"Создание оптимальных условий для поисково - исследовательской деятельности детей в группах ДОУ"
статья на тему
Предварительный просмотр:
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только, как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.
Основным условием для развития познавательной активности является с одной стороны насыщенная образовательная среда, с другой стороны умение воспитателя дать возможность детям проявить самостоятельность при взаимодействии с ней.
Рассмотрим основные примеры содержания условий для поисково-исследовательской деятельности.
При размещении уголка важно учитывать принципы: рациональности, мобильности, доступности. Например стол на колёсиках, переносные контейнеры.
Поддерживать понимание у детей функционального назначения уголка позволяют опознавательные знаки. Так, например «Капелька», которая является героем всех опытов, "Капитошка", который имеет съёмные изображения органов чувств. Для успешной работы по поисково-исследовательской деятельности необходим перспективный план, который должен содержать название опыта, цель, необходимые материалы и оборудование, возможность предполагаемого вывода.
Также в гр. имеются картотеки, которые тоже отражают цели, содержание, оборудование.
Сформировать у детей умение планировать свои действия позволяет метод алгоритмов.
В предметной среде групп размещены алгоритмы деятельности. В частности, в уголке поисково-исследовательской деятельности присутствуют: алгоритм осуществления опыта в широком смысле и алгоритм проведения последнего опыта.
Также, в зоне доступа детей размещено оборудование для проведения уже знакомого опыта.
Наблюдаемые явления фиксируются для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Для фиксации наблюдений во многих группах используется дневник (альбом) и модели.
С детьми старшего возраста практикуется самостоятельная фиксация результатов по ходу опыта.
Мотивом для детей служит рекомендация рассказать по этой схеме об опыте родителям и провести его дома.
При проведении поисково-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилам безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности лежит на педагоге.
В данном случае хорошо эти правила вместе с детьми оформить в виде схем. Итак, мы убедились в том, что мощным фактором развития познавательной активности детей служит грамотный подход к созданию необходимых условий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Создание условий для поисково-исследовательской деятельности в ДОУ"
В статье описано как организовать уголок поисково-исследовательской деятельности в разных возрастных группах....
«Создание в ДОУ оптимальных условий для организации самостоятельной деятельности детей с учетом ФГОС дошкольного образования»Опыт работы
Содержание Введение ...
Презентация по самообразованию "Поисково-исследовательская деятельность детей младшей группы по средству экологического воспитания
1Сентябрь- Знакомство с овощами, наблюдение за комнатными растениями.2.Октябрь- Знакомство с фруктами, игра «Угадай на вкус», ухаживание за комнатными растениями.3.Ноябрь- «Путешеств...
"Поисково-исследовательская деятельность детей младшей группы по средству экологического воспитания"
Презентация по самообразованию...
"Создание условий для поисково-исследовательской деятельности в ДОУ"
Создание условий для поисково-исследовательской деятельности в ДОУ...
План-конспект поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы на тему: «Как Капелька искала подружек»
Образовательная область – познавательное развитиеИнтеграция – коммуникация, музыка.Вид детской деятельности – исследовательскаяФорма проведения – беседа, наблюдение, эксперимен...
Методическая разработка занятия по познавательному развитию (поисково-исследовательская деятельность) детей старшей группы «Мир воды»
Актуальность темы: первые представления о воде ребенок получает в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в с...