ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников»
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Цель: познакомить педагогов с использованием регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23» Изобильненского городского округа Ставропольского края
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников»
Подготовила: Калашникова Светлана
Викторовна - воспитатель
высшей квалификационной категории
п. Солнечнодольск
2018 г.
Слайд 1
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Калашникова С. В.
Слайд 2
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников.
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.
Слайд 3
- Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
- Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в МБДОУ № 23 в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми Ставропольского края.
Слайд 4
- В соответствии с пунктом 2.6.ФГОС ДО, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий,
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.
Слайд 5
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
- 1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.
- 2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
- 3. Деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
- 4. Взаимодействие с родителями.
- 5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);
- 6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.
Слайд 6
- В связи с этим, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного посёлка.
- Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- - знакомить детей с особенностями и традициями посёлка Солнечнодольск;
- - формировать представления о родном посёлке: истории, улицах, профессиях;
- - знакомить с именами знаменитых земляков;
- - формировать знания о живой и неживой природе посёлка;
- -заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Слайд 7
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
- комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
- использование программ и технологий по краеведению;
- создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
- учет специфики организации и построения педагогического процесса;
- использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
Слайд 8
Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:
- принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
- принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
- принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития
- принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
- принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
- принципа учета этнокультурной ситуации развития детей
Слайд 9
Для эффективной реализации регионального компонента необходим так же ряд педагогических условий:
- Создание культурно-развивающей среды в ДОУ
- Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования
- Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума
- Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность
- Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Слайд 10
Интеграция регионального компонента
Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День смеха и др. Приобщаем детей к русской праздничной культуре. Отмечаем государственные праздники (День России, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы и др.); организуем празднование дней рождения детей группы, содействуем созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирующей чувство любви к близким, привязанности к сверстникам.
Слайд 11
В соответствии с одним из принципов ФГОС - учетом этнокультурной ситуации развития детей переработан и систематизирован материал по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему «Ознакомление детей с историей и культурой Ставропольского края» (конспекты праздников, развлечений, образовательных ситуаций, методические рекомендации, проекты, календарно-тематическое планирование и т. д.).
Данный опыт работы позволяет:
- - развить у дошкольников интерес к прошлому и настоящему Ставропольского края;
- - формировать у них представления о семье, доме, улице, экологической культуре;
- - приобщать к истокам народного творчества;
- - воспитывать чувство гордости за свою малую Родину
Осуществляя работу по региональному компоненту, мы стараемся больше узнать о культурных, исторических, природных, этнографических особенностях региона и рассказать об этом дошкольникам в разных видах образовательной деятельности, во время прогулок и экскурсий по родному посёлку, в ходе посещений музея СОШ №16.
Слайд 12
Для обеспечения образовательного процесса по региональному компоненту в группе широко используем предметно-пространственную развивающую среду.
- Важно для обеспечения реализации регионального компонента создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания центра краеведения в группе, мини-музеев, патриотических уголков. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.
- В нашей группе оформлен патриотический уголок. Содержание уголка подобрано в соответствии с требованиями ФГОС ДО, региональным компонентом («Ставропольское казачество», «Ставрополь – главный город Ставропольского края», «Наш посёлок», «Памятные места Ставрополя» и др.) и включает в себя подборку иллюстраций, альбомы, методическую, краеведческую, художественную литературу, наборы, открыток, фотографии и т. д.
Слайд 13
- Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками вовремя их подготовки. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение, так как процесс воспитания любви к малой родине должен быть двусторонним.
- При изучении краеведческих традиций Ставропольского края стараемся эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий, направленных на ознакомление детей с родным краем; оказываем практическую помощь родителям в подборе для дошкольников детской художественной литературы ставропольских авторов, знакомим с народными играми т.е. заинтересовываем родителей проблемой приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного края, посёлка, показываем им актуальность поднятой проблемы.
Слайд 14
Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:
- Приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;
- Овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;
- Определяет свою социальную роль;
- Имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;
- Обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;
- Учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;
- Приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;
- Развивает самостоятельность, творчество, инициативность;
Слайд 15
Вывод: таким образом, реализация регионального компонента в социально-коммуникативном развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС:
- - ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- -различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Слайд 16
Литература:
- Гаазов В.Л. Прогулки по Ставропольской возвышенности. – Ставрополь: 2003. – 172 с.
- Гаазов В.Л., Черная Т.К. Ставропольеведение .1 Часть– М.:Изд. Надыршин, 2010 .– 760 с.
- Годзевич Б.Л., Охонько Н.А., – Встречи с прошлым и настоящим (путеводитель по археологическому природному музею – заповеднику Татарское городище). – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. – 80с
- Дронов, А.В. Родные просторы – Ставрополь – 2001 – 64 с .
- Князев А.И. Разгаданные тайны. – Ставрополь – 1967 г.– 80 с
- Литвинова Р.М. Региональная культура Ставрополья – Ставрополь: Литера, 2010.– сборник 2 – 248с.
- Последов Ю.М. Фауна Ставрополья. – Ставрополь,– 2005 – 84 с
- Савельева В.В. Природное и природно-культурное наследие Ставрополья. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001 – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками.
Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;- развивать умение в...
Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»
Актуальность регионального компонента в дошкольном образовании несомненна, так как известно, что основа нравственного воспитания закладывается с малых летСодержание педагогической работы...
Национально-региональный компонент в поликультурном образовании и воспитании дошкольников.
laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...
Методическая разработка. Региональный компонент. Цикл бесед по патриотическому воспитанию дошкольников.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом. Дошкольный возраст: время растить патриотов Человек как личность формируется в младш...
Проект "Региональный компонент в формировании патриотических чувств у дошкольников"
В работе затронута проблема патриотического воспитания дошкольников. Указаны цели, задачи и значимость работы по ознакомлению детей с историей своего города, символикой, архитектурой, климатическими у...
«Игра, как одно из средств социализации детей с ТМНР».
Игра, как одно из средств социализации детей с ТМНР...
консультация для педагогов "Игра как одно из средств социализации дошкольников"
В дошкльном возрасте игра - основной вид деятельности....