Использование развивающих игр из фетра, сделанных своими руками,в работе с детьми с ОВЗ.
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (младшая, средняя группа)
«В жизни дошкольников игры занимают большое место», - отмечала Н. К. Крупская. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, инициатива. Игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания.
В свою очередь, Л. С. Выготский отметил: «Ребенок с ограниченными возможностями при хорошем педагогическом воздействии может достигнуть многого, но он достигнет того, что может нормальный ребенок, иными способами, на ином пути, иными средствами».
Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств в работе с детьми.
Для изготовления игр и развивающих пособий я использовала фетр.
- Фетр — нетоксичный и гипоаллергенный, можно использовать с рождения.
- Не имеет лицевой и изнаночной стороны, он не осыпается и очень удобен для рукоделия.
- Приятный и мягкий на ощупь.
- Имеет широчайшую цветовую гамму.
- Игрушки из фетра можно стирать, гладить, их сложно помять или порвать.
- Изделия из фетра легко украшаются и дополняются различными тканями, лентами, пуговицами и бусинками, что еще более усиливает и поддерживает интерес детей.
- Фетр — нетоксичный и гипоаллергенный, можно использовать с рождения.
- Не имеет лицевой и изнаночной стороны, он не осыпается и очень удобен для рукоделия.
- Приятный и мягкий на ощупь.
- Имеет широчайшую цветовую гамму.
- Игрушки из фетра можно стирать, гладить, их сложно помять или порвать.
- Изделия из фетра легко украшаются и дополняются различными тканями, лентами, пуговицами и бусинками, что еще более усиливает и поддерживает интерес детей.
Ценность полифункциональных пособий заключается в том, что:
- могут использоваться в работе воспитателя;
- в самостоятельной деятельности детей;
- дают родителям идеи для творческого участия в образовательном процессе;
- предназначены для работы с детьми разных возрастов;
- позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка;
- вариации упражнений, да и сами игры не имеют пределов;
- пособие постоянно может пополняться новыми элементами.
Коррекционные задачи заключаются в следующем:
- стимулировать познавательную активность, умение самостоятельно устанавливать многообразные связи между настоящим и прошедшим, между предметами и явлениями, событиями и действиями;
- развивать речевую активность, расширять активный словарь;
- формировать процессы восприятия, внимания, памяти, используя все анализаторы;
- развивать зрительно-двигательные координации, мелкую моторику пальцев;
- закрепить знания о цвете, форме, величине предметов;
- развивать пространственные ориентировки;
- развивать тактильное восприятие;
- развивать творческое, словесно-логическое мышление, воображение, гибкость ума;
- развивать эмоционально-волевую сферу;
- формировать волевые регуляции и саморегуляции в заданной деятельности — настойчивость, склонность к завершению деятельности, усидчивость.
Результатом использования пособий, по моим наблюдениям, стало:
- повышение мотивации к самостоятельной деятельности дошкольников;
- создание положительного эмоционального фона у воспитанников;
- активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- способствовало развитию усидчивости, мелкой моторики и пространственных представлений;
- развитие фантазии, творчества у ребенка;
- воспитание у ребенка уверенности в своих силах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игры и пособия, изготовленные мною и используемые в работе с детьми с ОВЗ «Развивающие дорожки» Игра «Огород» «Посади цветы на клумбе» Цель: способствовать развитию мелкой моторики, координации движения, математических представлений. Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять знания основных цветов; наблюдательность; закреплять знания детей об овощах, уточнить их названия, цвет, форму; учить различать овощи по цвету и форме; закреплять навыки счета.
Игра «Подбери фигуру по образцу» «Разноцветные прищепки» Цель: учить подбирать фигуры по образцу; закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии; закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания. «Головоломка» Цель: формировать умение различать и правильно называть основные цвета; развивать логическое мышление; формировать умения сопоставлять, сравнивать, принимать самостоятельные решения; воспитывать усидчивость и терпение, учить детей правильно брать и открывать прищепку; развивать координацию действий рук; развивать зрительное восприятие, внимание и творческое воображение.
Результатом использования пособий, по моим наблюдениям, стало: повышение мотивации к самостоятельной деятельности дошкольников; создание положительного эмоционального фона у воспитанников; активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); способствовало развитию усидчивости, мелкой моторики и пространственных представлений; развитие фантазии, творчества у ребенка; воспитание у ребенка уверенности в своих силах.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РМЭ
ГБОУ Республики Марий Эл «Семеновская школа — интернат»
Доклад
«Использование развивающих игр из фетра,
сделанных своими руками,
в работе с детьми с ОВЗ»
Подготовила и провела
Мосунова О. Н.,
воспитатель
дошкольной группы
г. Йошкар — Ола
2020
Использование развивающих игр из фетра,
сделанных своими руками,
в работе с детьми с ОВЗ
«Маленькие дети … играют,
как птицы поют».
