Проектная деятельность в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
проект (старшая, подготовительная группа) по теме
Проектирование как метод работы в нашем детском саду появился сравнительно недавно. Это новый, емкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разных сторон. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом метод проектов дает возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу не только ребенку, но и взрослому.
ФГОС ДО ставит перед нами следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников: формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы.
Задачи нравственно-патриотического воспитания максимально реализуются в проектном методе, т.к. позволяют ребенку прожить тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить большой объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
В нашем детском саду для детей старшего дошкольного возраста используются следующие проекты, которые успешно решают задачи нравственно-патриотического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 «Зоренька», Советский район, город Нижний Новгород
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Проектирование как метод работы в нашем детском саду появился сравнительно недавно. Это новый, емкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разных сторон. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом метод проектов дает возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу не только ребенку, но и взрослому.
ФГОС ДО ставит перед нами следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников: формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы.
Задачи нравственно-патриотического воспитания максимально реализуются в проектном методе, т.к. позволяют ребенку прожить тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить большой объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
В нашем детском саду для детей старшего дошкольного возраста используются следующие проекты, которые успешно решают задачи нравственно-патриотического воспитания:
Старшая группа
Темы проектов и ведущие педагогические задачи | Варианты итоговых мероприятий |
Тема: «Мой родной город» Закрепить представление о родном городе. Познакомить с историей возникновения, именем основателя, древними постройками. Познакомить с именами знаменитых земляков, дать представление о сохранении памяти о них в названии улиц и площадей. Формировать чувство сопричастности с земляками. | Коллективное панно – коллаж с символами города. |
Тема: «Как живут люди в селах и деревнях» Закрепить знания о различиях города и села, сельскохозяйственных специальностях. Продолжать формировать обобщенное представление о домашних животных. Уточнить знания о внешнем виде, роли в хозяйстве, заботе о них человека. Уточнить представления о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, способах использования их в пищу.
| Презентация фотовыставки с рассказами детей об отдыхе в деревне. |
Тема: «Москва столица России» Познакомить с Красной площадью. Дать некоторые знания об истории Кремля, названия отдельных башен. Закреплять основы патриотических чувств. Расширять представления о родной стране. | Коллаж «Столица моей Родины» |
Тема: «Моя семья» Закреплять представление о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представление о родословной. Воспитывать заботливое и внимательное отношение к членам семьи. | Составление генеалогического древа семьи Оформление портфолио «Моя семья» |
Тема: «Имена и фамилии» Познакомить детей с назначением их имен, имен их родителей, объяснить понятия: имя, отчество, фамилия. Уточнить знание детьми имен, отчеств и фамилий своих родственников. Объяснить образование фамилий. Закрепить представление о своей гендерной принадлежности.
| Создание альбома «Что означают наши имена» |
Тема: «Защита Родины» Познакомить с обороной Москвы в годы Великой Отечественной войны. Дать понятие о почетной обязанности защищать свою Родину. Формировать понимание значимости героизма воинов во время войны. | Детское книгоиздательство «Защитники нашей Родины» |
Тема: «Мы живем в России» Закрепить знания о названии страны, её природе. Дать знание о богатстве России. Познакомить с географической картой, расположением на ней России. Воспитывать чувство гордости за свою страну. | Создание и презентация журнала «Страна, в которой мы живем» с детскими рассказами «Пожелания стране» |
Тема: «День защитника Отечества» Закрепить знания о родах войск, о службе в армии. Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как чтят их память. Воспитывать уважение к людям военных профессий. | Создание на основе интервью газеты «Защитники Отечества» Спортивный праздник для детей и пап «Защитники Отечества» |
Тема: «Знаменитые люди России» Уточнить знания о знаменитых россиянах и известных людях родного города. Воспитывать чувство гордости за свой народ. | Создание альбома «Знаменитые люди России» |
Тема: «Мы живем на Земле» Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле. Познакомить с многообразием людей на Земле. Познакомить с многообразием растительного мира на Земле, со значением растений в жизни человека. Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, их деятельности и культуре. Воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине. | |
Тема: «Россия – Родина моя» Обобщить систематизировать знания о России. Закрепить знания названий крупных российских городов, рек, знания о разнообразии природы, растительного и животного мира России. Формировать патриотические чувства, уважительное отношение к российской символике. Воспитывать гордость за свою страну. | Пополнение журнала «Страна, в которой мы живем» |
Тема: День Победы» Закрепить представление о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ. | Создание группового альбома «Имена Победы», составленного из семейных страниц об участниках войны. Концерт «День Победы» |
Тема: «Россия богата талантами» Обобщить знания о декоративно-прикладном искусстве России. Воспитывать гордость за талант русских мастеров. | Выставка предметов декоративно-прикладного творчества. |
Подготовительная группа
Темы проектов и ведущие педагогические задачи | Варианты итоговых мероприятий |
Тема: «Нужные профессии в городе» Закрепить и систематизировать знания о труде людей в промышленности, на транспорте, в строительстве, торговле. Воспитывать уважение к людям труда. | Презентация альбома «Профессии в городе и на селе» |
Тема: «Нужные профессии на селе» Закрепить знание о различиях между городом и селом. Обобщить знания о домашних животных. Дать знания о профессиях людей, работающих в овощеводстве, животноводстве. Уточнить представление о труде хлеборобов. Способствовать пониманию значимости с/х труда. Воспитывать бережное отношение к продуктам с/х труда. | |
