МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста 1,5 – 3 лет»
консультация (младшая группа) на тему
Доказано, что сенсорное развитие напрямую отражается на умственном развитии ребенка. И этот факт не вызывает удивления. Получив полноценное сенсорное воспитание и проходя обучение в школе, ребенок будет быстрее и полноценнее воспринимать и запоминать изученный материал. Ведь основой умственного воспитания ребенка является сенсорное воспитание, которое обеспечивает обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Без сенсорного обучения практически невозможно полноценно обучить ребенка другим важным знаниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_sensornoe_razvitie_10.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»
141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16
МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
на тему:
«Особенности сенсорного развития
детей раннего возраста 1,5 – 3 лет»
Воспитатель
Мельникова Е.С.
20 марта 2018 г.
Cенсорному воспитанию в дошкольных учреждениях уделяют особую роль. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т п. Нельзя не недооценивать значение сенсорного развития в жизни ребенка. Именно в детском возрасте лучше всего оттачивать сенсорное восприятие малыша и помогать ему накапливать опыт об окружающем мире и представлений о нем.
Доказано, что сенсорное развитие напрямую отражается на умственном развитии ребенка. И этот факт не вызывает удивления. Получив полноценное сенсорное воспитание и проходя обучение в школе, ребенок будет быстрее и полноценнее воспринимать и запоминать изученный материал. Ведь основой умственного воспитания ребенка является сенсорное воспитание, которое обеспечивает обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Без сенсорного обучения практически невозможно полноценно обучить ребенка другим важным знаниям.
Сенсорное воспитание служит основой умственного воспитания, направлено на развитие у ребенка процессов восприятия и получения представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий, и чем они богаче, тем шире и многограннее будут сведения об окружающем мире, полученные ребенком. Современная педагогика считает, что сенсорное воспитание нужно осуществлять в процессе разных видов деятельности – при ознакомлении детей с окружающим миром, игровой, конструктивной, музыкально – двигательной, изобразительной.
Ребенка дошкольного возраста учат различать и называть цвета, форму предмета, сравнивать предметы по величине, усваивать пространственные ориентировки. Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (мягкий, твердый, холодный, теплый) и правильно называть их. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого и музыкального слуха. Таким образом, основное содержание работы по сенсорному воспитанию в детском саду определено как ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры и др. Если ребенок знаком с эталонами и их словесным обозначением, ему легче ориентироваться в окружающем мире. Он соотносит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей. Обеспечить усвоения детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами и есть способы обследования предметов , которым детей необходимо научить .Обследование –это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной деятельности. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму . пространственные отношения , цвет. Усвоение сенсорных эталонов и овладение способами обследования процесс длительный и сложный, включающий постепенный переход к более сложным формам восприятия. Развитие ощущений и восприятий происходит успешнее в условиях целенаправленной содержательной деятельности.
Сенсорное воспитание осуществляется в детском саду и на занятиях, и в повседневной жизни. Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека. Наблюдение природных явлений с детьми предусматривает прежде всего зрительное восприятие, включается осязание : дети трогают, гладят предметы. Если это цветы или плоды, пусть дети их понюхают. Общение с природой учить детей вслушиваться в пение птиц, шум дождя и т. д.
Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями и свойств – шестью цветами спектра ( кроме голубого ) белым и черным цветами, с такими формами , как круг ,квадрат, треугольник.
Знакомя детей со свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий, главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить по форме, величине, установить совпадение или несовпадение.
С детьми раннего возраста проводится игры – занятия по сенсорному воспитанию, в которых усвоение какого – либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в конструировании. Конструируя, ребенок учиться различать не только внешние качества предмета, у него еще развиваются познавательные и практические действия. Развитие у детей восприятия и представлений о цвете, форме, величине предметов осуществляется также в процессе обучения изобразительной деятельности.
Работая с детьми раннего возраста , я уделяю большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта через игры с дидактическим материалом.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего развития личности ребенка.
В процессе действий с предметами ребенок учиться различать их форму. Ребенка необходимо научить таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определять форму зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов, так как ребенок может еще не выделять зрительно форму и тем более не знать ее названия. В дальнейшем он определяет форму зрительно. Сначала делает это недостаточно точно. И лишь на основе длительного использования способов проб в самых разных ситуациях и на разных объектах у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы.
В своей работе с детьми раннего возраста стараюсь использовать много разнообразных дидактических игр, как на занятии, так и в свободной деятельности. Детям очень нравится играть в следующие дидактические игры : «Спрячь мышку», «разноцветные дорожки», «Помоги куклам найти свои игрушки». Наряду с дидактическими играми в работе с детьми по сенсорному воспитанию использую упражнения с дидактическими игрушками : матрешки, разнообразные вкладыши, мозаики, пирамидки и др. Игровое и обучающее начало в их особой конструкции : собирая красивую игрушку путем разнообразных действий дети видят сами правильность ( получается игрушка ) или неправильность своих действий. Стремление получить желаемый результат заставляет снова и снова, искать необходимые детали, лучше их рассматривать, различать по признакам. Эти упражнения, основаны на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек ( собрать, вложить в отверстие соответствующей формы, разложить ,составить целое из частей ),что позволяют совершенствовать сенсорный опыт детей, являются полезными для закрепления представлений об окружающем мире. Важность этих игр и упражнений еще и в том, что благодаря заложенному в них принципу самоконтроля они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей , развивать умение играть вместе , не мешая друг другу.
Для развития сенсорных способностей большое значение имеет развивающая предметно – пространственная среда, созданная в группе. В нашей группе имеется уголок сенсорного развития, где располагается дидактический стол с пособия для развития сенсорных способностей и мелкой моторики дошкольников. В своей работе с детьми я считаю главным : полное принятие ребенка таким, каков он есть, тесное сотрудничество с семьей, пошаговое развитие сенсорной культуры во всех сферах деятельности малыша.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. В раннем возрасте ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по–настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а впоследствии и создать его самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм....
мастер-класс для родителей "Стимулирование речевой активности детей раннего возраста"
В конспекте предлагаются способы и приемы, направленные на стимулирование речевой активности детей раннего возраста....
Мастер — класс для педагогов Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
Цели: познакомить педагогов с развитием сенсорных способностей детей раннего возраста.Задачи: обобщение передового опыта, повышение профессиональной компетенции педагогов; развитие творческой ак...
Мастер – класс для родителей. Тема: "Особенности организации деятельности - детское экспериментирование"
Данный мастер класс может быть интересен родителям, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное зан...
Мастер класс с родителями по лепке в группе раннего возраста на тему "Развитие мышления ребенка через мелкую моторику"
quot;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В.Сухомлинский. И, действительно, учеными давно доказана прямая взаимосвязь между мелкой моторикой и развитием речи у детей. Трудно перео...
Мастер-класс (видео- занятие) для родителей детей группы раннего возраста «Звонкая капель» с использованием нетрадиционной технике рисования. Тема недели «Весна в разгаре» 1 неделя апреля
В пособии представлен материал для обучения детей раннего возраста простейшим навыкам рисования. Предложенные в пособии занятия развивают восприятие, мелкую моторику рук, обучают графическим навыкам, ...
Мастер-класс для педагогов Тема: «Особенности развития у детей представлений о размере, форме и массе предметов»
Мастер-класс для педагоговТема: «Особенности развития у детей представлений о размере, форме и массе предметов»...
- Мне нравится (1)