Проект: "Семья - мой дом"
проект на тему
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. В современных условиях семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурного развития общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zoi_alekseevny.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
- Тема проекта: «Семья – мой дом»»
- Автор проекта: Стенина З.А.
- Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
- База исследования проекта:
МДОУ «Детский сад №103»
- Сроки реализации проекта: долгосрочный 1 год.
- Вид проекта: познавательный.
- Тип проекта: комплексный.
- Актуальность проекта.
Актуальной в настоящее время является проблема развития речи детей, поэтому в своей работе я решила выяснить как можно эффективнее развивать речь детей через интеграцию образовательных областей.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. В современных условиях семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурного развития общества. Семья — уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. В указе президента Р.Ф. от 14.05.96 №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» говорится о том, что цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Одной из основных функций семьи является воспитательная функция. Это подтверждается Законом об Образовании РФ, 1 пункт 18 статьи которого гласит, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Значение семьи в воспитании ребенка ставит пред нами вопрос о ее готовности к своей воспитательной функции, о воспитательном потенциале родителей как главных воспитателей ребенка.
Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир. Именно поэтому в настоящее время взаимодействие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процесса ДОУ, без которой невозможно решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста. Поэтому целями проекта стали повышение педагогической культуры родителей и организация эффективного взаимодействия с ними. Такой подход непременно будет способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.
- Новизна проекта:
Новизна — формирование нового типа взаимодействия детского сада и семьи по вопросам речевого развития, характеризующая доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающие корректно влиять на воспитательную позицию семьи.
Результативность — активное участие и заинтересованное отношение родителей ко всему, что делают педагоги, авторитет педагогов среди родителей микрорайона.
- Гипотеза проекта:
Взаимодействие детского сада и семьи будет способствовать развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста, при следующих условиях:
- использования разнообразных форм взаимодействия;
- учёта индивидуального речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
- Цель проекта:
Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методики развития речи.
Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.
- Задачи проекта:
Задачи совместной работы:
- создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
- обеспечение эффективной общей и речевой подготовки к школе;
- повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье;
- выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;
- определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;
- целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;
- учитывать пожелания родителей, их предложения;
- познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.
- Интеграция образовательных областей.
В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
- Предварительная работа:
Общее родительское собрание; консультации (индивидуальные и групповые), педагогические беседы (индивидуальные и групповые); папки – передвижки; открытые показы занятий; подбор методической литературы в помощь родителям и т.д.
- Методы и приёмы реализации проекта.
а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ.литературы, стихотворений, консультации; анкетирование; наглядная агитация папки-передвижки, памятки, методическая литература, фольклор);
б) наглядный (проектная деятельность; презентации; демонстрация, использование ТСО)
в) практический (открытые занятия с детьми; День открытых дверей; приглашение родителей на речевые театрализованные праздники; групповые собрания; индивидуальные беседы; проведение викторины «В гости сказка к нам пришла»; организация игротеки с родителями, создание речевого альбома «Копилка слов»,тренинги игрового взаимодействия; интерактивные выставки; викторины, конкурсы; совместные мероприятия.
д) игровой (обыгрывание игр, инсценировок, различные виды театра)
- Ресурсное обеспечение проекта:
Фотографии, альбомы, плакаты, кукольный театр, папка-передвижка, фотостенд.
- Ожидаемые результаты.
- установить доверительные отношения с семьями детей, что даст достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье;
- оказать помощь родителям в повышении правовой компетентности, заинтересовать их данной темой;
- родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, что позволяет выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду;
- устранить формализм при организации работы с семьей;
- установить партнёрские отношения между родителями и педагогами ДОУ;
- сблизить дошкольное и семейное воспитание в интересах становления полноценной, психически, физически, нравственно здоровой личности;
- распространить опыта работы взаимодействия с семьей на уровне города и области.
