Какие народы живут в России
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

для образовательной области

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема конспекта непосредственно - образовательной деятельности

Педагог: Крохина Нина Геннадьевна

Возрастная группа детей: Подготовительная группа “Любознайка”

Тема непосредственно-образовательной деятельности: «Какие народы живут в России»

Цель: Расширение знаний детей о Родине.

Психолого-педагогические задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, народности; русские, татары, армяне и другие; сарафан, кафтан, кокошник, тюбетейка.

Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственной образовательной    деятельности: “Коммуникация”, “познание.”

Оборудование: Карта РФ, глобус, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; клубок ниток; платок.

                  Формы работы с детьми: Организационный момент, беседа, вопросы, словесные игры, игровые упражнения, художественное слово, педагогическая оценка.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Цель

Вводная часть

Создание образовательной ситуации

1. Организационный момент.

- Ребята, я предлагаю вам сесть в круг, передавая клубочек волшебных ниток и поприветствовать друг друга. Каждый, кто передает и кому передается волшебный клубок, наматывает нитку на свой палец. (Показать, как это нужно делать. Продолжать игру до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.)

Введение в тему.

Дети садятся в круг. Наматывают нить себе на палец, приветствуют друг друга и передают следующему.

Мотивация детей на предстоящую деятельность

- Посмотрите, как мы все связаны одной нитью. (Предлагаю слегка ее натянуть, для того, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого.). Мы с вами – единое целое.

Да.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её деятельности

2. Рассматривание глобуса.

А посмотрите на глобус? Он круглый. На нём много морей и суши. Он как наша нить весь переплетён реками, озёрами. На нём много земли и она разного цвета. А как вы думаете почему?

Да верно. А ещё там разные страны.

Франция.

Германия.

Англия….

Там разные полезные ископаемые.

Цель

2 часть - основная

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослыми

- Ребята, а как называется наша страна? (Рассматривание карты России.)

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

Наша страна очень?…

В ней много ?…

Люди, которые живут в нашей стране, называются? …

- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

- Мы с вами все очень разные, у каждого из нас есть свои особенности.

Игра “Свои особенности.”

- Встаньте те, у кого темные волосы;

- Топните те, у кого есть брат;

- Кивните головой те, кто мальчики;

- Похлопайте те, у кого голубые глаза;

-Встаньте те, кто одет в шорты;

-Поднимите руку те, у кого заплетены косички.

- Видите, ребята, мы с вами все очень разные, у каждого человека свой внутренний мир. И поэтому мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным. Наша страна многонациональна; в неё есть и русские, татары, армяне, башкиры…

- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? 

Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Какие русские народные праздники вы знаете? 

У каждого народа есть свои танцы и песни.

Давайте послушаем татарскую мелодию.

А сейчас я приглашаю вас на польскую польку.

(Дети под мелодию выполняют произвольные движения).

У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки.

Ш. Перро «Красная шапочка» (английская) и «Два жадных медвежонка» (венгерская народная)

У каждого народа свои национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия. (Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.)

 - Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?

 - Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме?

В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.

-А сейчас обратите внимание на армянский костюм.

- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Приглашаю вас поиграть в народную игру «Юрта».

(Взявшись за руки, дети идут по кругу. В середине стоят четыре человека, взявшись за края платка. Дети идут по кругу переменным шагом и поют:

          Мы, весёлые ребята,

          Соберёмся все в кружок.

          Поиграем, и попляшем,

          И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они поднимают руки и платок над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

- У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

Россия, Российская Федерация

Большая, огромная.

Рек, озёр, животных, лесов, городов.

Россияне.

Ответы детей.

Масленица, Рождество, Пасха и др.

Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.

На голове у мужчины тюбетейка.

Мы, весёлые ребята,

Соберёмся все в кружок.

 Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Цель

3 часть – заключительная

Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее. Чтобы дружба народов была крепкая, необходимо соблюдать правила:

ПЕРВОЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО: гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: старайся дружить и сотрудничать с людьми другой национальности, которые живут, учатся или работают рядом с тобой, - обретешь новых друзей, интересней станет жизнь.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: изучай культуру других народов, этим ты обогатишь свою собственную.

Мы с вами рассмотрели национальные костюмы, познакомились с традициями и культурой разных народов, а сейчас мы сделаем коллективную аппликацию «Народы мира».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе "Какие народы живут в России"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной группе по теме "Какие народы живут в России"...

НОД "Какие народы живут в России"

НОД по гражданско патриотическому воспитанию дошкольников.Тема: Какие народы живут в России.Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважите...

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»...

Презентация "Какие народы живут в России".

Презентация "Какие народы живут в России"  к занятию по окружающему миру для подготовительной группы....

Конспект НОД «Какие народы живут в России»

Данное занятие по нравственно потриотическому воспитанию....

Какие народы живут в России

Расширить знания детей о народах России...

Проект « РОССИЯ - РОДИНА МОЯ !» Тема: Какие народы живут в России. Дружба народов мира.

РОССИЯ – самая многонациональная страна. На её территории проживает более 180 народов. При этом русские составляют около 80 % населения (около 111,0 млн из 142,9 млн в 2010 г...