Практический семинар для педагогов: «Развитие аналитического мышления педагогов по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп».
методическая разработка по теме
Метод «Шесть шляп мышления» применяется при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как удобный способ управлять мышлением и переключать его. С помощью этого метода педагоги или их воспитанники могут научиться лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый тип намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Данный практический семинар рекомендован для работы с педагогами | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодняшний наш семинар будет не совсем обычным. Он называется «Развитие аналитического мышления педагогов по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп».
Метод «Шесть шляп мышления» применяется при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как удобный способ управлять мышлением и переключать его. С помощью этого метода педагоги или их воспитанники могут научиться лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый тип намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.
Ах, как хотелось бы каждому из нас быть всегда здравомыслящим, дальновидным, беспристрастным, владеющим полной информацией, в меру эмоциональным и позитивно мыслящим! Но только единицы могут похвастаться тем, что владеют таким бесценным даром. Возможно ли, обрести этот, воистину волшебный дар нам, простым смертным? Возможно.
Методика «Шесть шляп мышления» это простой и удобный инструмент, чтобы научиться лучше:
- работать с информацией;
- находить выгоды и возможности;
- использовать интуицию;
- критически анализировать проблемы;
- генерировать творческие идеи;
- организовывать свое мышление.
Характеристика шляп мышления.
Белая шляпа - объективные факты и цифры. Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации, подкрепляющей определенную точку зрения. Факты чаще приводятся с какой-то целью, чем сообщают о том, что действительно есть на самом деле. И здесь важно выяснить как то, что человек знает по данному вопросу, так и то, что он не знает. Можно задать себе и оппоненту следующие вопросы:
- какая информация имеется;
- какая информация необходима;
- как и где получить недостающую информацию?
Ключевые моменты:
- отметить конфликтующие/противоречащие точки зрения;
- оценить уместность и точность информации;
- отделить факты от предположений;
- определить действия, необходимые для устранения пробелов;
- узнать о настроениях и эмоциях.
Красная шляпа - мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления (интуицией, предчувствиями). Мышление в красной шляпе является почти полной противоположностью мышлению в белой шляпе - нейтрального, объективного, почти полностью лишенного эмоциональных оттенков. Однако оно играет важную роль. Если исключить эмоции и чувства как компоненты из процесса мышления, то они спрячутся на заднем плане и будут незаметно влиять на мышление, искажать видение и в итоге направлять фокус внимания в одну сторону, не давая широты восприятия всей картины в целом.
Мышление в красной шляпе позволяет прояснить:
- что я сейчас чувствую;
- что мне подсказывает интуиция;
- что говорит мой «внутренний голос».
Кроме того, хорошее решение должно завершаться эмоциями. Эмоции являются очень надежным индикатором удовлетворенности ходом рассмотрения вопроса, решением и возможными последствиями.
Ключевые моменты использования красной шляпы:
- ограничиться 30 секундами;
- разрешено выражать чувства, подсказки интуиции и «внутреннего голоса»;
- не нужно оправдываться и объяснять причины своих чувств;
- использовать как часть мыслительного процесса, способствующего принятию решения;
- применять после принятия решения.
Черная шляпа - мышление в Черной шляпе должно быть основано на логике соответствия и несоответствия. Это не «я тебе докажу, что ты не прав», это критический анализ проблемы. Мышление в черной шляпе предназначено для того, чтобы представлять все в черном свете. Тут нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться.
Вопросы, которые мы задаем «под Черной шляпой»:
- каковы возможные проблемы;
- каковы вероятные сложности;
- на что нужно обратить внимание;
- в чем опасность?
Ключевые моменты Мышления в Черной шляпе:
- помогает в принятии правильного решения;
- указывает на сложности;
- исследует слабые моменты;
- может совпадать с белой шляпой;
- исключительно эффективный инструмент оценки при использовании после Желтой шляпы.
Желтая шляпа - требует сознательного усилия. Желтая шляпа антагонист черной, она позволяет видеть выгоды и достоинства. Мысленно надев желтую шляпу, обучающийся превращается в оптимиста, ищет позитивные перспективы, но свое видение должен обосновать.