Задачи и их реализация в семье и в детском саду
Задачи | Реализация задач в семье | Реализация задач в детском саду |
Образовательная область «Физическое развитие» | ||
| Служить эмоциональной опорой для ребенка. Оказывать педагогам помощь в налаживании нормальной жизни малыша в детском саду. Дать ему возможность постепенно привыкать к новым условиям. Максимально подробно и точно отвечать на все вопросы педагогов о ребенке. Продумать, какие любимые вещи и игрушки, книги малыша с собой в группу детского сада. | Предварительно узнать как можно больше о особенностях ребенка. Оказать ему эмоциональную поддержку. Способствовать постепенному привыканию к ДОУ. |
| Обеспечить полную информацию о состоянии здоровья ребенка. | Координировать работу медицинской службы ДОУ с педагогами. |
| Соблюдать дома режим сна, питания, диету, принятые в детском саду. | Соблюдать рациональный режим сна, питания, диеты. Выработать ритуалы проведения режимных моментов. |
| В домашних условиях поддерживать привычки, вырабатываемые в детском саду. Хвалить ребенка за проявления самостоятельности, правильное выполнение гигиенических процедур. | Учить детей умываться, принимать по утрам и вечерам душ или мыться до пояса, летом мыть ноги перед дневным сном; следить за состоянием рук, мыть руки после прогулки, пользоваться унитазом и туалетной бумагой, чистить зубы и полоскать рот после еды, правильного применять предметы индивидуального пользования - расческу, полотенце, носовой платок. |
| Создавать условия для правильного освещения тех мест, где ребенок рисует, просматривает книгу. Учить правильно сидеть у телевизора (на удалении 2-2,5м от экрана прямо перед ним (не более 15-20 мин., только во время специальных детских передач; свет не должен попадать в глаза) Уменьшать интенсивность освещения, если ребенок слишком возбужден. приучать дошкольника контролировать позу за столом. Выполнять упражнения по рекомендации врача. Правильно подбирать обувь. | Включать в комплекс гимнастики после пробуждения (или перед дневным сном) упражнения на расслабление глаз. Контролировать освещенность в группе. Чередовать занятия дающие интенсивную нагрузку на зрение, с двигательной деятельностью. Проводить диагностику состояния стопы, осанки детей. Снабжать родителей комплексами упражнений для их ребенка. Следить за обувью, позой детей за столом. |
2.Поддерживать потребность в спонтанной двигательной активности, создавать условия для переживания «мышечной радости» | Соблюдать режим прогулок. Давать возможность ребенку во время прогулок много свободно двигаться. Ввести семейную традицию занятий спортом, приобщать ребенка к ходьбе на лыжах, конькам, спортивным играм. | Создавать условия для спонтанной двигательной активности в группах и на территории детского сада. Проводить физкультурные занятия, двигательные пятиминутки, после интенсивной интеллектуальной нагрузки в течении дня. |
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» | ||
| Выступать для ребенка примером для подражания. Всегда отзываться на проявляемую им инициативу в общении, стремиться быть, стремиться быть человеком, который может чему-то научить, быть интересным собеседником, партнером по игре совместной деятельности, компетентным и терпимым. Давать ребенку возможность встречаться и общаться с широким миром взрослых, которые окружают семью. | Придерживаясь психологически - корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей, быть партнером по ситуативно - деловому и внеситуативно - личностному общению. Оставаться источником информации , заботливым помощником и защитником. |
... умение общаться со взрослыми вне семьи. | Знакомить детей с нормами поведения в общественных местах. Требовать исполнение правил обращения к старшим. Поддерживать соблюдение этикета трапезы. Учить ребенка этикету, беседы по телефону. | Учить детей правилам этикета. Поддерживать в детском саду этикет трапезы: пользование ножом и вилкой, салфетками. |
| Поддерживать желание ребенка приглашать домой друзей, играть с ними, ходить в гости к другим детям. Говорить с ребенком о его друзьях, жизни в коллективе сверстников в детском саду. Обсуждать с педагогами статус ребенка в группе, поведение его в коллективе, при необходимости помогать своему ребенку и детскому саду в подготовке разных мероприятий. Порицать любые проявления негативного отношения к человеку на основе национальных, половых, религиозных различий, физических недостатков или особенностей. | Добиваться строго соблюдения норм жизни группы. Побуждать детей проявлять сочувствие, помогать друг другу. Формировать положительный образ группы как носителя моральных норм (в нашей группе все дети дружные, никто не обижает других, мы любим трудиться, мы всегда рады гостям и т.д.) Рассказывать родителям о поведении ребенка в группе. Побуждать старших детей заботиться о младших, делать и чинить игрушки, приходить колядовать, готовить кукольные спектакли. Воспитывать терпимость и уважение к людям, независимо от национальности, пола, религии, физических особенностей. |
... вырабатывать навык общения с разным партнером. | Играя с ребенком в различные игры с правилами (подвижные, спортивные, настольные) воспитывать умение подчиняться общему правилу, контролировать проявление эмоций и поведение, формировать психологическую устойчивость к неуспеху.
