Задачи
1. Сентябрь Знакомство с мне-моквадратами. Познакомить детей с мнемоквадратами. Развивать память, внимание, логическое мышление.
2. Сентябрь Игра-путешествие
«Угадай, где звук». Развивать внимательность, наблюдатель-ность, продолжать знакомство с мнемок-вадратами.
3. Сентябрь Знакомство с мне-модорожкой. Обучать составлять короткие предложе-ния по мнемодорожке. Развивать память, внимательность.
4. Октябрь Заучивание стихо-творения «Наша Таня громко пла-чет….» с использо-ванием приемов мнемотехники. Закреплять умение соотносить символы с образами.
Формировать способность детей эмоцио-нально воспринимать поэтические произ-ведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.
5. Октябрь Заучивание стихо-творения «Еж свернулся в клубок» Закреплять умение соотносить символы с образами.
Формировать способность детей эмоцио-нально воспринимать поэтические произ-ведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.
6. Октябрь Составление 2-3 предложения на те-му «Осень» по кар-тинке. Продолжать учить составлять предложе-ния по картинкам и мнемодорожкам. Учить составлять небольшой рассказ.
7. Октябрь Пересказ рассказа «Ёж» с опорой на мнемотаблицу. Закреплять умение соотносить символы с образами. Учить пересказывать рассказ близко к тексту с опорой на мнемотабли-цу.
8. Ноябрь Пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Закреплять умение соотносить символы с образами. Учить пересказывать сказку близко к тексту с опорой на мнемотабли-цу.
9. Ноябрь Заучивание латыш-ской потешки «Что за грохот, что за стук?.» с опорой на мнемотаблицу (отрывок). Выучить отрывок потешки. Вызвать по-ложительный эмоциональный отклик. За-креплять умение соотносить символы с образами.
10. Ноябрь Рассказ про медведя с опорой на мнемодорожку. Учить составлять описательные рассказы про медведя, опираясь на полученные раннее знания и мнемодорожку.
Закреплять умение соотносить символы с образами.
11. Ноябрь Пересказ рассказа В. В. Бианки «Купа-ние медвежат». Закреплять умение соотносить символы с образами. Закреплять умение пересказы-вать рассказ, опираясь на мнемотабли-цу. Развивать активный словарь детей, память, внимание, наблюдательность.
12. Ноябрь Отгадывание зага-док Учить отгадывать загадки по мнемоквад-ратам. Закреплять умение соотносить символы с образами.
13. Декабрь Составление асс-циаций «На свете все на все похо-же…»Формировать умение детей составлять ассоциативный ряд, находить «зацепы». Расширять словарный запас - подбирать слова, обозначающие действия, продол-жать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.
14. Декабрь Путешествие в страну «Запоминай-ка». Формировать умение детей, используя различные виды дидактических упражнений развивать память и ассоциативное мышление.
15. Декабрь Заучивание потеш-ки «Сидит белочка в тележке.». Создание коллажа. Закреплять умение соотносить символы с образами.
Формировать способность детей эмоцио-нально воспринимать поэтические произ-ведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.
16. Декабрь Игра-путешествие «Страна Знайкина» Закрепить умения перекодирования ин-формации, развитие памяти.
17. Январь Заучивание стихо-творения «Я со-сульку не сосу…» с использованием приемов мнемотех-ники. Закреплять умение соотносить символы с образами.
Формировать способность детей эмоцио-нально воспринимать поэтические произ-ведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.
18. Январь Рассказывание сказки «Рукавичка».
Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием на-глядности. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последова-тельности. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.
19. Январь Пересказ «Кто ска-зал мяу?».
Формировать способность вслушиваться в содержание прозаического текста, понимать его. Формировать умение кодировать текст символами, перекодировать его обратно во время пересказа. Закреплять умение
Соотносить существительные, прилага-тельные, глаголы в роде, числе, падеже.
20. Февраль Крокирование сти-хотворения «Птич-ки в клетке» Закрепить умение крокировать слова, понимать их. Продолжать учить воспроизводить стихотворение при помощи кроков.
21. Февраль Заучивание стихо-творения «Падает снежок» Формировать способность запоминать текст с помощью мнемотаблицы.
22. Февраль Игра – фантазия
«Целое и половин-ка» Развитие образной памяти, развитие воображения, творческих способностей. Формирование графо - моторных навыков. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.
23. Февраль Пересказ сказки Б. Поттера «Ухти-Тухти».
Упражнять детей в умении пересказывать сказку по сюжетной картинке. Развивать словарный запас. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.
