«Применение ИКТ педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе с детьми в группах ОНР»
материал на тему

 

Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной

культуры, в том числе, и в сфере образования. Использование ИКТ

органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога ДОУ,

расширяя возможности организации его взаимодействия с участниками

образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gor.konferenciya_vystuplenie.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №40 «РОМАШКА»

ГОРОДСКАЯ АВГУСТОВСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Применение ИКТ педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе с детьми

 в группах ОНР»

Подготовил:

Педагог-психолог

        Шишкина Юлия Викторовна

г.о.Электрогорск

2012 г.

Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной

культуры, в том числе, и в сфере образования. Использование ИКТ

органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога ДОУ,

расширяя возможности организации его взаимодействия с участниками

образовательного процесса.

В чем же преимущество использования информационных компьютерных

технологий в работе с детьми?

Первое и немаловажное - это огромный интерес детей заниматься всем,

что связано с компьютерами. Второе и тоже важное – это широкие

мультимедийные возможности: хорошая графика, качественный звук,

трехмерное изображение, динамика - лучше моделируют живую реальность,

обусловливая более полное восприятие информации. Третье – возможность

учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка,

например: индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную

систему, интересы. Четвертое – экономия временных ресурсов, например:

при проведении психологических исследований и др.

У детей с общим недоразвитием речи – нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) дети с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, низкой умственной и физической работоспособностью. Наблюдается нарушение внимания, памяти, гиперактивное поведение.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в

детском саду, по моему мнению, это проведение медиазанятий с

применением мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации

– удобный и эффектный способ представления информации с помощью

компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение,

т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка.

Мультимедийные презентации используются для группового и

индивидуального обучения, а также как целое занятие или его часть

(например, включение в занятие 1-2 заданий с использованием

мультимедийных презентаций «Четвертый лишний», «Найди такую же

фигуру», «Установи закономерность» и др). Тот интерес, который вызывают

такие занятия, лежит в основе формирования таких важных структур, как

познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Развитие этих

качеств особенно важно для детей с ОНР так как именно они во многом и обеспечивают развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения), эмоционально-волевой сферы (уровня развития самооценки, особенностей развития качеств личности и черт характера), а также психологическую готовность ребенка к школе.

По результатам диагностики создаются группы коррекции и проводятся групповые и индивидуальные занятия. 

Практика показала, что при использовании в коррекционно-развивающем

процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными

методами обучения, эффективность работы с детьми повышается. Об

эффективности говорят следующие позитивные факторы:

дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что

презентация несет в себе образный тип информации, понятный

дошкольникам, не умеющим читать и писать;

у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет

привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов.

Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание

детей;

полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче

восстанавливаются для применения на практике после краткого

повторения;

презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации,

которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

использование большого и разнообразного спектра заданий

способствует расширению кругозора дошкольников, развитию их

познавательных процессов. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать,

играть, вернуться к этому занятию вновь.

осуществление полисенсорного восприятия материала;

возможность демонстрации различных объектов в многократно

увеличенном виде;

активизация зрительных функций, глазомерных возможностей

ребенка;

Какие же требования следует соблюдать при использовании на занятиях

мультимедийных презентаций? При демонстрации слайдов и обращении к

детям лучше всего стоять слева от экрана (если смотреть из зала). Педагог

будет выглядеть естественно, если расположится под небольшим углом к

детской аудитории. Можно занять более «сильную» позицию, полностью

развернувшись лицом к дошкольникам. Быстро посмотрев на изображение

(предмет), можно жестом левой руки привлечь к нему внимание. Жест

должен быть очень коротким. Если использовать средства наглядности

больше не предполагается, рекомендуется встать вполоборота к детям слева

от оборудования и продолжить занятие. Не следует говорить, повернувшись

спиной к детям, загораживать демонстрируемое изображение, выдавать

раздаточный материал во время презентации.

Занятия должны проходить с соблюдением требований санитарного

законодательства. Лучшее время для работы с компьютером – утренние часы.

Для снижения утомительности компьютерных занятий должна быть

обеспечена гигиенически рациональная организация рабочих мест:

соответствие мебели росту детей, достаточный уровень освещенности. После

занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.

В процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-

развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного

проектора, также развиваются и совершенствуются креативные качества

педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание

взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более

интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения,

взаимопонимания, развивает личностные качества детей. Но нельзя

использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при

подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей,

требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при

обычной подготовке. А, кроме того, при частом использовании ИКТ у детей

теряется особый интерес к таким занятиям.

Компьютерные технологии являются надежными помощниками дошкольной практической психологии. От нашей активности и жизненной позиции зависит, какую информацию будут воспринимать педагоги, родители, дети. Это может сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной.

Но какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Список используемых источников

1. Соловьева, Л.А. Компьютерные технологии в развитии

познавательных способностей детей старшего дошкольного

возраста \\ Справочник педагога - психолога. Детский сад.- 2011. –

№ 10.

2. Никитенко, С.Г. Интернет для психологов: ресурсы и технологии \\

Школьные технологии. – 2002. – № 2.

3. Горвиц, Ю., Поздняк, Л. Кому работать с компьютером в детском саду

\\ Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5.

4. Калинина, Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные

технологии в дошкольном детстве.- М.: Сфера, 2008.

5. Новоселова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника. - М.: Новая

школа, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при осуществлении коррекционно−развивающей деятельности

Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога  предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личн...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

"Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ с применением квест технологии"

У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдаются проблемы в социально-коммуникативной и познавательной сфере. Таким образом, очевидна актуальность взаимодействия логопеда и психолога. Квест - это ...

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию. Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности....

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Комплект рабочих материалов педагога-психолога для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в ДОУ

Комплект рабочих материалов педагога-психолога для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в ДОУ (характеристика, ИПР, коррекционные задания и игры)...

Методические рекомендации педагога-психолога для педагогов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ

Методические рекомендации педагога-психолога для педагогов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для педагога - психолога детского сада.

консультация учителя - логопедаВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....