конспект
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-kvest_zimuyushchie_ptitsy.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение детский сад № 110 Санкт-Петербурга.

                                                                                                                                                 Игра- квест «Зимующие птицы»

                                                                                                               Подготовила:

                                                                                                               Маркина Е.Н.

Цель:

Развитие воображения младших школьников посредствам внедрения в деятельность игровой квест-технологии, способствующей формированию у детей самостоятельного мышления и познавательной активности.

Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и о перелётных птицах;

Развивать воображение, мышление, интерес, расширять детский кругозор; Воспитывать бережное отношение к птицам, особенно в зимнее время.

Задачи

- расширять представления детей о природе, об условиях, необходимых для жизни зимующих птиц;

- развивать познавательный интерес детей, любознательность, внимание, наблюдательность;

- воспитывать бережное отношение к живой природе.

                                                         Ход занятия 


Организационный момент 
Здравствуйте, ребята! Давайте отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо! : Когда ты идёшь по тропинке лесной,

                   Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

                   Одно “почему” меж деревьями мчится,

                  Другое  пчелою забралось в цветок,

                  А третье – лягушкою скок в ручеёк.

                   Пойдём –ка, дружок, по тропинке вдвоём

                   Ответы поищем под снежным шатром. 

В:. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашей встрече? 

 

              Сообщение темы занятия.

              Поговорим о маленьких синицах

              И о других зимующих здесь птицах.

              О том, как в парке каплями зари

              Уж замелькают скоро снегири.

             Что в декабре морозно и светло

             От перистого инея бело.

1 этап «Знакомство»

             Ведущий. Забавные у птиц встречаются имена. Многие птицы сами дали       себе названия.

Ребятам задаются вопросы:

1. Как вы думаете, почему кукушка получила такое имя? (За свой крик «ку-ку»)

2. Почему птица называется пищухой? (Потому что эта птица издает писк)

3. Почему птица получила название «сорока-белобока»? (Голова, крылья и хвост птицы — черные, а бока — белые)

4. За какой поступок птицу назвали воробьем? (Воробей очень любит семечки, зерно. Стаи этих птиц собирались в местах, где идет переработка зерна. Прогоняя птиц, люди кричали: «Вора-бей! Вора-бей!» Отсюда и пошло название)

       

2этап «Узнай птицу»

 (собрать изображение птицы и назвать ее).

1)поползень обыкновенный

2)снегирь

3)щегол

4)свиристель

5)синица большая

6)синица хохлатая

7)сорока

8)московка

9)большой пёстрый дятел

10)сизый голубь

3 этап «Вопросы про птиц»

  1. Птица, которая прилетает к нам с первым снегом?(Снегирь)
  2. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
  3. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка, хохлатая синица)
  4. В холодную погоду воробьи взъерошенные, почему? (легче сохранять тепло)
  5. Когда температура тела воробья ниже — зимой или летом? (Температура тела воробья всегда одинакова).
  6. Как называются птицы, которые живут с нами постоянно? (Оседлые)
  7. Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
  8. У какой зимующей птицы самый длинный язык? (дятел)
  9. Какая зимующая птица имеет очень длинный хвост? (сорока)
  10. У этой птицы клюв необычный, крестообразный, чтобы шишки легко расклёвывать. (у клеста)
  11. Народные названия какой птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька»? (сизый голубь)
  12.  Эта небольшая птичка – настоящая красавица. Её ярко-жёлтое брюшко не спутаешь ни с какой другой птицей. (б. синица)
  13. Птица с хохолком на голове, прилетающая к нам зимой. (свиристель)
  14. Какая птица наших мест живет дольше всех?( Ворон живет 100 лет)
  15. Где зимующие птицы спят? Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы спят в дуплах. А где прячутся ночью тетерева и рябчики? (Тетерева и рябчики прячутся под снегом).
  16. Утки с удовольствием залезают в воду в самый сильный мороз.  Почему? В мороз вода теплее, чем воздух. Поэтому в воде уткам не так холодно
  17. У какой зимующей птицы самый длинный клюв? (длинный клюв у дятла – примерно 15 см)

                                                 4 этап «Задачи на смекалку»

➢ «Две вороны»

На дереве сидели две вороны и смотрели в разные стороны.

