Свет и тень
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Ходякова Ольга Валерьевна

Познакомить детей с понятием свет и тень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svet_i_ten.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света.

Задачи:

·       Познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света.

  • Формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Активизировать словарь детей(эксперимент, опыт)
  • Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами света, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы.
  • Способствовать  развитию у детей познавательной активности, любознательности ;развивать мыслительные операции
  • Воспитывать самостоятельность, любознательность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности.
  • Воспитывать доброжелательное отношение, умение работать в паре, развивать коммуникативные навыки,взаимопомощи

Оборудование и материалы:

 

Ход деятельности:

Мотивационно - ориентировочный этап

Игра – приветствие «Круг друзей» 

Воспитатель:     Поздоровались с гостями,

                              Улыбнулись всем вокруг,

                              Руку дайте другу слева

                              И скорей вставайте в круг.

                              В круг широкий, вижу я,

                              Встали все мои друзья.

                             Мы сейчас пойдем направо,

                             А теперь пойдем налево,

                             В центре круга соберемся,

                             И на место все вернемся.

                             Улыбнемся, подмигнем,

                             Заниматься мы начнем.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)

Воспитатель:  Ребята, я знаю, что вы очень любознательны и просто обожаете экспериментировать, так ли это?

Дети:  Да.

Воспитатель:  Сегодня, я предлагаю вам поэкспериментировать

  Воспитатель. Скажите, а какое сейчас время суток (день), а в какое время суток вы приходите из дома в детский  садик? А что вы делаете ночью? Чем занимаетесь днем?

Воспитатель показывает части суток и просит их назвать.(слайд части суток)

- Как вы думаете почему день сменяется ночью? (Солнце прячется и наступает ночь)

                                                           

Практический этап 

Воспитатель:  Ребята, покажите, где находится солнце? (Дети показывают). Солнце излучает свет. Как вы думаете, все ли планеты получают одинаковое количество солнечного света?

Дети рассуждают, делают выводы (наша планета третья по счету от солнца и получает достаточное количество солнечного света, в отличии от других планет, которые дальше удалены от солнца; те планеты, которые расположены очень близко к солнцу, получают много солнечного света и на них очень жарко и можно сгореть).

Воспитатель: Наша планета имеет самые оптимальные условия для жизни человека. Солнце – это естественный источник света на Земле. Оно светит всегда и никогда не гаснет. А давайте представим, что будет, если солнце престанет светить?

Дети:  Будет холодно, темно, нам придется одеть скафандр.

Воспитатель: Ребята, свет бывает разный  свет от солнца является  естественным - он создан самой природой.  Свет от луны, звезд, молнии тоже является естественным. Помимо естественных источников света есть еще и искусственные, то есть те, которые придумал человек, для своего более комфортного существования.  Свет помогает нам видеть окружающие вещи. Как вы думаете, что к ним может относиться?

Дети: Свеча, фонарик, лампочка, спички.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Свет бывает разный».

(Детям предлагается набор картинок: луна, звезда, молния, фара машины, экран телевизора, свечка, фонарик, лампочка, спичка, костер, северное сияние, светлячок, огонь в камине, извергающийся вулкан, факел).(разложить на 2 группы естественный и искусственные)

В конце игры дети называют то, что изображено на их картинках.

Воспитатель: А сейчас мы отправимся с вами  в настоящую лабораторию, где изучают свет. Но прежде, давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории:

1.     Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

2.     Внимательно слушать научного руководителя.

3.     Приступать к выполнению опыта только после моего указания.

4.     После каждого опыта делать - вывод.

Воспитатель:  Ребята,  свет - это форма энергии, которая с нами повсюду, она невидима для человеческого глаза

Воспитатель. Ребята, а вы замечали, что образуется на небе, горизонте когда идет дождь и светит солнце(радуга)

 •На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. 
(Радуга)

Сейчас мы с вами сделаем радугу.(проведём эксперимент)

- Возьмите  диск, и посветите на него фонариком. Что вы увидели?(радугу)

Из каких цветов состоит радуга(7)

Когда вы светили фонариком на диск ,каким цветом светил фонарик(белый,желтый)

Дети: Белого, желтого...

Воспитатель: На самом деле его можно разложить на семь разных оттенков

Воспитатель: Ребята, ну а так как мы с вами находимся в лаборатории, мы с вами можем увидеть все цвета света.

Давайте раскрасим свет в разные цвета.(опыт 2)"Семь оттенков света".

Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось? Какой вывод можно сделать?

Дети: Можно сделать вывод: свет имеет семь оттенков: красный, оранжевый, желтый, зеленый голубой, синий, фиолетовый.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что на свете всех быстрее? 

Дети: Самые быстрые - машина, самолет, ракета.

Воспитатель: Всех быстрее свет. Луч света имеет очень большую скорость и считается наибыстрейшим объектом во вселенной. Даже есть такое выражение «Движется со скоростью света», значит движется очень - очень быстро.

Воспитатель: Свет имеет еще одно свойство - проникать через некоторые предметы, а через другие - не проникать.

Педагог просит детей взять с  подносов прозрачную пленку и деревянные брусочки.

- Как вы думаете, через какой из этих предметов свет проникает, а через какой нет?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Ну что ж, давайте проверим: 

- Возьмите фонарик, приложите к нему прозрачную пленку, проникает ли через нее луч света?

- А теперь возьмите деревянный брусочек и посветите на него, проникает ли через него луч света?

     Дети проводят опыт "Способность света проникать или не проникать через предметы"

Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось? Какой вывод можно сделать?

Дети: Можно сделать вывод: свет проникает только через прозрачные предметы.

Воспитатель: Если свет не может проникнуть через какой-либо предмет, то появляется тень от такого предмета.

- Возьмите деревянный брусочек и посветите на него так, чтобы тень "падала" на стол.

Положите на стол лист бумаги. Карандашом  нарисуйте на листе крестик-это место для фигурки, поставьте дерево на крестик. Посветите фонариком на дерево сверху и отметьте длину линии на листе. А теперь опустите фонарик чтобы он располагался ближе к листу и отметьте новую границу тени. Уберите дерево и сравните две полученные линии.

Линии оказались разной длины.(длина тени зависит от направления и угла распространения светового луча)

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

 Руками коленей коснулись.

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

Воспитатель: Вот на таком свойстве игры света - тени,  люди придумали Теневой театр.

 

Рефлексивно-оценочный этап 

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы поработали на славу. Давайте вспомним, что мы сегодня изучали?

Дети: Мы узнали как влияет свет на жизнь растений, о способности света проникать через прозрачные предметы, и не проникать через непрозрачные, как появляется тень. Увидели какого цвета свет.

Воспитатель:   Правильно. Мы с вами познакомились с естественными и искусственными источниками света, некоторыми свойствами света. А что вам сегодня больше всего понравилось? Какие эксперименты?

Дети отвечают, высказывают свое мнение.

Воспитатель: Я надеюсь, что в дальнейшем вы будете продолжать экспериментировать и изучать окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование света и тени в элементарном экспериментировании с детьми старшего дошкольного возраста"

В статье отражён опыт практической деятельности в элементарном экспериментировании с детьми старшего дошкольного возраста. Также рассказывается о современном подходе к проектированию образовательного ...

План – конспект прогулки в летний период для детей 5-6 лет. Тема: «Свет и тень».

данный методический материал будет полезен родителям и воспитателям детских садов....

Проектно - исследовательская деятельность на тему: "Свет и тень".

фотрмирование познавательных действий ребёнка через его включение в проектно - исследовательскую деятельность...

Конспект занятия познавательско-исследовательской деятельности «Свет и тень»

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...

Конспект, совместной познавательно-исследовательской деятельности, проведенный на День открытых дверей, в старшей группе 03 «Светлячки». Тема: «Свойства света и тени»

Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка.Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа).Форма НОД: занятиеФорма организации (групповая)Задачи:1. познако...

"Свет и тень"

Свет и тень.Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Сформировать представление об источниках света (что они могут быть...