| Приучать использовать нормативные способы разрешения конфликтов. Считалку, жребий, установление очередности. Включался в игру, учить детей вести конструктивный диалог - договариваться, планировать действия распределять роли. |
| Показывать ребенку образцы экологически ориентированного поведения. | Эмоционально и ярко рассказывать детям о природе: знакомить с художественным и произведениями литературы, изобразительного искусства на эту тему. Проводить занятия по экологии. |
- активность и самостоятельность | Обеспечить ребенку уголок его индивидуального жизненного пространства. Поддерживать все инициативы ребенка. | Использовать индивидуальный стиль общения с каждым ребенком. Поддерживать инициативу, самостоятельность, активность. Дать воспитанникам возможность участвовать в планировании жизни. Обсуждать с детьми их планы на будущее («когда я вырасту, я …») |
- образ себя | Способствовать формированию положительной самооценки и образа себя в будущем, рассказывая ребенку о нем самом «10 лет спустя» Говорить с дошкольником о его планах на взрослую жизнь – кем он станет, чем будет заниматься, как представляет себе свою семью. | |
- моральные устои | Читать детям сказки. Обсуждать с ребенком этическую сторону поступков персонажей – хорошо или плохо кто-то из них поступил и почему. | Создавать эталонные представления о добре и зле через знакомство с произведениями художественной литературы, кинофильмами, телепередачами и обсуждение их. |
-основы гражданственности | Показывать пример патриотического отношения к своей стране. | Давать первоначальные знания о нашей стране, ее символике, культурных традициях. |
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» | ||
1. Обеспечить радостный эмоциональный фон жизни ребенка. | Создавать для ребенка интерьер, соответствующий возрасту. Поддерживать радостную эмоционально положительную атмосферу в семье. Сохранять традиции семейных праздников, досугов. Посещать с ребенком театры, концерты, цирк. | Создавать уютный, теплый, гармоничный и эстетически целостный интерьер группы. Проводить групповые праздники. Знакомить детей с произведениями искусства. Помогать семье планировать досуг. |
2.Способствовать обогащению его эмоциональной палитры. | ||
3. Учить контролировать проявление эмоций. | ||
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | ||
1.Воспитывать положительное отношение к труду взрослых. | Привлекать детей к посильному труду дома. Выступать для ребенка примером. | Познакомить детей с профессиями родителей, провести экскурсии. |
2. Формировать трудовые умения и навыки. | Создавать в семье благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. | Обучать различным трудовым операциям, приобретать трудовые навыки, умения. Обращаться с орудиями (ножницы, молоток и т.д.) |
- Вывод.
В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.
Методическое обеспечение проекта:
1) Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. №2. с. 44-47.
2) Доронова Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание. 2004. №1. с. 60-68.
3) Дубровина В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: учебное пособие, Минск, 1991.-620с.
4) Зверева О. Л., Ганичева А. Н. семейная педагогика и домашнее воспитания. М. :Academia, 2000. – 340с.
Перспективный план работы с родителями на 2018-2019 учебный год.
Месяцы | Мероприятия | Ответственные |
Сентябрь | Информационные стенды с рекомендациями по освоению детьми лексических тем – ежемесячно. Общее родительское собрание знакомство с направлениями деятельности и традициями учреждения (просмотр презентации о ДОУ) (все группы) | Старший воспитатель Воспитатель |
Октябрь | Консультация «Результаты проведения мониторинга в рамках реализуемой программы» Беседы о семейных традициях, профессиях, династиях (вклад взрослых в развитие промышленности и сельского хозяйства города и села) Осенний утренник «В гостях у осени» с привлечением родителей в изготовлении костюмов и атрибутов для утренника. | Воспитатель |
Ноябрь | Консультация «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития» Проведение фотовыставки «Мы с мамой» | Воспитатель |
Декабрь | Консультация «Безопасность детей во время новогодних праздников» Обобщить семейный опыт по развитию речи. Конкурс семейного творчества «Мастерская Деда Мороза» Совместный праздник «Новый год спешит к нам в гости» | Воспитатель |
Январь | ||
Февраль | ||
Март | ||
Апрель | ||
Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРоект "Семья - это радость, тепло и уют, семья - это дом, где тебя всегда ждут!"
Рапсширять представления детей о семье через организациюразных видов деятельности....
Творческо - информационный, исследовательский проект " Семья - это радость, тепло и уют, семья - это дом, где тебя всегда ждут!"
Обогатить отношения родителей и детей посредством совместной познавательно - творческой деятельности....
Проект «Семья – это семь Я».
Актуальность темы связана с тем, что мы, взрослые, должны помочь сформировать первые представления о семье совместно с родителями. Семья для ребёнка-дошкольника – первое и основное звено, которое связ...
Педагогический проект "Семья – это важно! Семья – это счастье!"
Данный проект состоит из 5 разделов. В первом описаны цели и задачи проекта, срок его реализации, этапы проекта и ожидаемый результат.Второй раздел обосновывает актуальность темы. Разделы 3-5 описываю...
Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."
В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....
Проект "Семья. Фольклор в семье"
В дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни.Ребёнок должен осознавать себя членом семьи. Только семья является хранителем тради...
Проект "Семья". Воспитание у детей уважительного отношения к членам семьи и взрослому поколению в семье.
План работы с детьми по воспитанию уважительного отношения к членам семьи и старшему поколению. Роль матери и отца в семье. Роль бабушки и дедушки....