24. Март Упражнение «Чепу-ха», знакомство с 4 драконами. Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать словарь, развивать память и логическое мышление.
25. Март Заучивание стихо-творения «Солнце землю согревает».
Закреплять умение соотносить символы с образами.
Формировать способность детей эмоцио-нально воспринимать поэтические произ-ведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.
26. Март Нахождение зако-номерностей в сло-вах. Учить находить закономерности. Развитие логического мышления, внимания, памяти.
27. Март Создание вербаль-ной цепочки слов и способы ее запоми-нания. Трансформация.
Учить детей различным способам запоминания слов вербальным способом. Развивать образное мышление, воображение.
28. Март Пересказ сказки «Кот, петух и лиса»
Развивать диалогическую форму речи, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные с предло-гами. Формировать умение пересказывать, опираясь на таблицу.
29. Апрель Заучивание стихо-творения А. Н. Плещеева «Весна».
Формировать умение внимательно отно-ситься к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизво-дить слова стихотворения, используя мнемотаблицы. Закреплять умение пере-кодировать информацию. Развивать па-мять, внимание.
30. Апрель Пересказ текста рассказа «Мышки» по К. Д. Ушинскому Формировать умение детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, кодировать информацию.
31. Апрель Пересказ рассказа «Пришла весна». Закрепить умение рассказывать текст по мнемотаблице. Развивать внимание, на-блюдательность, память, логическое мышление.
32. Апрель Составление рас-сказа при помощи опорной схемы «Животные вес-ной». Учить вместе с воспитателем составлять небольшой рассказ по опорной схеме; учить называть детенышей животных, образовывать слова с помощью суффикса -онок-; различать слова с противоположным значением.
33. Май Трансформация Э. Успенский «Хоро-шо и плохо».
Д. и. «Домики»,
«Мои друзья». Развитие образного мышления, памяти, логического мышления. Формирование правильного отношения к миру.
34. Май Пересказ рассказа Г. А. Балла «Новичок на прогулке», используя мнемотаблицу. Закрепить умение рассказывать текст по мнемотаблице. Развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.
35. Май Заучивание грузинской потешки «Зна-ешь мама, где я был?.» с помощью мнемотаблицы.
Формировать умение внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова потешки, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию. Развивать память, внимание.
36. Май Игра-путешествие
«Страна Запоминания» Закрепить различные способы запоминания нескольких картинок.
37. Май «Сочиняем сказку».
Формировать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Использовать в речи предлоги за, под, перед.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Образовательная нагрузка:
Работа проводится вне занятий во вторую половину дня 1 раз в неделю.
Длительность занятий 15 минут.
Категория обучаемых: 3 -4 года.
При проведении занятий педагогом используются здоровьесберегающие техноло-гии, такие как:
1. Дыхательная гимнастика.
2. Гимнастика для глаз, кистей рук, и мышц тела.
3. Положительные эмоции (ободрение, похвала).
4. Подвижные игры.
5. Физкультминутки.
3.2. Виды и формы работы:
1. Группировка информации (рациотехника, например, при заучивании номеров телефонов мы разбиваем их на группы чисел;
2. Ассоциативные цепочки, когда устанавливается сходство между запоминаемым предметом и давно знакомым, например, сравнение Аппенинского полуострова с сапогом;
3. Метод ключевых слов помогает запомнить цепочку информации (текст). При этом ключевые слова должны отражать смысл отрывка и быть логически связаны между собой. Таким образом, формируется некий костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти цепочку ключевых слов.
4. Перекодирование информации (что означает тот или иной символ);
5. Крокировка (зарисовка текста символами);
6. Использование различных приемов для запоминания.
7. Использование мнемотаблиц - как основу, а также, картины иллюстрации, игрушки для составления пересказа различной формы.
8. Разучивание и декламация стихов.
9. Подвижные игры.
10. Логоритмика, дыхательная гимнастика.
11. Пластические этюды.
12. Творческая деятельность: рисование.
13. Диалог с игрушкой.
14. Драматизация, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышение самооценки, значимости.
3.3. Структура занятий:
1. Приветствие.
При выборе тематики занятия, учитывается уровень развития детей, их мотивация, интересы, соотнесенность образовательной познавательной деятельности.
2. Работа с мнемотаблицей строится по следующему принципу:
• Рассматривание мнемотаблицы.
• Перекодирование информации.
