"Использование мягких развивающих книжек, сделанных своими руками, в работе с дошкольниками."
учебно-методическое пособие (младшая группа) на тему

Самойлова Наталья Валерьевна

«Чудо – книжка» имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Её можно использовать на любых видах занятий, развлечений, в игровой и самостоятельной деятельности детей, в продуктивной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов, для коррекционных игр. Это пособие является одним из вариантов организации предметно-развивающей среды в детском саду. Эту многофункциональную игрушку рекомендую использовать в своей работе не только воспитателям, но и логопедам, психологам и дефектологам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_konkurs_izyuminka.doc371 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Иркутска детский сад № 129

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЯГКИХ  РАЗВИВАЮЩИХ  КНИЖЕК, ИЗГОТОВЛЕННЫХ СВОИМИ РУКАМИ, В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ» 

                                      воспитатель  Самойлова Наталья Валерьевна                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Актуальность.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

                                                                                        В. А. Сухомлинский

Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, а задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка.

Мягкие развивающие и обучающие пособия - отличный материал для игры детей дошкольного возраста.

H:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\книжка ёжик.jpgH:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\сказки2.jpg

Развивающие мягкие книги, которые  я изготавливаю сама,   с успехом использую в своей работе с детьми, поскольку данные пособия соответствуют принципам ФГОС ДОО, они содержательно – насыщены, полифункциональны, доступны,  безопасны,  трансформируемы.

H:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\морская обложка.jpgH:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\сорока1.jpg

Сама по себе мягкая книжка обладает массой приятных свойств: она необычна и приятна на ощупь. Книга сшита из ткани; иллюстрации, изготовлены из фетра в форме аппликаций. При необходимости можно сделать съёмные страницы. Бусины, пуговицы, крючки, кнопки, люверсы, ленточки, резиночки, ракушки крепко пришиты. Можно использовать магниты, пищалки, делать шуршащие элементы.

H:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\книжка божья коровка.jpgH:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\новогодняя волки.jpgH:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\ежик с листиками.jpg

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через мир его личных ощущений, действий, переживаний. Диапазон его чувственного опыта зависит от того, насколько ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.). В младшем дошкольном возрасте вследствие возрастных  психологических и физических особенностей необходимо повышать интерес к познанию нового.  Так  по наблюдению психологов, ребенок в возрасте до трех лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30% - 40%.

 Дети этого возраста  активно познают мир по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю". Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениях  ребенка за реальными явлениями. Поэтому с помощью мягких книг,  знакомить детей с окружающим миром намного интересней.

H:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\в мире жив. север.jpgH:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\в мире жив. саванна.jpg

H:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\в мире жив. обложка.jpgH:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\в мире жив. пустыня.jpg

H:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\в мире жив. тайга.jpg

Дидактический материал в книге можно дополнять персонажами, тем самым расширять познавательный интерес. На каждой странице книги есть несколько вариантов игр и упражнений. Дети легко могут самостоятельно играть этим пособием: рассматривать, щупать, манипулировать персонажами, сочинять новые истории, сказки и игры, помещая своих героев на других страничках. Такая необычная подача материала привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой книге, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

H:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\книжка морские жители.jpgH:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\книжка пингвин.jpgH:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\книжка рыбки.jpgH:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\книжка горы.jpgH:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\книжка звезды.jpgH:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\книжка таня и капитан.jpg

Книги охватывает следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования.

Социально – коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

 Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и др.), об особенностях природы, временах года и т.д.

Речевое развитие направлено на овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой.

Художественно- эстетическое развитие предполагает понимание мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

 Физическое развитие предполагает развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.

Дидактическое пособие – книжка-малышка используется в индивидуальной и самостоятельной деятельности детей. В обучение через пособие – не существует жёстких нормативов, выполнит ли ребёнок данное задание с первого раза или с пятого, воспользуется помощью один или десять раз. Главное – заинтересовать ребёнка к такой деятельности. И даже если у малыша не с первого раза получится выполнить то или иное задание, он каждый раз делает пусть маленький, но шаг вперёд, навстречу знаниям, а это есть процесс развития.

H:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\искалочка2.jpg

H:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\книжка счет.jpg

Достоинства развивающих книжек: 

1) В представленных развивающих книжках собраны различные элементы и задания, развивающие мелкую моторику малыша, крепления на липучке, кнопках, пуговках, молниях.

2) Игры с книжкой создают благоприятный эмоциональный фон, учат подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи.

3) Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4) Развивается воображение и фантазия.