Тема: «Раньше и теперь» Познакомить с историей одежды, мебели, посуды, часов и других предметов. Довести до понимания, что в истории вещей отражена история народа, история страны. | Создание мини-музея «Раньше и теперь» (с предметами прошлых лет и современными) |
Тема: «День пожилого человека» Воспитывать уважение к пожилым людям: как к своим бабушкам и дедушкам, так и ко всем представителям старшего поколения. Познакомить с профессиями бабушек и дедушек, наградами за профессиональную деятельность и другие достижения, с ролью старшего поколения в семье. | Социальная акция «Подарки для пожилых людей» Вечер досуга «День пожилого человека» |
Тема: «Промышленность и хозяйство родного города» Дать представление о промышленности и хозяйстве своего района, города. Уточнить знания о роли родителей в городском хозяйстве. | Презентация журнала «Промышленность и хозяйство родного города» |
Тема: «Москва» Уточнить и систематизировать знания о столице России. Продолжать формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны. Познакомить с историей возникновения Московского Кремля, гербом и гимном Москвы. Способствовать формированию гордости за свою Родину. | Презентация журнала «Город Москва – столица нашей Родины» |
Тема: «Государственная символика» Обобщить и закрепить знания о государственных символах России – гербе, флаге, гимне. Дать некоторые сведения о возникновении герба России. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам. | Коллективное панно – коллаж с государственной символикой. |
Тема: «День матери» Воспитывать чувство любви и заботливое отношение к маме. | Вечер досуга «День матери» |
Тема: «История моего города, история моей страны» Дать первоначальные представления об истории своей страны и родного города. Продолжать воспитывать гражданские чувства. | Презентация альбома с фотографиями «Нижний Новгород раньше и теперь»
|
Тема: «Они прославили Россию» Уточнить знания о россиянах, прославивших свою страну. Закрепить представления о знаменитых земляках. Рассказать, как чтят память людей, прославивших свой город и страну. Воспитывать гордость за своих земляков и за свою принадлежность к россиянам. | Презентация альбома «Они прославили Россию» (с фотографиями выпускников детского сада и родственниками воспитанников). |
Тема: «Земля – наш общий дом» Формировать представление об окружающем мире, его многообразии, разных странах и месте России. Познакомить с глобусом – моделью Земли и картой. Формировать чувство гордости за свою страну и свою причастность к россиянам. | Оформление карты мира с изображениями героев художественных произведений – представителей разных стран, фотографий летнего отдыха из семейного архива. |
Тема: «Разные страны и разные народы» Расширять представление о разных странах и их месте на карте Земли. Дать знания о различиях народов России и Земли. Формировать уважительное отношение к людям разных национальностей. | |
Тема: «Разнообразие растительного мира России» Познакомить с растительностью разных климатических зон России: тундры, тайги, средней полосы, степи, пустыни. Закреплять знание названий растений, произрастающих на территории своей области. Рассказать о красной книге своей местности. Дать представление о лекарственных и ядовитых растениях. | Создание макетов с разными климатическими зонами. |
Тема: «День рождения Российской армии» Расширять знания о родах войск, о службе в армии. Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как чтят их память. Воспитывать уважение к людям военных профессий. | Оформление коллекции атрибутов российской армии. Спортивный праздник для детей и пап «Защитники Отечества» |
Тема: «Имя и гражданство» Объяснить значение понятий: имя, отчество, фамилия; уточнить, когда ими пользуются. Закрепить знания детей о том, что обозначают их имена. Дать представление о том, что все живущие в России являются её гражданами. Право на имя и гражданство закреплено в Конвенции о правах ребенка. Формировать понимание своей принадлежности к гражданам России. | Создание и презентация альбома «Что означает моё имя» |
Тема: «Декоративно-прикладное искусство России» Дать представление об истории возникновения, о производстве и росписи предметов народного промысла. Воспитывать уважение к труду русских мастеров. Закрепить представление о творчестве мастеров декоративно-прикладного искусства. Дать представление об их производстве и росписи. | Создание мини-музея из предметов декоративно прикладного искусства |
Тема: «Наши защитники» Расширять представление о людях героических профессий – военных, полицейских, сотрудниках МЧС, пожарных. Формировать представление о мужчине – защитнике. Расширить и закрепить представления о российской армии, её функции защиты Отечества от врагов.
| Создание и презентация журнала «Люди героических профессий» |
Тема: «День Победы» Закрепить представление о том, как русские люди защищали свою страну в годы ВОВ, и как народ чтит память павших за свободу своей Родины. Воспитывать уважение к памяти героев, гордость за свою страну. | Социальная акция «Открытка ветерану» Концерт «День Победы» |
Как правило, мы используем краткосрочные проекты со сроком реализации - 1-2 недели, по составу участников - фронтальные, с использованием групповых и индивидуальных форм работы. Активными участниками проектов являются не только педагоги и дети, но также родители и сотрудники учреждений социума (детская библиотека, отдел образования Нижегородской епархии, музей воинской славы, Детский дом творчества и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектная деятельность в детском саду по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Цветущая весна"
проект по экологическому воспитанию...
Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста
Описание опыта работы музыкального руководителяХарламовой Виктории Александровны по теме: "Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у д...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....
Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»
Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...
Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"
Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"...
Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность.Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы д...
Проектная деятельность как средство развития нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Информационно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Связь поколений через музыку Великой Победы»...