Вопросы «под Желтой шляпой»:
- каковы преимущества;
- каковы положительные стороны;
- в чем ценность;
- привлекательна ли концепция данного предложения;
- можно ли это воплотить в жизнь?
Зеленая шляпа мышления имеет непосредственное отношение к новым идеям и взглядам на вещи. Надевая Зеленую шляпу, человек выходит за рамки старых идей, чтобы найти что-то новое. Зеленая шляпа связана с изменениями. Мышление в Зеленой шляпе представляет собой намеренное и сконцентрированное усилие ума, направленное на поиск творческих идей и альтернатив.
Вопросы «под Зеленой шляпой»:
- какие творческие идеи имеются;
- каковы возможные альтернативы;
- как преодолеть сложности, обнаруженные под Черной шляпой?
Творческий подход необходим, когда все остальные методы оказались безрезультатными. Творческое мышление может потребовать провокационных высказываний с заведомо иррациональными идеями. Оно включает в себя «мыслительный эксперимент», при подключении же Желтой и Черной шляпы можно провести оценку предложенных альтернатив и неординарных решений (каковы хорошие стороны?; в чем трудности и опасности?).
Синяя шляпа - особая шляпа. Это рефлексивное мышление, мышление о мышлении. Под Синей шляпой человек управляют процессом восприятия и переработки поступающей информации. Фокусирование - одна из ключевых ролей Синей шляпы. Постановка вопроса - самый простой способ фокусирования мышления. Здесь нужны определенные навыки и умения: умение задавать правильные вопросы, умение точно определить и сформулировать проблему, умение поставить задачу для мышления. Под Синей шляпой делаются обобщения и выводы (наблюдение и обзор; комментарии; подведение итогов).
Вопросы «под Синей шляпой»:
- с чего начать;
- что на повестке дня;
- каковы цели;
- какие шляпы использовать;
- как подвести итог;
- что делать дальше?
Ключевые моменты под Синей шляпой:
- фокусирует и перенаправляет внимание;
- фиксирует требования к мыслительному процессу;
- запрашивает резюме;
- принимает или запрашивает решения.
Я вам предлагаю немного поиграть в сказку. Нам, как педагоги, воспитывая и обучая своих детей, необходимо применять индивидуальный подход и уметь прогнозировать результат своих действий. Иногда для этого мы располагаем не такой большой информацией, как нам хотелось бы. По разным причинам. Так вот, для развития этого навыка, я предлагаю вам сказочное упражнение «Шесть шляп старого Шляпника»
Сначала я прочту вам притчу о нем. А потом мы в вами выполним небольшое интересное задание..
«Давным-давно, а, может, и недавно, жил на свете старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств, был у него только лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и воодушевленными выходили люди из мастерской старого Шляпника, унося свой заказ. Стоит ли говорить, как славился своим умением Мастер, как благодарны были ему люди за шляпы, несущие Великий секрет Великого Мастера.
Шли годы. И настало время, когда старый Шляпник покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям славу Великого Мастера, мастерскую, обрезки цветного фетра и… шесть разноцветных шляп — белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю. Шляпы были настолько изысканы, что явно должны были в будущем принадлежать очень богатому и успешному человеку.
— Наверное, основное отцовское наследство — это те деньги, которые нам заплатит заказчик разноцветных шляп, — решили сыновья мастера. — Должно быть, они стоят очень дорого, и мы будем богаты! Мы разделим деньги поровну и отправимся странствовать по свету, чтобы найти свою судьбу, — планировали сыновья.
Но время шло, а богатый заказчик так и не появился.
И сыновья решили разделить между собой отцовское наследство.
— Я беру себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящна и восхитительна, что я смогу войти в ней в высшее общество.
И так были разобраны все шляпы. Но шляпы оказались волшебными. И тот, кто надевал шляпу определенного цвета, начинал руководствоваться в своей жизни тем типом мышления, который предполагала эта шляпа.
Прошло немало времени, прежде чем, повинуясь какому-то особому внутреннему чувству, сыновья старого мастера опять собрались все вместе под крышей отцовской мастерской. Оказывается, у сыновей шляпника, которые надели волшебные шляпы и отправившись путешествовать по миру, жизнь сложилась очень по – разному. В связи с этим я предлагаю вам в зависимости от цвета шляпы спрогнозировать, как сложилась жизнь каждого из братьев. Каждой группе составить небольшой рассказ об одном из них. Отразить в рассказе, каким человеком стал тот или иной брат, какую профессию он себе выбрал. А потом мы сравним ваши предположения с притчей.