• Воспроизведение таблицы по памяти.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа
Учебный план
№ | Месяц | Тема | Задачи |
1. | Октябрь | Знакомство с мнемоквадратами | Познакомить детей с мнемоквадратами. Развивать память, внимание, логическое мышление |
2. | Октябрь | Игра-путешествие «Угадай, где звук». | Развивать внимательность, наблюдательность, продолжать знакомство с мнемоквадратами. |
3. | Октябрь | Знакомство с мне-модорожкой. | Обучать составлять короткие предложения по мнемодорожки. Развивать память, внимательность |
4. | Октябрь | Заучивание стихотворения «Наша Таня громко плачет…» с использованием приемов мнемотехники. | Закреплять умение соотносить символы с образами. Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mematehnika_samaya_novaya.docx | 29.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы «Мнемотехника-как развитие речи в младшей группе»
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п Наименование разделов Стр.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка: 3
1.1.1. Цели и задачи реализации программы 4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы 5
1.2. Сроки реализации программы 6
1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы 6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.2. Планирование на учебный год 7
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Образовательная нагрузка (количество, длительность и время проведения)12
3.2. Виды и формы работы с детьми 12
3.3. Структура занятий 13
3.4. Методическое обеспечение программы 13
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
1.1. Пояснительная записка
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). В детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. п.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Актуальность программы: опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как, если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации - это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в стихах.
Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки. За время работы в группе будут созданы серии мнемотаблиц для детей на стихотворения различной тематики: «Зима», «Весна», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Насекомые», «Профессии» и многие другие. Основой мнемотаблиц являются известные стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание станет для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».
1.1.1. Цели и задачи программы
Цель кружковой работы: развитие связной речи, памяти, мышления, воображения и внимания детей средствами мнемотехники, развитие творческих способностей.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
- расширение с помощью мнемотехники представлений ребенка об окружающем мире.
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Познавательное развитие:
- создание исходной базы для развития памяти;
- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
Речевое развитие:
- решение речевых проблем с помощью развития и расширения активного словарного запаса;
- воспитание у детей устойчивого интереса к изучению стихов, пересказу сказок и рассказов;
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
- воспитание и развитие навыка у детей к ораторскому искусству и умению слушать;
- овладение речью как средством общения и культуры.
Художественно-эстетическое развитие:
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
- восприятие художественной литературы;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной).
Физическое развитие:
- развитие координации движений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы:
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:
- принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной коррекционной педагогики);
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (законных представителей, педагогических работников) и детей;
- предполагает реализацию образовательного процесса в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка;
- строится на основе индивидуальных особенностей и потребностей детей, связанных с их состоянием здоровья;
- обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- основывается на возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; непрерывность (преемственность) образования (формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью);
При разработке образовательной программы учтены принципы общей педагогики:
Единство воспитательного и образовательного процесса.
Научность содержания обучения.
Учет возрастных возможностей ребенка.
Доступность материала.
Повторяемость материала.
Концентричность материала.
1.2. Срок реализации программы: 1 год.
1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы:
- увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- увеличивается словарный запас и выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Планирование на 2018-2019 учебный год
№ Месяц Тема Задачи
1. Октябрь: Знакомство с мнемоквадратами. Познакомить детей с мнемоквадратами. Развивать память, внимание, логическое мышление.
2. Октябрь: Игра-путешествие
«Угадай, где звук». Развивать внимательность, наблюдательность, продолжать знакомство с мнемоквадратами.
3. Октябрь: Знакомство с мнемодорожкой. Обучать составлять короткие предложения по мнемодорожке. Развивать память, внимательность.
4. Октябрь: Заучивание стихотворения «Наша Таня громко плачет…» с использованием приемов мнемотехники. Закреплять умение соотносить символы с образами.
Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.
5. Октябрь Заучивание стихотворения «Еж свернулся в клубок» Закреплять умение соотносить символы с образами.
Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.
6. Ноябрь: Составление 2-3 предложения на тему «Осень» по картинке. Продолжать учить составлять предложения по картинкам и мнемодорожкам. Учить составлять небольшой рассказ.
7. Ноябрь; Пересказ рассказа «Ёж» с опорой на мнемотаблицу. Закреплять умение соотносить символы с образами. Учить пересказывать рассказ близко к тексту с опорой на мнемотаблицу.
8. Ноябрь Пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Закреплять умение соотносить символы с образами. Учить пересказывать сказку близко к тексту с опорой на мнемотаблицу.
9. Ноябрь Заучивание латышской потешки «Что за грохот, что за стук?» с опорой на мнемотаблицу (отрывок). Выучить отрывок потешки. Вызвать положительный эмоциональный отклик. Закреплять умение соотносить символы с образами.
