Решение задач нравственно-патриотического воспитания детей через взаимодействие с семьёй.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Матвеева Елена Вячеславовна

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду является неотъемлемой частью разностороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны- созданной трудами родных и близких людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение  задач патриотического воспитания  детей через взаимодействие с семьёй.

В дошкольном возрасте происходит активное дошкольное детство- важный период в жизни ребёнка, когда формируется потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе и родной земле.

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду является неотъемлемой частью разностороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны- созданной трудами родных и близких людей.

В настоящее время задача по воспитанию патриотизма стоит на особо важном месте , так как мы можем наблюдать снижение воспитательного воздействия семьи и российской национальной культуры. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, нетерпимость. Довольно много людей, которые попросту не уважают свою страну, город, а зачастую и своих родителей, относятся к ним потребительски, не желая ничего давать взамен.

В этой связи, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность.

Чувство патриотизма многообразно по содержанию: любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности со всем окружающим, желание сохранять и приумножать богатство Родины. Работа по патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:              

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому , детскому саду, родной улице, городу;
  • Воспитания уважения к труду взрослых людей;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • Расширение представлений о России, её столице;
  • Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

В детском саду нередко приходится наблюдать, как вместо приветствия ребёнок обращается к пришедшей за ним маме  «А что ты мне купила? Что ты мне принесла?» Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен понять, любовь выражается в заботе о близких, в сочувствии и помощи им. Поэтому в дошкольном возрасте происходит формирование у ребёнка социальных и нравственных качеств к окружающим людям, к родным и близким. В традиционной культуре бабушки и дедушки, старшие братья и сестры объясняли ребёнку, как необходимо относиться к родителям, заботиться о них, помогать им. Сегодня в семьях очень часто некому обратить на это внимание ребёнка в силу занятости родителей, усталости и стрессовых состояний, которые сопровождают современную жизнь.

В детском саду организуется работа по тематическим разделам: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город», «Моя страна».

Темы повторяются в разных возрастных группах, но с изменением содержания, объёма познавательного материала. Отдельные темы приурочиваем к различным событиям , знаменательным датам и праздникам. Например, «Богатыри земли Русской»- в феврале (перед Днём защитника Отечества), «Наши космонавты» - в апреле(перед днём космонавтики) и т.д.

В рамках темы «Моя семья» воспитатель организует рассматривание картины «Моя семья», иллюстрации с изображением членов семьи, составление рассказов по картине и иллюстрациям, на основе произведений: Н. Саконская «О маме», Л. Николаенко «Доброта», Е. Серова «Мой папа», Е. Благининой «День рождения», «Наш дедушка», «Бабушка-забота», В. Драгунского «Сестра моя Ксения». Также рисовали с детьми по темам: «Моя семья», «Портрет моей мамы», «Мой самый любимый человек» и т.д.

Чтобы помочь детям понять, что такое семья, родные и близкие люди, социальные роли в семье, была необходима помощь родителей. Мы предложили родителям вместе с детьми собрать фотографии и изготовить «Семейный альбом. При рассматривании фотографий детьми, они рассказывали о своих близких.

Затем появилась идея создания родового древа семьи каждого ребёнка. Составление родословной подразумевает совместную деятельность детей и родителей, что сплачивает членов семьи, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нравственного развития ребёнка. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков.

Наиболее популярными форматами воздействия воспитателя с семьями являются встречи за круглым столом, концерты детей, консультации, совместные праздники, семейные встречи, выставки оформленных родителями фотоальбомов, фотогазеты, родительская почта.

По результатам педагогической работы по блоку «Семья» пополнилась предметно – развивающая среда группы. Были созданы-

  • Семейные альбомы воспитанников
  • Групповой альбом ласковых имен
  • Семейные древа
  • Макеты русской избы

У детей начал формироваться социальный опыт, возникла более тесная привязанность к близким людям. В процессе работы у ребенка постепенно начинает складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, совместные туристические походы и т.д.),то все это постепенно и основательно входит в социальный опят ребенка, как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова.

Материалы по ознакомлению с родным городом, страной, семьёй ребёнка я подбираю в зависимости от возраста детей и образовательных задач. Всё это позволяет организовать непосредственно образовательную деятельность в разнообразных формах и воспитывать у детей черты патриота и гражданина своей Родины. Ведь яркие впечатления, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

Которой её ты в детстве увидал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативный семинар для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание через взаимодействие с родителями»

Информация- рекомендация  для воспитательей при работе над нравственно-патриотическим воспитанием....

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёй

На современном этапе, перед педагогами дошкольных учреждений, стоит не только задача по  формированию  индивида с широким мировоззренческим кругозором, развитым интеллектом, но и воспитание ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёй.

Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной досуговой  деятельности взрослых и детей, так как  воспитание чувств –  процесс,  который невозможно...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы. Тема: "Берегите, люди ветеранов!"

Основы нравстенно - патриотического воспитания закладываются в дошкольном возрасте, наиболее сензитивном для формирования личности будущего гражданина своей Родины. Просто невозможно представить себе ...

Нравственно патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй в соответствии с ФГОС

Нравственно патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй в соответствии с ФГОС...

Статья: Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй.

Чувство патриотизма очень многогранно по своему содержанию. Это, прежде всего, любовь к близким людям, к своей семье, к родным местам, гордость за свою страну, за свой народ и привязанность к те...

«Повышение компетентности педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию через взаимодействие с социумом»

В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентнос...