« Какие народы живут в России».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Маковская Елена Александровна

Познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные,  дружелюбные чувства к  людям разных национальностей.

Уточнить представление о России , как  о родной стране,  объяснить детям понятие « гражданство» ,  воспитывать гражданско-патриотические чувства.

 Закрепить и расширить знания о основных статей из «Конвенции о правах  ребенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_pravovomu_vospitaniyu.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по правовому  воспитанию.

                                      Тема:

« Какие  народы живут в России».

( старшая группа № 11)

                                                                     

                                                 Воспитатель: Маковская Е.А.                                                                                                

                                                   

Программное содержание:

 Познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные,  дружелюбные чувства к  людям разных национальностей.

Уточнить представление о России , как  о родной стране,  объяснить детям понятие « гражданство» ,  воспитывать гражданско-патриотические чувства.

 Закрепить и расширить знания о основных статей из «Конвенции о правах  ребенка».

Оборудование и материалы: Иллюстрации с изображением людей в  национальных костюмах , куклы  одетые в национальные костюмы, иллюстрации или предметы народов России, географическая карта мира , глобус, блюда национальной кухни разных народов ( сладости).

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, сказок народов России, сказания, песни, пословицы, игры народов  России.

Подготовка родителями сообщения по теме «Конвенция о правах ребенка».

                                         


Ход занятия:

- В какой стране  мы живем? (Россия).

Наша страна великая, сильная и красивая. Посмотрите на карту мира. Вот наша страна. Это самая большая страна в мире. И мы очень гордимся, что живем в такой большой стране.

-Что вы еще  знаете о нашей стране? (ответы детей).

Но страна – это не только леса, поля, реки, города. Страна – это  прежде всего люди, которые в ней живут. Да , мы россияне, граждане своей страны. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много: русские, чуваши,  мордова, башкиры, татары – в средней полосе России, чукчи, ненцы на севере (см. стр.2);

-осетины, ингуши – на юге страны. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции.

-Что такое народные традиции ? (ответы детей).

-Это то , что передается из поколения в поколение ( народные праздники, свадебные традиции).

-Какие русские народные праздники вы знаете ? (Масленица, Пасха, Осенины, праздники жаворонков).

У некоторых народов России  самые важные праздники называются Курбан-байрам и Ураза-байрам. А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания полевых работ.

Итак : у каждого народа есть свои праздники, связанные со сменной времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

У каждого народа  есть свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатый  разнообразной культуру России. Каждый  народ  по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми народами  нашей страны.

Вы уже знаете , что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень теплая ведь на севере так холодно ! Она сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть  теплой и удобной. Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется – кухлянка. Национальная одежда чукчей  украшена мехом и вышивкой.

-Посмотрите на русский национальный костюм.

-Как одеты женщина и мужчина? (нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины, у мужчины – кафтан, шапка, штаны).

-Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме ? (на голове у мужчины - тюбитейка). В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.

- А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам. У каждого народа есть свои национальные костюмы, песни, сказки. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Динамическая пауза.(Танцы народов России).

У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный (калмыкский или мордовский и обязательно русский язык, потому что русский – это государственный язык России. На нем говорят на всей территории нашей страны, на нем обучают детей в школах, студентов в институтах, на нем издаются законы России (дети читают стихотворение).

                                       «Родной язык».

                             Язык наш прекрасный –

                              Богатый и звучный.

                              То  мощный и страстный,

                              То нежнее  певучий.

                              В нем есть и усмешка,

                                 И меткость и ласка,

                   Написаны им и рассказы,  и сказки –

                             Страницы  волшебных

                               Волнующих книг!

                                    Люби и храни

                                Наш великий язык!

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей был даже такой обычай: если человек делал другому что-то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку.

Все сказки похожи одна на другую.

-  Как вы думаете ,чем? (ответы детей).

Да , в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность , глупость.

-  Какие народные сказки вы знаете? (ответы детей).

Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов, в них сказано про  настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Очень  богата Россия народными мастерами и умельцами.  ( Показать образцы народных промыслов).

Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете? ( Дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, хохломская посуда, палехские шкатулки, жостовские подносы, матрешки).

Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на Севере России – резьбой по кости, шитьем одежды из меха; на юге России осетины ингуши  делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины , кинжалы; в Мордовии женщины любят работать бисером, вязать.

У каждого есть свои любимые блюда. Сегодня мы попробуем некоторые из них.

- Любимым национальным блюдом русского народа  являются пироги и блины.

- У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины.

- У осетин и ингушей – халва, пахлава.

- Татары делают вкуснейшие сладости, такие как  чак – чак.

Итак : Гражданин России – это человек , который родился или постоянно проживает на территории России, имеет паспорт гражданина России, пользуется защитой нашей страны, а также правами  гражданина.

- Вы граждане России с момента рождения. Это значит, что вы находитесь под защитой нашего государства. Права гражданина России записаны в самом главном  документе страны – Конституции Российской Федерации. Все граждане России имеют право на  образование , лечение, отдых, жилье, труд и еще много – много прав, записанных в нашей Конституции. Об этом  вы узнаете , когда будете учиться в школе. Но есть еще один очень важный документ,  который называется « Конвенция о правах ребенка» , мы с вами уже знакомились с ним. И вам и вашим мамам было домашнее задание:

-придумать эмблема к макету «Конвенция о  правах ребенка»;

-вспомнить и записать сказки и рассказы где  нарушаются права героев на свободу;

- придумать и сделать визитную карточку ребенка на имя ,отчество, фамилию;

- придумать и нарисовать с родителями плакат  на что имеет право ребенок;

- рисунок « Моя семья».

Итог.

Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Все народы России равноправны и защищены государством.

-А сейчас мы с вами попробуем национальные угощения наших народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе "Какие народы живут в России"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной группе по теме "Какие народы живут в России"...

НОД "Какие народы живут в России"

НОД по гражданско патриотическому воспитанию дошкольников.Тема: Какие народы живут в России.Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважите...

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»...

Презентация "Какие народы живут в России".

Презентация "Какие народы живут в России"  к занятию по окружающему миру для подготовительной группы....

Конспект НОД «Какие народы живут в России»

Данное занятие по нравственно потриотическому воспитанию....

Какие народы живут в России

для образовательной области...

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ «ЖИВУТ В РОССИИ РАЗНЫЕ НАРОДЫ» АППЛИКАЦИЯ СРЕДНЯЯ ГРУППА

В материале представлено комплексное занятие для средней группы по аппликации....