Использование цветного песка педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Вялова Ирина Викторовна

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Песочница может помочь освоить любые темы во время обучения, усвоить разнообразные понятия («Фрукты», «Овощи», «Звери», «Насекомые»). Работать можно и с цветным песком. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Занятия с использованием цветного песка способствую развитию у детей творческих способностей, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, речи и познавательных процессов. Так же дети учатся ориентироваться на плоскости прямоугольного подноса с цветным песком, напоминающего  тетрадный лист (верхний правый угол, нижний левый, середина…), эти умения пригодятся детям в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование цветного песка педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Песочница может помочь освоить любые темы во время обучения, усвоить разнообразные понятия («Фрукты», «Овощи», «Звери», «Насекомые»). Работать можно и с цветным песком. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Занятия с использованием цветного песка способствую развитию у детей творческих способностей, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, речи и познавательных процессов. Так же дети учатся ориентироваться на плоскости прямоугольного подноса с цветным песком, напоминающего  тетрадный лист (верхний правый угол, нижний левый, середина…), эти умения пригодятся детям в школе.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста

с использованием элементов песочной терапии «Домашние животные»

Педагог-психолог первой квалификационной категории: Вялова Ирина Викторовна

ОУ: МБДОУ «Добрянский детский сад № 10», г. Добрянка, Пермский край

Направление: познавательно-речевое

Возраст воспитанников: 5-6 лет.

Тема: «Домашние животные»

Цель: эмоционально-личностное, познавательное-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через освещение темы «Домашние животные» с использованием цветного песка.


Задачи.

1. Образовательные.

  • Обогащать словарный запас детей, в соответствие с темами занятия.
  • Овладевать представлением об окружающем мире в рамках темы.

2. Развивающие.

  • Развивать потребности в выражении творческого потенциала.
  • Развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь, мелкой моторики руки).

3. Воспитательная.

  • Формировать доброжелательное отношение к сверстникам, взрослым, к животным.

4. Мотивационная.

Формировать познавательный интерес ребенка за счет:

  • доброжелательной психологической атмосферы;
  • учета индивидуальных, возрастных особенностей детей;
  • привлекательной для детей формы занятия.

Ожидаемый результат: дополнительные знания детей о домашних животных, положительная динамика в развитии когнитивных процессов и эмоционально- личностной сфере.

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС:

«Познавательное развитие» - закрепление знаний и получение новой информации о жизни домашних животных(где живут, где и кем пасутся, что едят, какую пользу приносят людям, как правильно произносятся названия животных и их детенышей).

«Речевое развитие» - пополнение словаря словами, относящимися к теме домашних животных, актуализация фразовой речи, через стимулирование  педагога детей на развёрнутые ответы, использование пальчиковой гимнастики: «Довольна корова своими телятами» и дыхательной гимнастики: «Пастушок играет».

«Социально-коммуникативное развитие» - поддерживание потребности в общении со взрослым, как источником разнообразной информации о мире (тема «Домашние животные»), постоянная поддержка обратной связи с детьми.  Использование специальных упражнений на развитие коммуникативно-личностной и эмоциональной сферы: «Добрый взгляд», «Улыбка в подарок», «Поделись с другом», «Теплые ладошки».

«Художественно-эстетическое развитие» - восприятие классической музыки: песня из оперы «Майская ночь» (Н.А. Римский-Корсаков),  творческая работа на песке: выкладывание из цветных камушков заборчика для загона  домашних животных.

 «Физическое развитие» - развитие мелкой моторики, дыхания, обогащение двигательного опыта посредством подвижных игр «Поменяйтесь местами те, кто…», содействие правильному выполнению движений по образцу взрослого. Создание условий, способствующих устойчивой работоспособности и сопротивляемости организма утомлению (смена видов деятельности, формирование предпосылок здорового образа жизни, через подвижные игры и игры на развитие дыхания и  мелкой моторики руки).

Ход занятия

I этап. Организационный. 

1.Приветствие. (Презентация: 1 слайд -  фото детского сада).

2. Упражнение «Теплое рукопожатие».

-Поприветствуем друг друга теплым рукопожатием и доброй улыбкой.

3.Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

-Ребята, а у кого из вас сейчас хорошее рабочее настроение? Поднимите руки. Поменяйтесь местами.

II этап. Мотивационный.

-Хорошо мы поприветствовали друг друга, настроились на хорошую работу. Ребята мы с вами сейчас находимся в городе, а хотели бы вы попасть в деревню?

1.Игровой момент «Попадание в деревню».

-Глазки сильно закрываем, сидя на стульчике, шагаем, 1,2,3 и в деревню мы пришли! Открывайте глазки и посмотрите на экран. (2 слайд – домашние животные в деревне).

-Кого мы с вами видим? Правильно, домашних животных.