10. Декабрь: Рассказ про медведя с опорой на мнемодорожку. Учить составлять описательные рассказы про медведя, опираясь на полученные раннее знания и мнемодорожку.
Закреплять умение соотносить символы с образами.
11. Декабрь: Пересказ рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат». Закреплять умение соотносить символы с образами. Закреплять умение пересказывать рассказ, опираясь на мнемотаблицу. Развивать активный словарь детей, память, внимание, наблюдательность.
12. Декабрь: Отгадывание загадок .Учить отгадывать загадки по мнемоквадратами. Закреплять умение соотносить символы с образами.
13. Декабрь Составление ассоциаций «На свете все на все похоже…» Формировать умение детей составлять ассоциативный ряд, находить «зацепы». Расширять словарный запас - подбирать слова, обозначающие действия, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.
14.Январь: Путешествие в страну «Запоминай-ка». Формировать умение детей, используя различные виды дидактических упражнений развивать память и ассоциативное мышление.
15. Январь: Заучивание потешки «Сидит белочка в тележке.». Создание коллажа. Закреплять умение соотносить символы с образами.
Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.
16. Январь: Игра-путешествие «Страна Знайкина» Закрепить умения перекодирования информации, развитие памяти.
17. Январь Заучивание стихотворения «Я сосульку не сосу…» с использованием приемов мнемотехники. Закреплять умение соотносить символы с образами.
Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.
18. Февраль: Рассказывание сказки «Рукавичка».
Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.
19. Февраль: Пересказ «Кто сказал мяу?».
Формировать способность вслушиваться в содержание прозаического текста, понимать его. Формировать умение кодировать текст символами, перекодировать его обратно во время пересказа. Закреплять умение
Соотносить существительные, прилагательные, глаголы в роде, числе, падеже.
20. Февраль Крокирование стихотворения «Птички в клетке» Закрепить умение крокировать слова, понимать их. Продолжать учить воспроизводить стихотворение при помощи кроков.
21. Февраль Заучивание стихотворения «Падает снежок» Формировать способность запоминать текст с помощью мнемотаблицы.
22. Март: Игра – фантазия
«Целое и половинка» Развитие образной памяти, развитие воображения, творческих способностей. Формирование графо - моторных навыков. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.
23. Март: Пересказ сказки Б. Поттера «Ухти-Тухти».
Упражнять детей в умении пересказывать сказку по сюжетной картинке. Развивать словарный запас. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.
24. Март Упражнение «Чепуха», знакомство с 4 драконами. Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать словарь, развивать память и логическое мышление.
25. Март Заучивание стихотворения «Солнце землю согревает».
Закреплять умение соотносить символы с образами.
Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.
26.Апрель: Нахождение закономерностей в словах. Учить находить закономерности. Развитие логического мышления, внимания, памяти.
27. Апрель: Создание вербальной цепочки слов и способы ее запоминание. Трансформация.
Учить детей различным способам запоминания слов вербальным способом. Развивать образное мышление, воображение.
28. Апрель: Пересказ сказки «Кот, петух и лиса»
Развивать диалогическую форму речи, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные с предлогами. Формировать умение пересказывать, опираясь на таблицу.
29. Апрель: Заучивание стихотворения А. Н. Плещеева «Весна».
Формировать умение внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова стихотворения, используя мнемотаблицы. Закреплять умение пере-кодировать информацию. Развивать память, внимание.
30. Май: Пересказ текста рассказа «Мышки» по К. Д. Ушинскому Формировать умение детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, кодировать информацию.
31. Май Пересказ рассказа «Пришла весна». Закрепить умение рассказывать текст по мнемотаблице. Развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.
32. Май. Составление рассказа при помощи опорной схемы «Животные весной». Учить вместе с воспитателем составлять небольшой рассказ по опорной схеме; учить называть детенышей животных, образовывать слова с помощью суффикса -онок-; различать слова с противоположным значением.
33. Май Трансформация Э. Успенский «Хорошо и плохо».
Д. и. «Домики»,
«Мои друзья». Развитие образного мышления, памяти, логического мышления. Формирование правильного отношения к миру.
34. Май Пересказ рассказа Г. А. Балла «Новичок на прогулке», используя мнемотаблицу. Закрепить умение рассказывать текст по мнемотаблице. Развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.
35. Май Заучивание грузинской потешки «Зна-ешь мама, где я был?.» с помощью мнемотаблицы.
Формировать умение внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова потешки, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию. Развивать память, внимание.
