Развитие мышления по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
материал

Красникова Лидия Викторовна

«В способности думать заключена основа

человеческой деятельности»

Э. де Боно

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мышления по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» « В способности думать заключена основа человеческой деятельности» Э . де Боно https:// ds04.infourok.ru/uploads/ex/006a/00131339-9c489589/hello_html_m409b42ba.jpg Использование методики "Шесть шляп мышления" позволит воспитателям легко перейти на личностно – ориентированную модель обучения, видеть в ребенке полноправного партнера в педагогическом процессе, основанном на принципе сотрудничества . Родителям поможет создать игровую, творческую атмосферу, формируя тем самым важные черты личности ребенка. Шесть Шляп Мышления » (Six Thinking Hats) - один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно . Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. В основе « Шести шляп » лежит идея параллельного мышления. ККК Когда мы имеем дело с практическим мышлением, возникают три фундаментальные трудности: 1. Эмоции. Часто мы склонны не думать вообще, а опираться в наших действиях на чутье, эмоции и предрассудки. 2. Беспомощность. Нашей реакцией может быть чувство неадекватности: “Я не знаю, как об этом думать. Я не знаю, что делать дальше”. 3. Путаница. Мы пытаемся удержать в своем уме все сразу, одновременно. В результате концентрация внимания снижается, мы что-то забываем и выпускаем из виду . Белая шляпа: информация , вопросы . Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том: Красная шляпа : чувства, интуиция, э моции, предчувствия. В режиме красной шляпы у участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Мышление в чёрной шляпе предназначено для того, чтобы представить всё в чёрном свете. Тут нужно во всём видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться. Желтая шляпа логический позитив, преимущества Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Краткое изложение принципов использования шести шляп Применения Как уже говорилось, «Шесть шляп» можно использовать для любой умственной работы в самых разных областях и на самых разных уровнях. На личном уровне это могут быть, к примеру, важные письма, статьи, планы, решение проблем. В одиночной работе - планирование, оценка чего-либо, дизайн, создание идей. В групповой работе - проведение встреч, опять-таки оценка и планирование, разрешение конфликтов, обучение. Черная шляпа: критика , о сторожность, суждение , оценка. Зеленая шляпа: креативность, т ворчество, различные идеи, новые идеи, предложения. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет . Синяя шляпа: управление процессом, организация мышления, мышление о мышлении. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Почему «Шесть шляп»? Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных, поэтому, меняя шляпу, мы «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление; Во-вторых , шляпу очень легко надеть и снять, поэтому надевание « мыслеварительной » шляпы призвано помочь человеку обрести спокойное состояние, сосредоточиться на выполнении определённых мыслительных операций. В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, отнимающих время без всякой пользы, помогают договориться с собеседником, прийти к согласию. Главное: метод даёт возможность определять правила игры, а изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний, особенно в детские годы. Преимущества Цветные шляпы - это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять. Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров. Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным. Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая. Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени. Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом - эмоций, фактов, критики, новых идей . Четыре типа использования ШЛЯП 1 . Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут. «Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее?» «Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить ?» 2. Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее. «Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент». 3. Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении. «Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. Какие могут возникнуть неприятности, если поступим таким образом?» 4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шесть шляп мышления Эдварда де Боно

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эф...

Доклад на тему: Метод Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"

Назначение методаПрименяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.Цель методаНаучить людей ...

Презентация на тему: Развитие мышления по методике Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"

1.Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) - один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более э...

Практический семинар для педагогов: «Развитие аналитического мышления педагогов по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп».

Метод «Шесть шляп мышления» применяется при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как удобный способ управлять мышлением и переклю...

Конспект НОД по познавательному развитию «Русская народная игрушка» с использованием метода «Шесть шляп мышления»

Цель: Развитие ассоциативного мышления детей дошкольного возраста через обогащение представлений о народной игрушке.Программные задачи:Обучающие: Обогащать представления детей о русской наро...

Применение методики Эдварда де Боно «Шесть шляп» при формировании представлений о родном городе

Метод "6 шляп" – один из самых продуктивных способов, помогающих организовать свое мышление. в последнее время, данный метод пользуется большой популярностью, так как с помощью него мо...