— У тебя, — говорит первая ворона, — крылья в грязи.

— А у тебя, — отвечает вторая, — лапки в земле.

Как такое может быть? Вороны ведь смотрят в разные стороны. (Вороны смотрели друг на друга)

➢ «Сколько глухарей?»

На току гуляли пять глухарей. Одним выстрелом охотник убил двух глухарей. Сколько глухарей осталось? (Осталось два глухаря, остальные — улетели)

➢ «Вареные яйца»

Одно яйцо варится 5 минут. Сколько будут вариться 3 таких яйца? (5 минут)

                                      Игра со зрителями

     Зрители могут помочь своей команде, ответив правильно на вопрос. За правильный ответ 1балл.

  • Какая птица с наступлением сумерек в сильные морозы ныряет с высоких ветвей в снежные сугробы и засыпает под снегом как под пуховым одеялом?

                                       Правильный ответ – рябчик.

  • О какой птице можно сказать “чудо-радуга” над рекой? Она появляется с    наступлением зимы у незамерзающих рек и ловит рыбу в прозрачной, ледяной воде.

                                         Правильный ответ – зимородок.

  • Птица, которая выводит птенцов в лютые морозы.

                                        Правильный ответ – клёст.

               

  • Какие из пернатых делают осенью запасы?

                                     Правильный ответ – сойка, синичка, поползень.

  • Какая птица выводит птенцов зимой и питается еловыми шишками?

                Правильный ответ – клест.

  •  Как называется самая крохотная птичка России, которая зимует в наших краях?

                Правильный ответ – королек.

  • У какой зимующей птицы любимое лакомство – семена кедра?

               Правильный ответ – кедровка.

                                                 5 этап  «Загадки»

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый ...(Воробей)

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и ...(Совы)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым,

чистым—

Кле! кле! кле!

Поет со свистом. (Клёст)

Кто в берете ярко-красной

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит .

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Это кто ? ...  (
Ворона)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь )

Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока )

Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок – получается прыжок.(воробей)

Он по-рабочему одет – удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (дятел)

Он в своей лесной палате носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит, постучит – и легче! (дятел)

У неё глаза большие,хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает, спит на дереве лишь днём.(сова)

 

                                              6 этап «Птичий шифр»

Разгадайте ребусы  названия птиц (за один разгаданный ребус -1балл)

http://razdeti.ru/images/0(1).jpg

              "Узнай птицу" - Здесь зашифрованы названия зимующих птиц нашего района, вам в течение  минуты необходимо угадать, что это за птицы.

                              НИЦАСИ      СИНИЦА

                              БЕЙРОВО     ВОРОБЕЙ    

                              КАРОСО        СОРОКА

                              ЛИНФИ          ФИЛИН

                             ЛУБЬГО           ГОЛУБЬ

                             НАВОРО          ВОРОНА

                            ЗЕНЬПОЛПО      ПОПОЛЗЕНЬ

                              ТСЁЛК             КЛЁСТ

                              ЛЕТЯД             ДЯТЕЛ

                                                7 этап «Столовая»

  1. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)
  2. Чем любит лакомиться зимой клёст? (семенами ели, сосны)
  3. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
  4. Назовите корма для зимней подкормки птиц. (Семена подсолнуха, конопли, арбуза, дыни, тыквы, лебеды, крапивы, репейника, конского щавеля, ягоды рябины, бузины, клюквы, хлебные крошки, сырое сало и мясо).
  5. Какая птица зимой питается личинками насекомых? (Дятел, б. синица)
  6. Какая птица за сутки съедает столько корма, сколько весит сама? (б. синица)

                                           

                                                       «Зимнее лакомство»
Командам необходимо расположить корм соответствующий птицам. За каждый правильно подобранный корм – 1 жетон. Максимальное количество жетонов 5. 

 Синица – сало, семена подсолнечника.

       Воробей – крупа , хлеб, зерно, семечки, ягоды рябины.

       Снегирь – ягоды рябины, семена еловых шишек, семечки арбуза, семечки тыквы.

