«Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ»
методическая разработка на тему

«Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Майдаровская начальная школа- детский сад № 46

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

141533, Московская обл., Солнечногорский р-н, пос. Майдарово тел./ факс 8(496)263-71-31

                                                                                                           e-mail maidarovo46@mail.ru

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды   в ДОУ»

Подготовила и провела:

воспитатель младшей группы

Каширина Юлия Николаевна

2017 г

« Надо предпочесть того  педагога, который идет новыми путями; каждое его слово, каждый поступок несет на себе печать незабываемой новизны».

        Л.С. Выготский

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и обогащения  такого опыта расширяются при условии создания в группах детского сада предметно – развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную деятельность всех детей группы. Предметно – пространственная развивающая среда в учреждении является одним из важнейших критериев оценки качества образования.    Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. «Понятие «предметно – развивающая среда» определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующее содержание его физического и духовного развития».( С. Л. Новоселова).Можно сказать, что создание развивающей среды – это стержень, на который педагоги могут « нанизывать отдельные образовательные блоки.

        Инновационный подход к созданию предметно развивающей среды заключается в её индивидуализации, отражающей приоритетные направления работы каждого учреждения и включающей региональный аспект.  Например: формируя информационно – коммуникационную культуру дошкольника прежде всего обращаем внимание на то, что мы жители Белгородской земли и это находит отражение в развивающей среде.  Предметная среда должна носить характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Требования ФГОС к предметно развивающей среде:

  1. Предметно  - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы.
  2. Развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так же возможности для уединения.
  3. Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; учёт национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
  4. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.

        Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности, она обогащает личностное развитие, развитие всех  потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.         Предметную среду необходимо проектировать в соответствии  с той программой, которая реализуется в детском саду. Уметь создавать среду должен сам педагог.  Воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого воспитанника, знать группу в целом.  Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую , коммуникативную, стимулирующую и организационную функции. Правильно –организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства.

         Педагогические характеристики  построения развивающей среды  - это комфортность, безопасность, эстетичность, обеспечение самостоятельности и свободы выбора, богатство сенсорных впечатлений, возможности для исследования,  принцип  функциональности. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели здоровья , коммуникативные особенности, уровень речевого и общего развития детей, а также показатели эмоциональной  сферы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (  в том числе и техническими),соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, эксперементирование с доступными детям материалами, двигательную деятельность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в п.играх.

Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать целостности образовательного процесса ,но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.  При отборе предметного содержания важно ориетироваться на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), т.е на завтрашние возможности детей.

  Известно, что дети одного и того же возраста отличаются друг от друга своей работоспособностью, знаниями, развитием умений,  выносливостью, вдумчивостью, и т.д. Поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми. Одному ребенку можно сразу предложить сложное задание, и он с радостью начнет им заниматься, у другого оно вызовет растерянность. Педагоги должны учитывать это и насыщать предметную среду содержанием,  рассчитанным на разные уровни развития ребёнка, а  также на интересы мальчиков и девочек. Мальчикам нужны различные инструменты, девочкам предметы для рукоделия.

Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течении года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «сегодня» -материал, с которым дети начинают знакомиться во время какой- либо деятельности или в других организационных формах взаимодействия со взрослыми; «вчера» - материал исследованный, уже известный, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний;  «завтра»- материал с которым предстоит познакомиться.

             Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно,  побуждает любопытство и довольно легко запоминается. Эту особенность детской памяти воспитателю надо всегда учитывать. Память ребенка – это его интерес, так считают психологи. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей. Эмоциональное благополучие во взаимодействии  с предметным окружением дает возможность для самовыражения.

             В построении развивающего пространства целесообразно использовать преимущество принципа интеграции различных по содержанию видов деятельности.  Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том  числе и самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели.  При этом показателями развития ребенка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить цель, оборудовать  свое рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий,  добиваться результата ,проявляя при этом положительные –этические качества в общении со взрослыми и сверстниками.

Насыщенная  предметная среда становится основой для организации увлекательной , содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Таким образом, создавая предметно – пространственную среду любой возрастной группы  в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения.

         

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизайн-проект инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

Пояснительная записка и план реализации дизайн-проекта "В Сказку за сказкой" ...

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогаще...

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развива...

«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среде на прогулке»

«Инновационные подходы к созданию    предметно-развивающей  среде на прогулке»        ...