План самообразования воспитателя Салимгариевой Екатерины Петровны 2019-2024 гг.
Личная карта Ф.И.О воспитателя: Салимгариева Екатерина Петровна Дата рождения: 15.02.1984г Образование (когда и какое учебное заведение закончил): 2006год, Лениногорский факультет Елабужского государственного педагогического университета Специальность по диплому: «Учитель физики со специализацией физика и техническое творчество» Место работы: МБДОУ «Детский сад №17 г. Лениногорска» МО «ЛМР» Занимаемая должность: воспитатель Дата назначения на должность: 14.02.2013г. Общий трудовой стаж: 8 лет Педагогический стаж: 8 лет Курсы повышения квалификации: «Психолого-педагогическая и методическая компетентности воспитателя ДОО как фактор успешности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте» в объеме 72 часов в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» 30.11.2019г. Курсы переподготовки: «Педагогика психология дошкольного образования» Институт экономики, управления и права (г. Казань). Срок обучения 24 октября 2014 года-16 марта 2015 года.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема самообразования: Развитие творческого самовыражения дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Цель: формирование у детей дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала. Задачи: - Знакомить с многообразием нетрадиционных техник изобразительной деятельности;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности;
- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Перечень вопросов по самообразованию: - изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
- продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Актуальность: «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционная изобразительная деятельность доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов изобразительной деятельности, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику "кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника "монотипия". Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Предполагаемый результат: 1. Умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
2. Умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
3. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
4.Сформированность практических навыков работы с бумагой и гуашью. Форма отчета по проделанной работе: презентация, фотоотчёт, открытые мероприятия с участием родителей воспитанников, выступление на муниципальных методических объединениях воспитателей дошкольного образования. Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | Аналитический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта Изучение образовательных технологий (выбор технологий для получения прогнозируемых результатов) | 2019 – 2020 год | Курсы повышения квалификации. Изучение ФГОС. Изучение психолого – педагогической литературы. | Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий) | 2020– 2021 год
| Публикация «Из опыта работы» (статья, доклад –показать промежуточные результаты ) на сайте Изучение литературы и интернет-сайтов по данной теме Изготовление игр, дидактических пособий | Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе) | 2021 – 2022 год
| Составление перспективного плана. Выступление на педсоветах по теме самообразования. Беседы, игры, образовательная деятельность, наблюдение за детьми в различных видах деятельности. Проведение мероприятий совместно с родителями, с детьми других групп | Диагностический | Проведение диагностики | 2022-2023 год | Проведение диагностики по всем образовательным областям и мониторинг детского развития. | Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы | 2023-2024 год | Презентация о проделанной работе. Отчёт о проделанной работе. Публикация накопленного материала на педагогических сайтах. Обмен опытом с коллегами. |
| |