конспект
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Ход деятельности:
Воспитатель.
- В какой стране мы живём? (Россия)
Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары – в средней полосе России, чукчи, ненцы – на севере, осетины, ингуши – на юге страны. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции.
- Что такое традиции? (Ответы детей)
Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции.
- Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха, Осенины, праздник жаворонков и др.)
А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Итак, у каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны.
Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди... чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая, ведь на севере так холодно! Она сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должны быть тёплой и удобной. Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой .- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщин, кафтан, шапка, штаны у мужчины.)
- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)
- А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.
Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.
Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку.
Все сказки похожи одна на другую.
- Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)
Да, в них добро побеждает зло, они учат детей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.
- Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)
Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг к другу на помощь.
Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. (Воспитатель показывает образцы народных промыслов.)
- Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымовские, филимоновские, каргопольские игрушки, хохломская посуда, палехские шкатулки, жотовские подносы, матрёшки.)
Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины, ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.
У каждого народа есть свои любимые блюда. Сегодня мы попробуем некоторые из них.
Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги, блины.
У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины.
У осетин и ингушей – халва, пахлава.
Татары делают вкусные сладости, например чак –чак.
В конце занятия праздничное чаепитие с национальными сладостями.
Итог занятия
Воспитатель.
- Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Все народы России равноправны.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение детский сад №110 Невского района
Санкт - Петербурга.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
по теме : «Какие народы живут в России».
Провела: Маркина.Е.Н.
Воспитатель ГБДОУ №110
Невского района
г. Санкт-Петербурга
2018г.
Цель: Познакомить детей с многонациональным составом населения
России.
Задачи: Закрепить и уточнить знания детей о национальностях
проживающих на территории России.
Активизация словаря: чуваши, башкиры, татары, осетины, чукчи,
традиции, масленица, рождество, осенины, праздник Сабантуй,
национальная одежда, хохломская посуда, палехские шкатулки,
дымковские игрушки, чак-чак, пахвала.
Воспитывать уважительные и дружелюбные чувства к людям
разных национальностей.
Инновационные технологии:
Проектная деятельность
Информационно-коммуникативные.
Здоровьесберегающие.
Игровые.
Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением
людей в национальных костюмах ( использование слайдов).
Куклы одетые в национальные костюмы. Блюда национальной
кухни разных народов (чак-чак,пахвала).
Предметы национальных промыслов народов России
(палехская шкатулка, дымковская игрушка, матрёшки,
филимоновская игрушка). Использование видео на ноутбуке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....