Использование цветного песка педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии.
Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Песочница может помочь освоить любые темы во время обучения, усвоить разнообразные понятия («Фрукты», «Овощи», «Звери», «Насекомые»). Работать можно и с цветным песком. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.
Занятия с использованием цветного песка способствую развитию у детей творческих способностей, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, речи и познавательных процессов. Так же дети учатся ориентироваться на плоскости прямоугольного подноса с цветным песком, напоминающего тетрадный лист (верхний правый угол, нижний левый, середина…), эти умения пригодятся детям в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование цветного песка педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии.
Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Песочница может помочь освоить любые темы во время обучения, усвоить разнообразные понятия («Фрукты», «Овощи», «Звери», «Насекомые»). Работать можно и с цветным песком. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.
Занятия с использованием цветного песка способствую развитию у детей творческих способностей, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, речи и познавательных процессов. Так же дети учатся ориентироваться на плоскости прямоугольного подноса с цветным песком, напоминающего тетрадный лист (верхний правый угол, нижний левый, середина…), эти умения пригодятся детям в школе.
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста
с использованием элементов песочной терапии «Домашние животные»
Педагог-психолог первой квалификационной категории: Вялова Ирина Викторовна
ОУ: МБДОУ «Добрянский детский сад № 10», г. Добрянка, Пермский край
Направление: познавательно-речевое
Возраст воспитанников: 5-6 лет.
Тема: «Домашние животные»
Цель: эмоционально-личностное, познавательное-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через освещение темы «Домашние животные» с использованием цветного песка.
Задачи.
1. Образовательные.
- Обогащать словарный запас детей, в соответствие с темами занятия.
- Овладевать представлением об окружающем мире в рамках темы.
2. Развивающие.
- Развивать потребности в выражении творческого потенциала.
- Развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь, мелкой моторики руки).
3. Воспитательная.
- Формировать доброжелательное отношение к сверстникам, взрослым, к животным.
4. Мотивационная.
Формировать познавательный интерес ребенка за счет:
- доброжелательной психологической атмосферы;
- учета индивидуальных, возрастных особенностей детей;
- привлекательной для детей формы занятия.
Ожидаемый результат: дополнительные знания детей о домашних животных, положительная динамика в развитии когнитивных процессов и эмоционально- личностной сфере.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС:
«Познавательное развитие» - закрепление знаний и получение новой информации о жизни домашних животных(где живут, где и кем пасутся, что едят, какую пользу приносят людям, как правильно произносятся названия животных и их детенышей).
«Речевое развитие» - пополнение словаря словами, относящимися к теме домашних животных, актуализация фразовой речи, через стимулирование педагога детей на развёрнутые ответы, использование пальчиковой гимнастики: «Довольна корова своими телятами» и дыхательной гимнастики: «Пастушок играет».
«Социально-коммуникативное развитие» - поддерживание потребности в общении со взрослым, как источником разнообразной информации о мире (тема «Домашние животные»), постоянная поддержка обратной связи с детьми. Использование специальных упражнений на развитие коммуникативно-личностной и эмоциональной сферы: «Добрый взгляд», «Улыбка в подарок», «Поделись с другом», «Теплые ладошки».
«Художественно-эстетическое развитие» - восприятие классической музыки: песня из оперы «Майская ночь» (Н.А. Римский-Корсаков), творческая работа на песке: выкладывание из цветных камушков заборчика для загона домашних животных.
«Физическое развитие» - развитие мелкой моторики, дыхания, обогащение двигательного опыта посредством подвижных игр «Поменяйтесь местами те, кто…», содействие правильному выполнению движений по образцу взрослого. Создание условий, способствующих устойчивой работоспособности и сопротивляемости организма утомлению (смена видов деятельности, формирование предпосылок здорового образа жизни, через подвижные игры и игры на развитие дыхания и мелкой моторики руки).
Ход занятия
I этап. Организационный.
1.Приветствие. (Презентация: 1 слайд - фото детского сада).
2. Упражнение «Теплое рукопожатие».
-Поприветствуем друг друга теплым рукопожатием и доброй улыбкой.
3.Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
-Ребята, а у кого из вас сейчас хорошее рабочее настроение? Поднимите руки. Поменяйтесь местами.
II этап. Мотивационный.
-Хорошо мы поприветствовали друг друга, настроились на хорошую работу. Ребята мы с вами сейчас находимся в городе, а хотели бы вы попасть в деревню?
1.Игровой момент «Попадание в деревню».
-Глазки сильно закрываем, сидя на стульчике, шагаем, 1,2,3 и в деревню мы пришли! Открывайте глазки и посмотрите на экран. (2 слайд – домашние животные в деревне).
-Кого мы с вами видим? Правильно, домашних животных.