        Клёст – кедровые орешки, семена шишек.

        Голубь – пшено.

                                     8 этап «Собери пословицу»

Игрокам раздают карточки, разделенные на две половинки: на одной написано начало одной пословицы, а на другой конец другой пословицы.

Пословицы:

Всякая птица свое гнездо любит.

На чужой стороне и орел — ворона.

Глух как тетерев.

Видом сокол, а голосом ворона.

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Синичка невеличка, а птичка.

Дятел и дуб продалбливает.

                                 9этап «Тест»

               Поразмыслим не спеша, один вопрос – три ответа. Найдите правильный!
Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
Примечание: когда проверяются ответы, то учитель сопровождает их небольшим рассказом.
Вопросы:
1.Для чего дятел барабанит?
- клюв чистит;
кому-то что-то сообщает;
- музыкой увлекается.
(Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздается раскатистая барабанная дробь. Это пестрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит и для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)
2.Почему у дятла голова от стука не болит и мозг не повреждается?
- дятел имеет крохотный мозг;
голова на амортизаторах;
- череп сверхкрепкий.
(Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропитание. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть – и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и черепом и между черепом и шейными позвонками амортизаторы стоят – пружинистая хрящевая ткань.)

3.Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест.)

4. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. (Сорока.)

Эта птичка обитает преимущественно в лесах. Зимой часто встречается у жилья. Полезна уничтожением насекомых в садах и лесах. Оперение густое, пушистое, жёлтая грудка. (Синица.)

9. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим блеском. Осенью, после линьки, оно покрыто белыми крапинами – это светлые концы контурных перьев, которые к весне стираются, и крапины исчезают. Молодые чёрно-бурой окраски с более светлым горлом. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает, особенно для жителей городов, наступление весны. (Скворец.)

Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста поперечная жёлтая полоса. Распространена на севере лесной зоны от Кольского полуострова до Камчатки. Песня – нежное "свирири-свирири". (Свиристель).

                                                     10 этап «Реши кроссворд»

                – А теперь решим кроссворд «Зимующие птицы».

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5641fa64cd085/razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-tiemie-zimuiushchiie-ptitsy_2.png

Вопросы к кроссворду:

1. Какая птица ползает по дереву вниз головой? (Поползень.)

2. Какую птицу можно назвать «лесным доктором»? (Дятел.)

3. В названии какой птицы спряталось «снежное» слово? (Снегирь.)

4. Какая птица – охотница до свежего несоленого сала? (Синица.)

5. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)

                            11этап «Найди спрятавшихся птиц»

  На листе бумаги начерчена таблица с буквами. Задача учащихся: за определенное время (3-5 минут) найти и зачеркнуть названия только зимующих птиц . За каждое найденное слово команда получает 1 балл,                             http://kladraz.ru/upload/blogs/2501_c11bd40738eadddd6e3b490146efbe98.jpg 

 Итог занятия:

О пернатых друзьях, чаще всего мы не заботимся. А ведь им нужна наша помощь, особенно в зимнее время. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им пережить тяжелую пору.

Большое спасибо  всем за участие в нашей игре!

Не страшна зима птицам, если есть корм! Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идёт. Трудно приходится тем птицам, которые летом питались насекомыми, они переходят на шишки, орехи и зёрна. А этот корм искать надо. Трудное время легче сообща пережить. И вот зимой собираются разные птицы в стайки, Ведь в стайке как? Нашёл один корм, сразу всех оповестил: все сыты будут.

И всё же многие птицы нередко голодают. Помочь пережить им это трудное время сможем мы.

Ребята, вы должны запомнить одно важное правило - корм для птиц должен быть в кормушках, а бросать его на мерзлую землю или снег нельзя! Как вы думаете, почему? (Он промерзает на снегу и земле, птицы поедая замерзший корм, ещё больше замерзают. А это может привести к летальному исходу...)

Так давайте все вместе возьмёмся за дело: смастерим кормушки, повесим их около дома и будем подкармливать птиц! Птицы будут благодарны нам. Весной они заведут трель, а летом спасут урожай от насекомых!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....