Свет и тень
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Цель:
Познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света.
Задачи:
· Познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Активизировать словарь детей(эксперимент, опыт)
- Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами света, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы.
- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности ;развивать мыслительные операции
- Воспитывать самостоятельность, любознательность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности.
- Воспитывать доброжелательное отношение, умение работать в паре, развивать коммуникативные навыки,взаимопомощи
Оборудование и материалы:
Ход деятельности:
Мотивационно - ориентировочный этап
Игра – приветствие «Круг друзей»
Воспитатель: Поздоровались с гостями,
Улыбнулись всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнем.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любознательны и просто обожаете экспериментировать, так ли это?
Дети: Да.
Воспитатель: Сегодня, я предлагаю вам поэкспериментировать
Воспитатель. Скажите, а какое сейчас время суток (день), а в какое время суток вы приходите из дома в детский садик? А что вы делаете ночью? Чем занимаетесь днем?
Воспитатель показывает части суток и просит их назвать.(слайд части суток)
- Как вы думаете почему день сменяется ночью? (Солнце прячется и наступает ночь)
Практический этап
Воспитатель: Ребята, покажите, где находится солнце? (Дети показывают). Солнце излучает свет. Как вы думаете, все ли планеты получают одинаковое количество солнечного света?
Дети рассуждают, делают выводы (наша планета третья по счету от солнца и получает достаточное количество солнечного света, в отличии от других планет, которые дальше удалены от солнца; те планеты, которые расположены очень близко к солнцу, получают много солнечного света и на них очень жарко и можно сгореть).
Воспитатель: Наша планета имеет самые оптимальные условия для жизни человека. Солнце – это естественный источник света на Земле. Оно светит всегда и никогда не гаснет. А давайте представим, что будет, если солнце престанет светить?
Дети: Будет холодно, темно, нам придется одеть скафандр.
Воспитатель: Ребята, свет бывает разный свет от солнца является естественным - он создан самой природой. Свет от луны, звезд, молнии тоже является естественным. Помимо естественных источников света есть еще и искусственные, то есть те, которые придумал человек, для своего более комфортного существования. Свет помогает нам видеть окружающие вещи. Как вы думаете, что к ним может относиться?
Дети: Свеча, фонарик, лампочка, спички.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Свет бывает разный».
(Детям предлагается набор картинок: луна, звезда, молния, фара машины, экран телевизора, свечка, фонарик, лампочка, спичка, костер, северное сияние, светлячок, огонь в камине, извергающийся вулкан, факел).(разложить на 2 группы естественный и искусственные)
В конце игры дети называют то, что изображено на их картинках.
Воспитатель: А сейчас мы отправимся с вами в настоящую лабораторию, где изучают свет. Но прежде, давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории:
1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
2. Внимательно слушать научного руководителя.
3. Приступать к выполнению опыта только после моего указания.
4. После каждого опыта делать - вывод.
Воспитатель: Ребята, свет - это форма энергии, которая с нами повсюду, она невидима для человеческого глаза
Воспитатель. Ребята, а вы замечали, что образуется на небе, горизонте когда идет дождь и светит солнце(радуга)
•На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
(Радуга)
Сейчас мы с вами сделаем радугу.(проведём эксперимент)
- Возьмите диск, и посветите на него фонариком. Что вы увидели?(радугу)
Из каких цветов состоит радуга(7)
Когда вы светили фонариком на диск ,каким цветом светил фонарик(белый,желтый)
Дети: Белого, желтого...
Воспитатель: На самом деле его можно разложить на семь разных оттенков
Воспитатель: Ребята, ну а так как мы с вами находимся в лаборатории, мы с вами можем увидеть все цвета света.
Давайте раскрасим свет в разные цвета.(опыт 2)"Семь оттенков света".
Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось? Какой вывод можно сделать?
Дети: Можно сделать вывод: свет имеет семь оттенков: красный, оранжевый, желтый, зеленый голубой, синий, фиолетовый.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что на свете всех быстрее?
Дети: Самые быстрые - машина, самолет, ракета.
Воспитатель: Всех быстрее свет. Луч света имеет очень большую скорость и считается наибыстрейшим объектом во вселенной. Даже есть такое выражение «Движется со скоростью света», значит движется очень - очень быстро.
Воспитатель: Свет имеет еще одно свойство - проникать через некоторые предметы, а через другие - не проникать.
Педагог просит детей взять с подносов прозрачную пленку и деревянные брусочки.
- Как вы думаете, через какой из этих предметов свет проникает, а через какой нет?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Ну что ж, давайте проверим:
- Возьмите фонарик, приложите к нему прозрачную пленку, проникает ли через нее луч света?
- А теперь возьмите деревянный брусочек и посветите на него, проникает ли через него луч света?
Дети проводят опыт "Способность света проникать или не проникать через предметы"
Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось? Какой вывод можно сделать?
Дети: Можно сделать вывод: свет проникает только через прозрачные предметы.
Воспитатель: Если свет не может проникнуть через какой-либо предмет, то появляется тень от такого предмета.
- Возьмите деревянный брусочек и посветите на него так, чтобы тень "падала" на стол.
Положите на стол лист бумаги. Карандашом нарисуйте на листе крестик-это место для фигурки, поставьте дерево на крестик. Посветите фонариком на дерево сверху и отметьте длину линии на листе. А теперь опустите фонарик чтобы он располагался ближе к листу и отметьте новую границу тени. Уберите дерево и сравните две полученные линии.
Линии оказались разной длины.(длина тени зависит от направления и угла распространения светового луча)
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
Воспитатель: Вот на таком свойстве игры света - тени, люди придумали Теневой театр.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы поработали на славу. Давайте вспомним, что мы сегодня изучали?
Дети: Мы узнали как влияет свет на жизнь растений, о способности света проникать через прозрачные предметы, и не проникать через непрозрачные, как появляется тень. Увидели какого цвета свет.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами познакомились с естественными и искусственными источниками света, некоторыми свойствами света. А что вам сегодня больше всего понравилось? Какие эксперименты?
Дети отвечают, высказывают свое мнение.
Воспитатель: Я надеюсь, что в дальнейшем вы будете продолжать экспериментировать и изучать окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование света и тени в элементарном экспериментировании с детьми старшего дошкольного возраста"
В статье отражён опыт практической деятельности в элементарном экспериментировании с детьми старшего дошкольного возраста. Также рассказывается о современном подходе к проектированию образовательного ...
План – конспект прогулки в летний период для детей 5-6 лет. Тема: «Свет и тень».
данный методический материал будет полезен родителям и воспитателям детских садов....
Проектно - исследовательская деятельность на тему: "Свет и тень".
фотрмирование познавательных действий ребёнка через его включение в проектно - исследовательскую деятельность...
Конспект занятия познавательско-исследовательской деятельности «Свет и тень»
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...
Конспект, совместной познавательно-исследовательской деятельности, проведенный на День открытых дверей, в старшей группе 03 «Светлячки». Тема: «Свойства света и тени»
Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка.Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа).Форма НОД: занятиеФорма организации (групповая)Задачи:1. познако...
ИГРЫ СО СВЕТОМ И ТЕНЯМИ во второй младшей группе.
ИГРЫ СО СВЕТОМ И ТЕНЯМИ....
"Свет и тень"
Свет и тень.Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Сформировать представление об источниках света (что они могут быть...
- Мне нравится (1)