2.Мотивационный момент «Как помочь овечкам?» (3 слайд – стадо овец на поле. Песня из м/ф «Мы бедные овечки никто нас не пасёт… »)
-А это кто пасется на лугу? Да, овечки.
-Давайте послушаем, какую песню они нам споют.
-Почему овечки бедные?
-Да. Если их никто не будет пасти, то они могут потеряться или их может утащить волк.
-Ребята кто же может пасти овечек? Да, человек. (4 слайд – пастушок с дудочкой и овечками на поле).
-Да. Такого человека называют – пастух. Пастушок играет в дудочку и собирает около себя овечек или других домашних животных. Давайте сейчас попробуем, как пастушки поиграть в дудочку. Стоя.
III этап. Практический.
1.Дыхательное упражнение «Пастушок с дудочкой».
-Ребята, давайте поиграем еще в одну игру и, за одно, вспомним других домашних животных.
2.Пальчиковая гимнастика «Довольна корова своими телятами».
3.Дидактическая игра с использованием иллюстрационного материала и магнитной доски «Нади детёныша».
-Ребята, обратите внимание на доску – здесь тоже есть животные, только детеныши все перепутались, давайте поможем мамам найти своего детеныша. Я покажу, как мы это будем делать, а вы продолжите.
4.Упражнение с использованием цветного песка и разрезных картинок «Раскопки».
-Хотите узнать еще больше о домашних животных? Только нужно почистить наши ручки очищающим гелем.
-Ручки трем, трем, трем и в замочек соберем, и погладим наши ручки, чтоб работалось им лучше.
-Нам в этом поможет цветной песочек. Присаживайтесь напротив подносов с песком. Раскапывайте пальчиками песочек, найдете там части разрезанных картинок. Их необходимо отряхнуть от песка над подносом, положить на стол рядом с подносом и попробовать сложить картинку. Кто первый соберет, тот поднимает руку.
5.Упражнение с использованием цветного песка и маленьких цветных керамических камней, миниатюрных пластмассовых игрушек (домашние животные), плоскостных шаблонов геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник) «Построй загон для животного». (5 слайд - овцы в загоне).
-Когда пастушок устает или наступает ночь он заводит животных в загон, огороженный забором для того чтобы они не разбежались. Давайте, попробуем тоже построить загон для животных, только забор будет из камушков, а форма загона у каждого разная. Я буду показывать, а вы называйте форму фигуры.Я раздам каждому, а вы в своих подносах на песке выложите забор вокруг каждой фигуры. А затем поставьте туда (в загон) свое животное.
-Молодцы! Нам пора возвращаться. Обработаем ручки снова очищающим гелем.
6.Игровой момент «Возвращение в детский сад». (6 слайд – фото детского сада).
-Глазки сильно закрываем, сидя на стульчике, шагаем, 1,2,3 и обратно мы пришли! В наш детский сад.
IV этап. Рефлексивный.
1.Рефлексивный круг «Что узнали? Что понравилось?»
-Что нового узнали? Что понравилось?
2. Подарок на память «Подари другу». (С 7-12 слайды – семейства домашних животных).
-Я хочу вам подарить подарки картинки с семьями животных. Мы с вами повторили, как называются мамы и детеныши животных, а вот про пап не вспоминали. Вам задание, когда вы придете в группу, то раздадите товарищам в группе по картинке, найдете на этой картинке папу в каждом семействе и раскрасите. А воспитатель вам подскажет, как же правильно называются папы в каждом семействе домашних животных.
3.Упражнение «Паровозик теплых ладошек». (Музыка из оперы «Майская ночь» (Н.А. Римский-Корсаков).
-Похвалите друг друга за отличную работу на нашей встрече. Одной рукой – левой нужно погладить теплой ладошкой по спинке товарища впереди стоящего, а правой рукой попрощаться с нашими гостями.
-До свидания!
Список использованной литературы:
- Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды:учеб.-метод. Пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
- Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с. (библиотека Логопеда)
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. С-П. Речь, 2007.
Список использованных музыкальных произведений:
- Классическая музыка: песня из оперы «Майская ночь» (Н.А. Римский-Корсаков)
- Фрагмент песни «Мы бедные овечки…» из детского м/ф.
Список использованныхинтернет-ресурсов для создания презентации:
- Изображение на слайде – картинки из поисковой системы «Яндекс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста.
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми состоит из 20 занятий. Продолжительность занятий 25-30 мин, 1-2 раза в неделю....
План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...
План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»
План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...
Коррекционно-развивающее занятие с тревожными детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Я владею собой»
Занятие с тревожными детьми старшего дошкольного возраста...
Из опыта работы на тему: "Использование игрового стретчинга как здоровье-сберегающей технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Проблема здоровья дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества. В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие должно быть направлено на приобретение опыта двигательной деятельно...
ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, раскрывается потенциал логопедической ритмики во взаимодействии со ...