"Создание оптимальных условий для поисково - исследовательской деятельности детей в группах ДОУ"
статья на тему

Любовь Сваталова

Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_17-18.docx13.56 КБ

Предварительный просмотр:

       На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только, как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.

       Основным условием для развития познавательной активности является с одной стороны насыщенная образовательная среда, с другой стороны умение воспитателя дать возможность детям проявить самостоятельность при взаимодействии с ней.  

       Рассмотрим основные примеры содержания условий для поисково-исследовательской деятельности.

       При размещении уголка важно учитывать принципы: рациональности, мобильности, доступности. Например стол на колёсиках, переносные контейнеры.

       Поддерживать понимание у детей функционального назначения уголка позволяют опознавательные знаки. Так, например «Капелька», которая является героем всех опытов, "Капитошка", который имеет съёмные изображения органов чувств. Для успешной работы по поисково-исследовательской деятельности необходим перспективный план, который должен содержать название опыта, цель, необходимые материалы и оборудование, возможность предполагаемого вывода.  

       Также в гр. имеются картотеки, которые тоже отражают цели, содержание, оборудование.

       Сформировать у детей умение планировать свои действия позволяет метод алгоритмов.

       В предметной среде групп размещены алгоритмы деятельности. В частности, в уголке поисково-исследовательской деятельности присутствуют: алгоритм осуществления опыта в широком смысле и алгоритм проведения последнего опыта.

       Также, в зоне доступа детей размещено оборудование для проведения уже знакомого опыта.

       Наблюдаемые явления фиксируются для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Для фиксации наблюдений во многих группах используется дневник (альбом) и модели.

       С детьми старшего возраста практикуется самостоятельная фиксация результатов по ходу опыта.

       Мотивом для детей служит рекомендация рассказать по этой схеме об опыте родителям и провести его дома.

       При проведении поисково-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилам безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности лежит на педагоге.

       В данном случае хорошо эти правила вместе с детьми оформить в виде схем.  Итак, мы убедились в том, что мощным фактором развития познавательной активности детей служит грамотный подход к созданию необходимых условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Создание условий для поисково-исследовательской деятельности в ДОУ"

В статье описано как организовать уголок поисково-исследовательской деятельности в разных возрастных группах....

Презентация по самообразованию "Поисково-исследовательская деятельность детей младшей группы по средству экологического воспитания

1Сентябрь- Знакомство с овощами, наблюдение за комнатными растениями.2.Октябрь- Знакомство с фруктами, игра «Угадай на вкус», ухаживание за комнатными растениями.3.Ноябрь- «Путешеств...

"Создание условий для поисково-исследовательской деятельности в ДОУ"

Создание условий для поисково-исследовательской деятельности в ДОУ...

План-конспект поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы на тему: «Как Капелька искала подружек»

Образовательная область – познавательное развитиеИнтеграция – коммуникация, музыка.Вид детской деятельности – исследовательскаяФорма проведения – беседа, наблюдение, эксперимен...

Методическая разработка занятия по познавательному развитию (поисково-исследовательская деятельность) детей старшей группы «Мир воды»

Актуальность темы: первые представления о воде ребенок получает в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в с...