Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
методическая разработка (младшая группа)
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_moya.docx | 116.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 7
г. Кропоткин
РАБОТА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
воспитателя
на 2021-2022 учебный год.
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Составил:
воспитатель
Шибкова И. В.
г. Кропоткин
2021 год
План работы
по самообразованию воспитателя
на 2021-2022 учебный год
Актуальность:
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут лепить из пластилина или соленого теста. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности »
Дата начала работы над темой: сентябрь 2021 г.
Предполагаемая дата окончания работы: сентябрь 2022 г.
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу.
Задачи:
- изучить литературу по данному вопросу;
- улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
- улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- улучшить общую двигательную активность;
- содействовать нормализации речевой функции;
- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
- совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
План работы по теме самообразования на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы и других источников | Сентябрь - май | 1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО «ЭКСМО». 2. «Энциклопедия развивалок» под. ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др. -М.:ООО «ЭКСМО». 3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера». 4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. –СПб: Изд. дом «Литера». 5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. –СПб: Изд. дом «Литера». 6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. –СПб: Корона-Век. 7. Интернет-ресурсы. | Анализ изученной литературы в плане по самообразованию. |
Работа с детьми | Сентябрь | 1 Сортёр | Развиваем сенсорные способности детей |
2 Пальчиковая гимнастика «Посчитаем» | Картотека №5 | ||
3 Самомассаж рук «Добываем огонь» | Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга. | ||
4 Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. | Развивать мелкую моторику пальцев | ||
5 Аппликация «Овощи» | Развивать мелкую моторику пальцев | ||
Октябрь | 1 Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков. | Развивать мелкую моторику пальцев | |
2 Пальчиковая гимнастика «Непоседа» | Картотека №9 | ||
3 Шнуровка | учить шнуровать предмет (вдевать и выдергивать шнурок в отверстиях с определенной стороны, воспитывать у детей способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики рук). | ||
4 Д/и «Оденем куклу на прогулку». | Упражнять детей в одевании и раздевании кукол. | ||
5 Д/и «Накорми Маши и Мишу» | Развитие мелкой моторики, координации, ловкости, усидчивости, тактильных ощущений. | ||
Ноябрь | 1 Д/и «Прищепки» | Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее. | |
2 Пальчиковая гимнастика «Осень» | Картотека №10 | ||
3 Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа. | Развивать мелкую моторику пальцев | ||
4 Игры с мозаикой | Развивать мелкую моторику пальцев, развитие умения выкладывать по образцу | ||
5 Самомассаж «Ручки греем» | Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони. | ||
Декабрь | 1.Упражнения с массажными мячиками " | Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. | |
2 Пальчиковая гимнастика «Зима» | Картотека №27 | ||
3 Рисование пальчиками "Посуда" силуэт посуды закрасить отпечатками разных цветов. | Силуэт посуды закрасить отпечатками разных цветов. | ||
4 Строим дом из кубиков | Привлекать детей к конструированию дома. Знакомить с деталями строительного материала. | ||
5"Лепим снежки большие и маленькие" | Из салфеток скатывание шариков разного размера | ||
Январь | 1 Д/и «Рисуем на манке». | Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук | |
2 Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». | Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | ||
3 Пальчиковая гимнастика «Мастер» | Картотека №40 | ||
4. "Помоги повару" | Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук | ||
5 Рисование ватными палочками «Морские, речные и аквариумные обитатели» | Улучшение моторики пальцев и осязательного восприятия, укрепление мышц руки | ||
Февраль | 1 Графическое упражнение «Проведи дорожку» | Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой. | |
2 Пальчиковая гимнастика «Солдаты» | Картотека №70 | ||
3 Д/и «Чудесный мешочек» | Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. | ||
4 Конструирование «Башня» | Привлекать детей к конструированию башенки. | ||
5 Музыкально – ритмические упражнения | Для развития мышц кисти и мелкой моторики. | ||
Март | 1 «Бусы для мамы из макарон» | Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. | |
2 Д/и «Лучики для солнышка» | Из прищепок лучики на желтом круге | ||
3 Пальчиковая игра «Мама -солнышко мое» | Картотека №62 | ||
4 Подарок для мамы «Цветочек» | Упражнять детей приклеивать детали | ||
5 Самомассаж «Стряпаем» | Развивать умения имитировать скатывание колобков. | ||
6 Мы посадим лучок | Упражнять делать луночки и сажать лук | ||
Апрель | 1 Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам» | Развивать умения правильно держать карандаш. | |
2 Пальчиковая гимнастика «Цветочки» | Картотека №54 | ||
3 Упражнение «Фонарики» | Формировать умение сжимать и разжимать кулачок. | ||
4 Рисование ладошками | Развивать кисти рук | ||
5 Конструирование лестница | Развивать умения детей сооружать лестницу | ||
Май | 1 Д/и «Складывание в бутылочку» | Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко. | |
2 Пальчиковая гимнастика «Вот какие мы большие» | Картотека №73 | ||
3 Игра «Где же, где же наши ручки?» | Развивать умения подражать движениям взрослого. | ||
4 Коллективное рисование праздничного салюта ( картонными втулками) | Развитие мелкой моторики рук | ||
5 "Посадка фасоли" | Дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена | ||
Работа с семьёй | Сентябрь | Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» | Буклет |
Октябрь | Папка – передвижка «Развиваем мелкую моторику» «Пальчиковые игры для малышей» | Папка – передвижка Памятка | |
Ноябрь | Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.» | Буклет | |
Декабрь | Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания» | Беседа | |
Январь | Нетрадиционная техника рисования для наших пальчиков | Мастер-класс для родителей | |
Февраль | «Рисуем манкой. Способы» | Презентация | |
Март | Подготовка к фотоотчету «Наши с мамой руки» | Фотовыставка | |
Апрель | «Наши умелые ручки!» | Выставка детского творчества «Наш вернисаж». | |
Май | Подготовка к фотоотчёту. | Годовой фотоотчёт. | |
Самореализация | Сентябрь - май | Сбор материалов по теме самообразования. | Папка с конспектами, отчётами, консультациями, фотографиями, работами по теме самообразования. |
Сентябрь | Подготовка плана работы по теме самообразования, поиск литературы к изучению. | План по теме самообразования. | |
Ноябрь | Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста». | Выступление на педсовете. | |
Март | Мастер-класс «Игры для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» | Выступление на семинаре-практикуме. | |
Май | Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. | Выступление на итоговом педсовете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию 2020-2022 учебный год на тему: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Самообразование - это обучение чему-то новому своими силами....
План по самообразованию воспитателя "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
План по самообразованию воспитателя "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"...
План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2021-2022 г.
Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс умственного и речевого развития ребенка, так как развитие руки находит...
ПЛАН по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 Калининского района ПЛАНпо самообразованиюТема: «Развитие мел...
План самообразования на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
План самообразования на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...
План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2022-2023г.
Планпо самообразованиюТема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».2022-2023г....
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...