36. Май Игра-путешествие
«Страна Запоминания» Закрепить различные способы запоминания нескольких картинок.
37. Май «Сочиняем сказку».
Формировать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Использовать в речи предлоги за, под, перед.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Образовательная нагрузка:
Работа проводится вне занятий во вторую половину дня 1 раз в неделю.
Длительность занятий 15-20 минут.
Категория обучаемых: 3 -4 года.
При проведении занятий педагогом используются Здоровьесберегающие технологии, такие как:
1. Дыхательная гимнастика.
2. Гимнастика для глаз, кистей рук, и мышц тела.
3. Положительные эмоции (ободрение, похвала).
4. Подвижные игры.
5. Физкультминутки.
3.2. Виды и формы работы:
1. Группировка информации (радио-техника, например, при заучивании номеров телефонов мы разбиваем их на группы чисел;
2. Ассоциативные цепочки, когда устанавливается сходство между запоминаемым предметом и давно знакомым, например, сравнение Аппенинского полуострова с сапогом;
3. Метод ключевых слов помогает запомнить цепочку информации (текст). При этом ключевые слова должны отражать смысл отрывка и быть логически связаны между собой. Таким образом, формируется некий костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти цепочку ключевых слов.
4. Перекодирование информации (что означает тот или иной символ);
5. Крокировка (зарисовка текста символами);
6. Использование различных приемов для запоминания.
7. Использование мнемотаблиц - как основу, а также, картины иллюстрации, игрушки для составления пересказа различной формы.
8. Разучивание и декламация стихов.
9. Подвижные игры.
10. Логоритмика, дыхательная гимнастика.
11. Пластические этюды.
12. Творческая деятельность: рисование.
13. Диалог с игрушкой.
14. Драматизация, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышение самооценки, значимости.
3.3. Структура занятий:
1. Приветствие.
При выборе тематики занятия, учитывается уровень развития детей, их мотивация, интересы, соотнесенность образовательной познавательной деятельности.
2. Работа с мнемотаблице строится по следующему принципу:
• Рассматривание мнемотаблицы.
• Перекодирование информации.
• Воспроизведение таблицы по памяти.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам
Учебный план
№ | Месяц | Тема | Задачи |
1. | Октябрь | Знакомство с мнемоквадратами | Познакомить детей с мнемоквадратами. Развивать память, внимание, логическое мышление |
2. | Октябрь | Игра-путешествие «Угадай, где звук». | Развивать внимательность, наблюдательность, продолжать знакомство с мнемоквадратами. |
3. | Октябрь | Знакомство с мне-модорожкой. | Обучать составлять короткие предложения по мнемодорожки. Развивать память, внимательность |
4. | Октябрь | Заучивание стихотворения «Наша Таня громко плачет…» с использованием приемов мнемотехники. | Закреплять умение соотносить символы с образами. Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие. |
5. | Октябрь | Заучивание стихотворения «Еж свернулся в клубок» | |
3.4. Методическое обеспечение программы
1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.
2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
3. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с.
4. Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М.: Дрофа, 1985.
5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.
6. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006. - №7.- С. 18-22.
7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.
9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.
10. Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В. Л. Малашенковой. – Омск: ООИПКРО, 2001.
11. Закон РФ «Об образовании» от 26.12.2012 №121965-6; Глава II. Система образования; Статья 12. Образовательные программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи «Читай-ка». Автор:воспитатель Русакова А.Н.
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, поэтому на первый план выходят задачи: - научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное п...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Речецветик».
Содержание коррекционного процесса рабочей программы разработано на основе авторских программ Е.В. Колесниковой «Развитие звуковой культуры речи», « Развитие фонематического слуха&ra...
программа дополнительного образования по развитию речи в средней группе "Говоруша"
Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить де...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Развитие речи. Формирование навыков выразительного чтения" (подготовительная группа)
Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлени...
программа дополнительного образования по развитию речи для дошкольников (5-6лет)" ОТ ЗВУКА К БУКВЕ"
Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми с 5 - 7 лет в дошкольно -образовательных учреждениях. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 2...
Дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи в младшей группе посредствам театрализованной деятельности через взаимодействие с семьями воспитанников
Театрализованная деятельность в группе очень часто используется педагогами для развития речи воспитанников. Чем дополнительная программа отличается от основной? Тем, что участвуют как дети, так и роди...
ПРОГРАММА дополнительного образования по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Раз-словечко, два-словечко» на 2022-2023 учебный год
Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.Значение фолькло...