2.Мотивационный момент «Как помочь овечкам?» (3 слайд – стадо овец на поле. Песня из м/ф «Мы бедные овечки никто нас не пасёт… »)

-А это кто пасется на лугу? Да, овечки.

-Давайте послушаем, какую песню они нам споют.

-Почему овечки бедные?

-Да. Если их никто не будет пасти, то они могут потеряться или их может утащить волк.

-Ребята кто же может пасти овечек? Да, человек. (4 слайд – пастушок с дудочкой и овечками на поле).

-Да. Такого человека называют – пастух. Пастушок играет в дудочку и собирает около себя овечек или других домашних животных. Давайте сейчас попробуем, как пастушки поиграть в дудочку. Стоя.

III этап. Практический.

1.Дыхательное упражнение «Пастушок с дудочкой».

-Ребята, давайте поиграем еще в одну игру и, за одно, вспомним других домашних животных.

2.Пальчиковая гимнастика «Довольна корова своими телятами».

3.Дидактическая игра с использованием иллюстрационного материала и магнитной доски «Нади детёныша».

-Ребята, обратите внимание на доску – здесь тоже есть животные, только детеныши все перепутались, давайте поможем мамам найти своего детеныша. Я покажу, как мы это будем делать, а вы продолжите.

4.Упражнение с использованием цветного песка и разрезных картинок «Раскопки».

-Хотите узнать еще больше о домашних животных? Только нужно почистить наши ручки очищающим гелем.

-Ручки трем, трем, трем и в замочек соберем, и погладим наши ручки, чтоб работалось им лучше.

-Нам в этом поможет цветной песочек. Присаживайтесь напротив подносов с песком. Раскапывайте пальчиками песочек, найдете там части разрезанных картинок. Их необходимо отряхнуть от песка над подносом, положить на стол рядом с подносом и попробовать сложить картинку. Кто первый соберет, тот поднимает руку.

5.Упражнение с использованием цветного песка и маленьких цветных керамических камней, миниатюрных пластмассовых игрушек (домашние животные), плоскостных шаблонов геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник) «Построй загон для животного». (5 слайд - овцы в загоне).

-Когда пастушок устает или наступает ночь он заводит животных в загон, огороженный забором для того чтобы они не разбежались. Давайте, попробуем тоже построить загон для животных, только забор будет из камушков, а форма загона у каждого разная. Я буду показывать, а вы называйте форму фигуры.Я раздам каждому, а вы в своих подносах на песке выложите забор вокруг каждой фигуры. А затем поставьте туда (в загон) свое животное.

-Молодцы! Нам пора возвращаться. Обработаем ручки снова очищающим гелем.

6.Игровой момент «Возвращение в детский сад». (6 слайд – фото детского сада).

-Глазки сильно закрываем, сидя на стульчике, шагаем, 1,2,3 и обратно мы пришли! В наш детский сад.

IV этап. Рефлексивный. 

1.Рефлексивный круг «Что узнали? Что понравилось?»

-Что нового  узнали? Что понравилось?

2. Подарок на память «Подари другу». (С 7-12 слайды – семейства домашних животных).

-Я хочу вам подарить подарки картинки с семьями животных. Мы с вами повторили, как называются мамы и детеныши животных, а вот про пап не вспоминали. Вам задание, когда вы придете в группу, то раздадите товарищам в группе по картинке, найдете на этой картинке папу в каждом семействе и раскрасите. А воспитатель вам подскажет, как же правильно называются папы в каждом семействе домашних животных.

3.Упражнение  «Паровозик теплых ладошек». (Музыка  из оперы «Майская ночь» (Н.А. Римский-Корсаков).

-Похвалите друг друга за отличную работу на нашей встрече. Одной рукой – левой нужно погладить теплой ладошкой по спинке товарища впереди стоящего, а правой рукой попрощаться с нашими гостями.

-До свидания!

Список использованной литературы:

  1. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды:учеб.-метод. Пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
  2. Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с. (библиотека Логопеда)
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. С-П. Речь, 2007.

Список использованных музыкальных произведений:

  1. Классическая музыка: песня из оперы «Майская ночь» (Н.А. Римский-Корсаков)
  2. Фрагмент песни «Мы бедные овечки…» из детского м/ф.

Список использованныхинтернет-ресурсов для создания презентации:

  1. Изображение на слайде – картинки  из поисковой системы  «Яндекс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми состоит из 20 занятий. Продолжительность занятий 25-30 мин, 1-2 раза в неделю....

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

Из опыта работы на тему: "Использование игрового стретчинга как здоровье-сберегающей технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Проблема здоровья дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества. В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие должно быть направлено на приобретение опыта двигательной деятельно...

ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, раскрывается потенциал логопедической ритмики во взаимодействии со ...