Л. С. Выготский
«В жизни дошкольников игры занимают большое место», - отмечала Н. К. Крупская. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, инициатива. Игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания.
В свою очередь, Л. С. Выготский отметил: «Ребенок с ограниченными возможностями при хорошем педагогическом воздействии может достигнуть многого, но он достигнет того, что может нормальный ребенок, иными способами, на ином пути, иными средствами».
Дошкольную группу посещают дети с различными нарушениями в развитии. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка.
Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств в работе с детьми.
Почему фетр?
Фетр (от франц. feutre – войлок) — особенный нетканый материал, изготовленный способом валяния пуха, шерсти и меха. Конечно, современный фетр бывает не только натуральным, но и синтетическим, и соответственно, более дешевой ценовой категории. Он бывает разной толщины и самых невероятных цветов, не мнется, не имеет лицевой и изнаночной стороны, приятный на ощупь, у него высокая технологичность. Фетр приклеивается, пришивается, легко режется.
- Фетр — нетоксичный и гипоаллергенный, можно использовать с рождения.
- Не имеет лицевой и изнаночной стороны, он не осыпается и очень удобен для рукоделия.
- Приятный и мягкий на ощупь.
- Имеет широчайшую цветовую гамму.
- Игрушки из фетра можно стирать, гладить, их сложно помять или порвать.
- Изделия из фетра легко украшаются и дополняются различными тканями, лентами, пуговицами и бусинками, что еще более усиливает и поддерживает интерес детей.
Пособия изготавливаются как вручную, так и при помощи швейной машины. Мои все пособия сшиты вручную.
Хочется отметить, что создание пособий очень продуктивно, хотя достаточно трудоемко, т. к. требует много времени на создание идеи, подбор материала, на изготовление, оформление. Но все затраты оправдываются, т. к. это уже готовый материал для проведения образовательной деятельности и коррекционной работы по различным тематическим направлениям, индивидуальной работы с детьми, использования в качестве сюрпризных моментов и т. д.
Используемый материал для изготовления развивающих игр:
- фетр;
- атласные ленты;
- различная тесьма;
- кнопки;
- застежки-липучки;
- крючки
- шнуровки.
Инновация данных пособий, как элементов развивающей предметно-пространственной среды группы, соответствует требованиям ФГОС. Они обеспечивают возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщено, трансформируемо, полифункционально, вариативно, доступно и безопасно.
Ценность полифункциональных пособий заключается в том, что:
- могут использоваться в работе воспитателя;
- в самостоятельной деятельности детей;
- дают родителям идеи для творческого участия в образовательном процессе;
- предназначены для работы с детьми разных возрастов;
- позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка;
- вариации упражнений, да и сами игры не имеют пределов;
- пособие постоянно может пополняться новыми элементами.
Коррекционные задачи заключаются в следующем:
- стимулировать познавательную активность, умение самостоятельно устанавливать многообразные связи между настоящим и прошедшим, между предметами и явлениями, событиями и действиями;
- развивать речевую активность, расширять активный словарь;
- формировать процессы восприятия, внимания, памяти, используя все анализаторы;
- развивать зрительно-двигательные координации, мелкую моторику пальцев;
- закрепить знания о цвете, форме, величине предметов;
- развивать пространственные ориентировки;
- развивать тактильное восприятие;
- развивать творческое, словесно-логическое мышление, воображение, гибкость ума;
- развивать эмоционально-волевую сферу;
- формировать волевые регуляции и саморегуляции в заданной деятельности — настойчивость, склонность к завершению деятельности, усидчивость.
Игры из фетра позволяют:
- развить сенсомоторную сферу и речь;
- словесно-логическое мышление;
- дают возможность скорректировать речевые и тактильные восприятия;
- развить внимание;
- совершенствовать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- улучшить координацию и точность движений и гибкость рук;
- способствовать изучению различных цветов, геометрических форм;
- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное восприятие.
Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить детей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Необычные игрушки, яркие цвета очень привлекают детей. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что — огорчает.
Именно игры и игрушки создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей.
Приведем примеры интересных развивающих игр, которые невероятно полезны и очень нравятся детям.
Одно из таких пособий «Развивающие дорожки».
Цель: способствовать развитию мелкой моторики, координации движения, математических представлений.
