«Применение ИКТ педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе с детьми в группах ОНР»
материал на тему
Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной
культуры, в том числе, и в сфере образования. Использование ИКТ
органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога ДОУ,
расширяя возможности организации его взаимодействия с участниками
образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gor.konferenciya_vystuplenie.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №40 «РОМАШКА»
ГОРОДСКАЯ АВГУСТОВСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Применение ИКТ педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе с детьми
в группах ОНР»
Подготовил:
Педагог-психолог
Шишкина Юлия Викторовна
г.о.Электрогорск
2012 г.
Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной
культуры, в том числе, и в сфере образования. Использование ИКТ
органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога ДОУ,
расширяя возможности организации его взаимодействия с участниками
образовательного процесса.
В чем же преимущество использования информационных компьютерных
технологий в работе с детьми?
Первое и немаловажное - это огромный интерес детей заниматься всем,
что связано с компьютерами. Второе и тоже важное – это широкие
мультимедийные возможности: хорошая графика, качественный звук,
трехмерное изображение, динамика - лучше моделируют живую реальность,
обусловливая более полное восприятие информации. Третье – возможность
учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка,
например: индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную
систему, интересы. Четвертое – экономия временных ресурсов, например:
при проведении психологических исследований и др.
У детей с общим недоразвитием речи – нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) дети с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, низкой умственной и физической работоспособностью. Наблюдается нарушение внимания, памяти, гиперактивное поведение.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в
детском саду, по моему мнению, это проведение медиазанятий с
применением мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации
– удобный и эффектный способ представления информации с помощью
компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение,
т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка.
Мультимедийные презентации используются для группового и
индивидуального обучения, а также как целое занятие или его часть
(например, включение в занятие 1-2 заданий с использованием
мультимедийных презентаций «Четвертый лишний», «Найди такую же
фигуру», «Установи закономерность» и др). Тот интерес, который вызывают
такие занятия, лежит в основе формирования таких важных структур, как
познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Развитие этих
качеств особенно важно для детей с ОНР так как именно они во многом и обеспечивают развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения), эмоционально-волевой сферы (уровня развития самооценки, особенностей развития качеств личности и черт характера), а также психологическую готовность ребенка к школе.
По результатам диагностики создаются группы коррекции и проводятся групповые и индивидуальные занятия.
Практика показала, что при использовании в коррекционно-развивающем
процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными
методами обучения, эффективность работы с детьми повышается. Об
эффективности говорят следующие позитивные факторы:
дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что
презентация несет в себе образный тип информации, понятный
дошкольникам, не умеющим читать и писать;
у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет
привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов.
Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание
детей;
полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче
восстанавливаются для применения на практике после краткого
повторения;
презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации,
которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
использование большого и разнообразного спектра заданий
способствует расширению кругозора дошкольников, развитию их
познавательных процессов. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать,
играть, вернуться к этому занятию вновь.
осуществление полисенсорного восприятия материала;
возможность демонстрации различных объектов в многократно
увеличенном виде;
активизация зрительных функций, глазомерных возможностей
ребенка;
Какие же требования следует соблюдать при использовании на занятиях
мультимедийных презентаций? При демонстрации слайдов и обращении к
детям лучше всего стоять слева от экрана (если смотреть из зала). Педагог
будет выглядеть естественно, если расположится под небольшим углом к
детской аудитории. Можно занять более «сильную» позицию, полностью
развернувшись лицом к дошкольникам. Быстро посмотрев на изображение
(предмет), можно жестом левой руки привлечь к нему внимание. Жест
должен быть очень коротким. Если использовать средства наглядности
больше не предполагается, рекомендуется встать вполоборота к детям слева
от оборудования и продолжить занятие. Не следует говорить, повернувшись
спиной к детям, загораживать демонстрируемое изображение, выдавать
раздаточный материал во время презентации.
Занятия должны проходить с соблюдением требований санитарного
законодательства. Лучшее время для работы с компьютером – утренние часы.
Для снижения утомительности компьютерных занятий должна быть
обеспечена гигиенически рациональная организация рабочих мест:
соответствие мебели росту детей, достаточный уровень освещенности. После
занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.
В процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-
развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного
проектора, также развиваются и совершенствуются креативные качества
педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание
взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более
интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения,
взаимопонимания, развивает личностные качества детей. Но нельзя
использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при
подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей,
требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при
обычной подготовке. А, кроме того, при частом использовании ИКТ у детей
теряется особый интерес к таким занятиям.
Компьютерные технологии являются надежными помощниками дошкольной практической психологии. От нашей активности и жизненной позиции зависит, какую информацию будут воспринимать педагоги, родители, дети. Это может сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной.
Но какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
Список используемых источников
1. Соловьева, Л.А. Компьютерные технологии в развитии
познавательных способностей детей старшего дошкольного
возраста \\ Справочник педагога - психолога. Детский сад.- 2011. –
№ 10.
2. Никитенко, С.Г. Интернет для психологов: ресурсы и технологии \\
Школьные технологии. – 2002. – № 2.
3. Горвиц, Ю., Поздняк, Л. Кому работать с компьютером в детском саду
\\ Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5.
4. Калинина, Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные
технологии в дошкольном детстве.- М.: Сфера, 2008.
5. Новоселова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника. - М.: Новая
школа, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при осуществлении коррекционно−развивающей деятельности
Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личн...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
"Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ с применением квест технологии"
У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдаются проблемы в социально-коммуникативной и познавательной сфере. Таким образом, очевидна актуальность взаимодействия логопеда и психолога. Квест - это ...
Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию
Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию. Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности....
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Комплект рабочих материалов педагога-психолога для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в ДОУ
Комплект рабочих материалов педагога-психолога для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в ДОУ (характеристика, ИПР, коррекционные задания и игры)...
Методические рекомендации педагога-психолога для педагогов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ
Методические рекомендации педагога-психолога для педагогов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для педагога - психолога детского сада.
консультация учителя - логопедаВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....