Ответы:
1. Сын, взявший себе Белую шляпу, стал важным человеком, он занимал высокий пост советника в одной могущественной стране. Он был четок и беспристрастен. Излагая историю своей жизни, он перечислял факты и события, опуская свои переживания. Братья дивились таким переменам, но слушали с большим уважением.
2. Хозяин Черной шляпы стал остроумным и язвительным. Рассказывая о людях, с которым его свела судьба, он метко и красочно описывал их слабости и пороки, создавая гротесковые портреты. Казалось, он живет в стране мелочных и туповатых людей, хотя было известно, что жители города, в котором поселился второй сын мастера, были достойными гражданами. Между тем, этот сын Шляпника сделал неплохую карьеру, так как умел предупреждать у местного бургомистра ошибочные решения.
3. Желтая шляпа сделала третьего сына Шляпника неисправимым оптимистом. Оказывается, он живет в лучшем в мире городе, жители которого замечательные люди. Он радуется восходам и закатам, бегает трусцой, разводит цветы и занимается благотворительностью.
4. Пока братья рассказывали свои истории, только один из них постоянно нетерпеливо вскакивал, то радостно аплодировал, то в отчаянии заламывал руки, то раздраженно бросал свою Красную шляпу. Братья наблюдали за ним с интересом — ведь не каждый так эмоционально реагирует на жизненные приключения. Оказалось, четвертый сын Шляпника стал актером, сценическое имя которого всем пятерым было хорошо известно! Хозяин Красной шляпы был актером без амплуа. Благодаря его эмоциональности и чувствительности он гениально играл и драматические, и комические, и трагические роли. Как он и хотел, он стал очень знаменитым. Но вот беда, в обычной жизни ему так и не удалось научиться сдерживать свои чувства…
5. Зеленая шляпа. Когда очередь рассказывать историю дошла до пятого сына Шляпника, тот молча разложил на столе фотографии. Братья взглянули и увидели своего брата в обществе знаменитых людей. Вот ему пожимает руку президент сильнейшего государства, вот он дает интервью знаменитому журналисту, вот он участвует в открытии своей выставки… Хозяин Зеленой шляпы был знаменит, но скромен. Он был образован в различных областях, прекрасно рисовал, сочинял стихи и музыку. Ко всему, за что он брался, он подходил неожиданно, нетрадиционно. На его счету было немало изобретений в различных областях. Крупнейшие компании приглашали его консультантом, его идеи принесли успех многим людям.
6. И вот, последний из сыновей Шляпника снял свою Синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знания, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходили к нему за советом, а Король доверил ему воспитание наследника…
Вывод: Мы часто оказываемся в тупике своих мыслей, эмоций, переживаний, прогнозов на дальнейшее развитие ситуаций, опрометчивых слов и действий. Быть может, шляпы старого мастера помогли нам сегодня разобраться в себе и понять, какой великий урок преподносит нам жизнь, проводя через трудные жизненные ситуации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: Метод Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"
Назначение методаПрименяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.Цель методаНаучить людей ...
Развитие мышления по методике Э.де Боно _Шесть шляп мышления_
Презентация "Шляпы мышления"...
Семинар для педагогов «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».
Мы с вами живём в современном обществе, где развивается компьютеризация и нано - технологии.И поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями. Эффективное развитие инте...
Развитие мышления по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
laquo;В способности думать заключена основачеловеческой деятельности»Э. де Боно...
Практический семинар для педагогов ДОУ. Эффективное взаимодействия педагогов с родителями посредством общения.
Развитие коммуникативной компетенции педагога - залог эффективного взаимодействия с родителями дошкольников....
Семинар для педагогов: "Развитие логического мышления у детей в повседневной жизни".
Семинар для педагогов детского сада....
Применение методики Эдварда де Боно «Шесть шляп» при формировании представлений о родном городе
Метод "6 шляп" – один из самых продуктивных способов, помогающих организовать свое мышление. в последнее время, данный метод пользуется большой популярностью, так как с помощью него мо...