Игра « Огород».
Цель: развивать речевую активность, развивать мелкую моторику рук; развивать наблюдательность; закреплять знания детей об овощах, уточнить их названия, цвет, форму; закреплять знания основных цветов; учить различать овощи по цвету и форме; закреплять навыки счета.
Игра «Подбери фигуру по образцу».
Цель: учить подбирать фигуры по образцу; закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии; закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.
Игра «Посади цветы на клумбе».
Цель: формировать умение различать и правильно называть цвета ( красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый); развивать внимание и мелкую моторику пальцев.
Игра «Разноцветные прищепки».
Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку; развивать координацию действий рук; развивать зрительное восприятие, внимание и творческое воображение.
Игра «Головоломка».
Цель: формировать умение различать и правильно называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый); развивать логическое мышление; формировать умения сопоставлять, сравнивать, принимать самостоятельные решения; воспитывать усидчивость и терпение.
Игра «Новогодняя елка».
Цель: формировать у детей понятия «один — много», «слева — справа», «вверху — внизу»; развивать внимание, усидчивость, мелкую моторику рук, тактильное восприятие, активность, любознательность; развивать представления детей о цвете, форме, величине через яркие наглядные образы и игровую деятельность.
У каждого материала при его использовании есть плюсы и минусы.
Плюсы: фетр позволяет реализовать разнообразные идеи. Это материал, приятный на ощупь, разнообразный по цвету и толщине. Игрушки из фетра не требуют дополнительной обработки краев, их можно стирать, гладить, сложно помять или порвать. Все это важно именно для детских игрушек.
Минусы: создание подобных пособий достаточно трудоемко, т. к. требует много времени на создание идеи, подборе материала, на изготовление, оформление. При стирке может произойти деформация изделия.
Но все затраты оправдываются, т. к. это уже готовый материал для проведения образовательной деятельности по различным тематическим направлениям, индивидуальной работы с детьми. Таким образом, игры сделают содержательнее не только процесс обучения, но и досуг дошкольников.
Результатом использования пособий, по моим наблюдениям, стало:
- повышение мотивации к самостоятельной деятельности дошкольников;
- создание положительного эмоционального фона у воспитанников;
- активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- способствовало развитию усидчивости, мелкой моторики и пространственных представлений;
- развитие фантазии, творчества у ребенка;
- воспитание у ребенка уверенности в своих силах.
Литература
- Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром. Мозаика — синтез. Москва, 2013 г.
- Зайцева А. Войлок и фетр. Эксмо, 2011г.
- Ивановская Т. Игрушки и аксессуары из фетра. Рипол классик, 2012г.
- Мичеева Н. Игрушки из войлока. Робинс, 2011г.
- Кнаке Ж. Картины из фетра своими руками. Ниола - пресс, 2012г.
- Давидчук А. Н. , Селихова Л. Г. Дидактические игры — средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. Сфера, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Умные" игры своими руками для работы с детьми логопедических групп"
В статье дается описание нескольких полифункциоальных дидактических пособий, изготовленных из подручных и бросовых материалов. Данные игры предназначены для работы с детьми логопедических групп....
«Использование дидактических игр и пособий, изготовленных своими руками в работе учителя-логопеда»
Наш современный век хорош тем, что предоставляет нам огромное количество различной информации, готовых игр, пособий и плакатов, но не всегда они соответствуют нашим пожеланиям и ожи...
Новогодняя игрушка из фетра сделанная своими руками
Давным-давно под Новый год люди задабривали духов елочки печеньем и яблоками. Но на сегодняшний день требовательных лесных богов можно удивить стильными игрушками из фетра. Новогодние украшения и...
"Использование мягких развивающих книжек, сделанных своими руками, в работе с дошкольниками."
laquo;Чудо – книжка» имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Её можно использовать на любых видах занятий, развлечений, в игровой и самостоятельной деятельности детей,...
Нестандартное физкультурное оборудование своими руками для работы с детьми дошкольного возраста
Вам представить мы хотим уголок спортивный, Хочешь ты здоровым быть двигайся активно! Именно в дошкольном возрасте закладывается основы здоровья, физического развития. Детям скучно выполнять одн...
Развивающие игры для детей сделанные своими руками
quot;В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни" ( К.Д. Успенский) Актуальность: Раннее детство - особый период становления о...
«Использование пластилина, сделанного своими руками, в работе с детьми раннего возраста»
Маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредоточиваться на одном виде деятельности длительное время. Уровень развития мелкой моторики у детей этого возраста делает затрудните...