5) Долгосрочность и универсальность использования книжки (сначала просто рассматривание ярких картинок, тактильные действия с пуговками, бусинами, шуршащими элементами, а в последующем выполнение заданий родителей на логику, мышление, сопоставление, счет).

6) Книжку можно при необходимости стирать.

7)Возможно менять странички, героев, дополнять различными персонажами.

H:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\в мире жив панда.jpgH:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\XyVpRPOkyWk.jpg

Различные застежки, шнуровки, бусины превратят книжку в развивающее пособие по системе Монтессори. Пуговички не только обозначают серединку цветка, но и тренируют у малыша мелкую моторику. Если пуговички и шнуровки подходят малышам, начиная примерно с полутора лет, то открывающие элементы, скрывающие маленькие сюрпризы, будут интересны и самым маленьким первооткрывателям. Для развития мелкой моторики, возможности игровых действий пособия дополнены съемными деталями на липучках, пуговицах, кнопках. Это придало книжкам динамичность и интересность. Чем больше разнообразных интерактивных элементов используется, тем дольше книжка будет развлекать, удивлять и развивать малыша!

H:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\дом.jpgH:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\дом2.jpgH:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\дом3.jpg

Работать с пособием легко и удобно, оно безопасное, «подвижное», и сразу несколько детей могут с ним играть одновременно самостоятельно. В любое удобное время ребенок просто открывает и с радостью повторяет пройденное, играет, рассматривая книжку. Книга подойдет как для групповых занятий, так и для индивидуальной работы с детьми (отработке определенных навыков, закрепления материала), с дошкольниками всех возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (например, для малышей – застегни, расстегни, спрячь, найди, а старшим детям – задания, подразумевающие умение рассказывать, описывать, считать и т. д.).

Книжки можно делать по темам, например «В мире животных», «Новогодняя», «По стихам Агнии Барто», « Цвет и счет», «Айболит», «Азбука» и т.д.

H:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\барто2.jpgH:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\нпингвины1.jpgH:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\айболит7.jpgH:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\подарки 1.jpgH:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\пальчиковый тренажер.jpg

«Чудо – книжка» имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Её можно использовать на любых видах занятий, развлечений, в игровой и самостоятельной деятельности детей, в продуктивной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов, для коррекционных игр. Это пособие является одним из вариантов организации предметно-развивающей среды в детском саду. Эту многофункциональную игрушку рекомендую использовать в своей работе не только воспитателям, но и логопедам, психологам и дефектологам.

Благодаря своим интересным и увлекательным заданиям, ярким, красочным аппликациям и симпатичным персонажам, эти книги заинтересовывают детей, делают игры эффективными, увлекательными, разнообразными и продуктивными.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающих игр из фетра, сделанных своими руками,в работе с детьми с ОВЗ.

laquo;В жизни дошкольников игры занимают большое место», - отмечала Н. К. Крупская. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело, в...

Консультация для родителей «Развивающие игрушки, сделанные своими руками»

Не спешите выбрасывать пустые банки, коробки, пакеты из-под соков, флаконы. Они отлично подойдут для изготовления развивающих пособий для вашего ребенка. Вот несколько советов для не ленивых родителей...

Рекомендации родителям "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРУШКИ, СДЕЛАННЫЕ СВОИМИ РУКАМИ"

Не спешите выбрасывать пустые банки, коробки, пакеты из-под соков, флаконы. Они отлично подойдут для изготовления развивающих пособий для вашего ребенка. Вот несколько советов для не ленивых...

Развивающее пособие сделанное своими руками

Данная игра способствует изучению цветов, а также развитию логического мышления. Цель: упражнять детей в раскладывании крышек по ячейкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую...

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРУШКИ, СДЕЛАННЫЕ СВОИМИ РУКАМИ.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРУШКИ, СДЕЛАННЫЕ СВОИМИ РУКАМИ.Воспитатель: Поздеева Ю.А.Не спешите выбрасывать пустые банки, коробки, пакеты из-под соков, флаконы. Они отлично подойдут для изготовления развивающих пос...

«Использование пластилина, сделанного своими руками, в работе с детьми раннего возраста»

Маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредоточиваться на одном виде деятельности длительное время. Уровень развития мелкой моторики у детей этого возраста делает затрудните...

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРУШКИ, СДЕЛАННЫЕ СВОИМИ РУКАМИ»

В данной консультации родителям предлагаются варианты развивающих игрушек, которые можно изготовить дома из подручных материалов....