«ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».
статья на тему
В настоящее время детский сад стал местом, где воспитанники получают опыт эмоционального взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группах детского сада развивающей предметно – пространственной среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех воспитанников. Развивающая среда способствует становлению, утверждению у воспитанника чувства уверенности в себе, даёт ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
С введением ФГОС дошкольного образования, вопрос организации предметно – развивающей среды в группах детского сада, на сегодняшний день стоит особо актуально.
Именно поэтому, педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно – пространственной среды в группах детского сада, которая становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого воспитанника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orlova_a.i._statya.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».
Орлова А. И. воспитатель
МАДОУ «Детский сад «Белочка»
села Новая Таволжанка
Шебекинского района»
В настоящее время детский сад стал местом, где воспитанники получают опыт эмоционального взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группах детского сада развивающей предметно – пространственной среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех воспитанников. Развивающая среда способствует становлению, утверждению у воспитанника чувства уверенности в себе, даёт ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
С введением ФГОС дошкольного образования, вопрос организации предметно – развивающей среды в группах детского сада, на сегодняшний день стоит особо актуально.
Именно поэтому, педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно – пространственной среды в группах детского сада, которая становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого воспитанника.
Она должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения, образовательной программы.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех воспитанников к активной самостоятельной деятельности. Каждый воспитанник выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из–за игрового оборудования, пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих воспитанников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Свободная деятельность детей в центре художественного творчества, помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.
Необходимо помнить о том, что развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации, прежде всего, должна обеспечивать безопасность жизни воспитанников, а за тем, должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• эстетически-привлекательной.
Она не может быть построена окончательно. Необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно–развивающей среды в ДОУ, а также развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
В дошкольных образовательных организациях предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС дошкольного образования, где чётко прослеживаются все образовательные области, одна из которых художественно–эстетическое развитие.
Особое место в организации самостоятельной художественной деятельности детей в группе, отводится уголку изобразительной деятельности или, как его часто называют, центру детского творчества, так как изобразительная деятельность — одна из самых любимых у детей. Она позволяет воспитанникам отображать свои впечатления об окружающем, выражать своё отношение к ним. В нашей группе была создана обстановка для творческой активности воспитанников под название «Таким я вижу мир», способствующей возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности, на основании положения о наполняемости центров художественного творчества с учётом интегрированного подхода.
Для того, чтобы уголок изобразительной деятельности действительно стал центром детского творчества, необходимо было обратить внимание на условия его оформления и оснащения, а именно расположение зоны изобразительного творчества доступность, эстетичность, универсальность, подвижность; использование детского дизайна в оформлении; наличие произведений искусства; соблюдение возрастных требований; изобразительный материал: оборудование для рисования, лепки, аппликации; работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры); различная техника изобразительного творчества (образцы); знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры); жанры живописи; образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла); уголок художественного ручного труда (образцы тканей, бумаги и другого материала); наличие игрового персонажа «Мишка художник». Всеми любимый персонаж из мультипликационного фильма «Маша и Медведь».
В центре детского творчества размещены бумага для рисования, раскраски, цветная бумага и картон для аппликации, цветные карандаши, фломастеры. Представлены трафареты, лекала, различные линейки, природный материал, пластилин. Это способствует разнообразным проявлениям самостоятельного творчества детей.
Учёт гендерной специфики – предполагает обеспечение среды центра, как общим материалом, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек. Это могут быть подборки раскрасок, трафаретов, шаблонов, технологических карт последовательности выполнения изображения и лепки, карточки для индивидуальной работы для мальчиков и девочек. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. При этом важно иметь большое количество подручных материалов (верёвок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, пуговиц, бусин, резинок, которые творчески используются для решения различных игровых проблем).
Здесь же представлены красочные книги по детскому творчеству, где дети могут посмотреть образцы аппликации, поделок из пластилина и природных материалов; альбомы произведений известных художников; меняющиеся выставки детских работ, выставки народного творчества;
Представлена коллекция образцов народного декоративного искусства и небольшое собрание красочных книг и иллюстраций о народном творчестве; игры на развитие мелкой моторики рук.
Если в ходе образовательной деятельности воспитанники знакомятся с дымковским промыслом, то в центр развития детского творчества помещаем соответствующие поделки, предметы и иллюстрации.
Поделки используем для сюжетно – ролевой игры «Супермаркет», где воспитанники с удовольствием окунаются в реальную жизнь выбора и покупки, наиболее понравившегося сувенира.
Для ознакомления детей с видами изобразительного искусства с жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр) используются иллюстрации, репродукции, наборы открыток, дидактические игры. Репродукцию из подборки «Жанры живописи» можно использовать как наглядный материал для развития связной речи.
Разнообразить формы организации самостоятельной изобразительной деятельности воспитанников в центре развития детского творчества позволяют столы, мольберт, рулонная бумага для рисования.
Выставка работ детского творчества оформлена в виде настенной книги, в раздевалке. Родители могут полистать, сравнить с работами других детей.
В каждой группе необходимым элементом современного центра развития детского творчества имеются технические средства обучения. Это музыкальный центр с дисками, ноутбук с колонками, магнитная доска.
И всё это мы постарались создать, пополнить, так как воспитанники обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги, занимаясь плетением бус, браслетов. Здесь воспитанники получают возможность знакомиться с новыми материалами, обогащаются их тактильные ощущения. Во второй половине дня здесь же могут заниматься дети по карточкам для индивидуальной работы или заниматься творчеством по интересам.
Таким образом, правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда позволит каждому воспитаннику найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, так как именно это и лежит в основе развивающего обучения.
Список литературы:
1. Лыкова Е.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. – М,: Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «Сфера», 2009.-144., 8л. ил.
2. Справочник старшего воспитателя Центр развития детского творчества в группе.
-М.: ЗАО «МЦФЕР», № 1, 2016г. с.27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
В данной презентации проходит сравнение ФГТ и ФГОС...
Планирование НОД для детей младшего возраста по образовательной области «Речевое развитие» (в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)»
План-конспект для младшей группы.Речевое развитие....
Доклад "Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее-ФГОС ДО)
В данном докладе описаны три направления работы с родителями, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников....
дополнительного образования по краеведению «Мы на севере живем» для детей дошкольного возраста (Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)
Целью программы " Мой дом у полярного круга" является воспитание и развитие подрастающего поколения экологически грамотных людей, для которых забот о чистоте Земли, охране природы и о сохран...
Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошк...
Рабочая программа для средней группы (4-5 лет)составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 21-2022
СодержаниеЦелевой раздел. Пояснительная записка.3Приоритетные цели и задачи.4Региональные и культурно-национальные особенности.5Возрастные и индивидуальные особенности детей.5Срок реализации прог...
Рабочая программа для младшей группы (2-3года) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 о
Содержание программы Раздел 1. Целевой раздел программы31.1. Приоритетные цели и задачи31.2. Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам)51.2.1. Педагогическая диагностика достижения п...