Конспект НОД «Какие народы живут в России»
план-конспект урока (средняя группа) на тему

Бариева Айгуль Салимчановна

Данное занятие по нравственно потриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narody_rossii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по нравственно — патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Какие народы живут в России»

Подготовила воспитатель: Бариева А.С.

Цель: Расширение знаний детей о Родине. 

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.

Словарная работа: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, калфак, куйлак, чапан, малица, ягушка, чак-чак, строганина.

Оборудование: Карта РФ, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, мольберт, предметы национальных промыслов народов России, аудиозапись песни о Родине.

Предварительная работа: чтение сказок народов России, знакомство с народными промыслами, с бытом и традициями народов, прослушивание песен разных народов, разгадывание загадок.  Прослушивание песен разных народов. Мини-концерт с родителями где были представлены национальности группы: татары, русские, узбеки, ханты.

Ход НОД: Звучит в аудиозаписи песня о Родине.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

(читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

                    На карте мира не найдёшь

                    Тот дом, в котором ты живёшь.

                    И даже улицы родной

                    Ты не найдёшь на карте той,

                    Но мы всегда с тобой найдём

                    Свою страну, наш общий дом.

Воспитатель: Ребята, а как называется наша страна?

Дети: Россия

Рассматривание карты России.

Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна многонациональна,  сильна дружбой разных народов. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции?

Дети: это праздники, игры

Воспитатель: Правильно, это народные праздники, свадебные традиции. Это то, что передаётся из поколения в поколение. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Воспитатель: Ребята, на прошлой неделе в нашей группе прошел «Фестиваль национальных культур»  Давайте вспомним, люди каких национальностей приходили к нам в гости.

Дети: Русские, татары, узбеки, ханты

Воспитатель: Какие русские народные праздники вы знаете?

Дети: Масленица, Рождество, Пасха

Воспитатель: А у татарского народа есть праздник посвященный  окончанию посевных работ. Как он называется?

Дети: Сабантуй

Воспитатель: А у хантов  самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник?

Дети: Посвящён медведю.

Воспитатель: А чем славится узбекский народ?

Дети: Гостепреимством, чаепитием (чайхана) восточными базарами.

Воспитатель: У каждого народа свои народные традиции, сказки и игры. И сейчас мы поиграем в татарскую национальную игру « Продаем горшки»

Физминутка: Звучит татарская музыка, дети играют в игру.

Воспитатель: У каждого народа свои песни, сказки, игры, национальные костюмы.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

Воспитатель: Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?

Дети: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.

Воспитатель: Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме?

Дети: На голове у мужчины тюбетейка, у женщины калфак. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает растительный орнамент.

Воспитатель: А вот национальная одежда узбеков. Повседневной мужской одеждой в Узбекистане была традиционная рубаха - куйлак, Другой принадлежностью мужского костюма были штаны - иштон. Дополнял мужской костюм халат - чапан. Одежду людей знатного рода украшало золотое шитье. Халаты, тюбетейки и даже обувь вышивали  золотой нитью. Еще один элемент мужского костюма - головной убор тюбетейка - дуппи. Традиционная одежда женщин живущих в Узбекистане - это платья куйлак и шаровары лозим. Платья были длинные, прямой, но иногда расширяющейся книзу формы. Рукава тоже длинные, закрывающие кисть.

Воспитатель: Вы уже знаете где мы с вами живем?

Дети: ХМАО-ЮГРА

Воспитатель: А какие коренные жители населяют наш округ?

Дети: ханты и манси

Воспитатель: Ребята, а как называется мужская верхняя одежда?

Дети: Малица – мужская меховая одежда из оленьих шкур.  

Воспитатель: А женская?

Дети: Ягушка – женская меховая одежда из оленьих шкур

Воспитатель: Ребята, а чем расшита одежда хант?

Дети: орнаментом, узором.

Воспитатель: У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России.

Ребёнок читает стихотворение.

                    В день солнечный июльский –

                    Цветы, цветы вокруг!

                    Красив язык мой русский,

                    Как этот летний луг.

                    Иду тропинкой узкой –

                    Деревья до небес!

                    Могуч язык наш русский,

                    Как этот русский лес.

                    И в радости, и в грусти –

                    Он всякий час со мной,

                    Родной язык мой русский,

                    Как Родина родной!

Воспитатель: Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. Какие русские народные промыслы вы знаете?

Дети:Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда

Воспитатель: Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: резьбой по кости, шитьём одежды из меха, бисером, делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы.

Рассматривание изделий народных промыслов

Воспитатель: У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа?

Дети: блины

Воспитатель: У хантов и манси блюдо из замороженной рыбы или оленины.

Дети: страганина

Воспитатель: Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. А любимое блюдо узбеков –это плов.

Воспитатель: Что сегодня вы узнали на занятии?

Дети: что в нашей стране – России живут люди разных национальностей.

Воспитатель: Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

                    Берегите Россию,

                    Нет России другой.

                    Берегите её тишину и покой,

                    Это небо и солнце,

                    Этот хлеб на столе,

                    И родное оконце

                    В позабытом селе!

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ «КАКИЕ НАРОДЫ ЖИВУТ В РОССИИ».

Обеспечить эмоциональное благополучие; познакомить детей с многонациональным составом населения; воспитывать уважительные дружелюбные чувства к людям разных национальностей....

Конспект занятия "КАКИЕ НАРОДЫ ЖИВУТ В РОССИИ"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группеТема:   Какие народы живут в России.Цель: Расширение знаний детей о Родине. Задачи: Поз...

Конспект занятия в подготовительной группе «Какие народы живут в России»

сформировать представление детей о том, что Россия многонациональная страна; дать детям определенный уровень знаний об обычаях и традициях, жизни, и культуре русского, чукотского, кавказского народов....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Какие народы живут в России

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Какие народы живут в России...

Конспект ОД "Какие народы живут в России"

Главными задачами образовательной деятельности являются: познакомить детей с разными народами, населяющими Россию; побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцам...

Проект « РОССИЯ - РОДИНА МОЯ !» Тема: Какие народы живут в России. Дружба народов мира.

РОССИЯ – самая многонациональная страна. На её территории проживает более 180 народов. При этом русские составляют около 80 % населения (около 111,0 млн из 142,9 млн в 2010 г...