Программа по преодолению проблем в развитии памяти, когнитивных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста с учетом характера диагностируемых трудностей
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Программа нацелена на воспитанников старшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов.

Цель: преодоление проблем в развитии интеллектуальной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста с учетом характера нервной системы ребенка.

Задачи:

  • Выявить причины, определяющие трудности в развитии познавательных процессов, определить степень их влияния на развитие ребенка  и возможность их устранения  посредством тренировки с помощью технологии СИРС.
  • Способствовать развитию когнитивной сферы воспитанников (свойств внимания, памяти, мыслительных операций) в рамках индивидуальных занятий, с учетом специфики трудностей испытываемых в обучении.
  • Повысить психологическую компетентность педагога в вопросе преодоления трудностей обучения средствами занятия.
  • Повысить информированность родителей о причинах не усвоение программного материала ДОУ и возможностях их развития в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sirs_.doc295.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по преодолению проблем в развитии памяти, когнитивных способностей  воспитанников старшего дошкольного возраста  с учетом характера диагностируемых трудностей

Подготовила:

Адмаева Светлана Витальевна,

 Заместитель заведующего

Паспорт

Программы по преодолению проблем в развитии памяти, когнитивных способностей  воспитанников старшего дошкольного возраста  с учетом характера диагностируемых трудностей

Наименование программы

Программа по преодолению проблем в развитии памяти, когнитивных способностей  воспитанников 5 – 6 лет  с учетом характера диагностируемых трудностей 

Направленность программы

 Развитие и формирование высших  психических функций  ребенка, т.е. развитие  навыков обучения

Составитель программы

Адмаева Светлана Витальевна – заместитель заведующего МАДОУ города Нижневартовска  ДС №37 «Дружная семейка»

Рецензент

  

Целевая группа

Дети  старшего дошкольного возраста

Цель программы

Преодоление проблем в развитии интеллектуальной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста с учетом характера нервной системы ребенка.

Задачи программы

  • Выявить причины определяющие трудности в развитии познавательных процессов, определить степень их влияния на развитие ребенка  и возможность их устранения  посредством тренировки с помощью технологии СИРС;
  • Способствовать развитию когнитивной сферы воспитанников (свойств внимания, памяти, мыслительных операций) в рамках индивидуальных занятий, с учетом специфики трудностей испытываемых в обучении;
  • Повысить психологическую компетентность педагога в вопросе преодоления трудностей обучения средствами занятия;
  • Повысить информированность родителей о причинах не усвоения программного материала ДОУ и возможностях их развития в домашних условиях.

Ожидаемые результаты реализации программы

  1.  Повышение усвоения программы «Радуга» детьми по всем образовательным областям.
  2. Повышение уровня когнитивного развития (внимания, памяти, мыслительных операций) воспитанников - участников программы.
  3. Повышение психологической компетентности педагогов в вопросах преодоления причин трудностей обучения средствами занятия.
  4. Информированность родителей воспитанников - участников программы о причинах не усвоения образовательных областей детьми,  возможностях их развития в домашних условиях.

Срок действия программы

 ежегодно

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава 1.

Пояснительная записка

стр. 4

Глава 2.

Концептуальные подходы        

стр. 6

Глава 3.

Механизм выполнения программы

стр. 7

Глава 4.

Содержание работы

стр. 7

Глава 5.

Программные мероприятия

стр. 9

Глава 6.

Мониторинг реализации программы

стр. 18

Список используемой литературы

Приложения

стр. 20

стр. 21

Глава I. Пояснительная записка

Каждый воспитатель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало воспитанников, которые испытывают трудности при усвоении образовательных областей программы. Без выявления конкретных причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение знаний воспитанников.

Педагогами нашего образовательного учреждения  уделяется большое значение развитию и формированию высших  психических функций  ребенка, т.е. развитие  навыков обучения.   Безусловно, умение ребенком  читать влечет за собой знания, но в первую очередь важны сами навыки – чтение, устная речь, счет. Дети, у которых данные навыки сформированы на низком уровне, терпят неудачи как в дошкольном возрасте, так на протяжении всего периода дальнейшего школьного обучения, со временем  и вовсе теряют интерес к процессу усвоение знаний.

На протяжении четырех лет нашими специалистами отмечается рост количества воспитанников, испытывающих разнообразные трудности в усвоении образовательных областей  программы, а так же количества детей, требующих обучения  по индивидуальной программе. В процессе анализа мониторинга  по ДОУ в течение последних четырех лет выявлено количество медлительных детей, которое стабильно составляет 16 -19%, с повышенной возбудимостью (плохо управляемым поведением) - 20 -23 %.

Медлительные дети больше подвержены развитию неврозов (выполнение задания в условиях ограниченного времени, быстрая обработка большого объем информации), что приводит к нарушению деятельности нервной системы, повышается артериальное давление, возникает аритмия сердечных сокращений.

Умственная выносливость (УВ) – способность длительно и продуктивно заниматься. У медлительных детей УВ в среднем в 2 раза ниже, чем у подвижных сверстников.

Дети с повышенной возбудимостью  не внимательны, импульсивны и гиперактивны вследствие нарушения мозговой деятельности, которое приводит к тому, что ребенок не может ни на чем сконцентрировать свое внимание. Возбудимость симпатической нервной системы приводит к рассеянности, быстрой отвлекаемости, неспособности сосредоточатся, быстрой смене мыслей. А возбудимость  парасимпатической нервной системы приводит к тому, что способность к сосредоточению хорошая, внимание удовлетворительное, но генерация новых идей занижена. Наблюдается наибольшая активность до обеда или длительная, но в медленном темпе.

Дети могут так же могут относиться к смешанному типу. Например, по одному показателю - медлительные, (по двигательным реакциям – «копуши» с лепкой, рисованием), по другому показателю  - подвижные   (высокая подвижность нервных процессов, например, по устному счету).

В итоге,  низкое усвоение программного материала ДОУ, и как правило,     в школе у этой категории детей плохое усвоение знаний, полученных на уроке. (Основание: результаты успеваемости наших выпускников, предоставленные школой № 14 .)

Актуальна необходимость  применять в работе именно комплекс мер, направленный на преодоление причин, а не следствий затруднения в развитии и обучении, который поможет минимизировать проблемы  каждого конкретного ребенка. Тренировка подвижности нервных процессов дает возможность каждому ребенку, имея индивидуальные особенности развития, реализовать свои скрытые резервы в формировании ВСП.

Программа нацелена на воспитанников старшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов.

Цель: преодоление проблем в развитии интеллектуальной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста с учетом характера нервной системы ребенка.

Задачи:

  • Выявить причины, определяющие трудности в развитии познавательных процессов, определить степень их влияния на развитие ребенка  и возможность их устранения  посредством тренировки с помощью технологии СИРС.
  • Способствовать развитию когнитивной сферы воспитанников (свойств внимания, памяти, мыслительных операций) в рамках индивидуальных занятий, с учетом специфики трудностей испытываемых в обучении.
  • Повысить психологическую компетентность педагога в вопросе преодоления трудностей обучения средствами занятия.
  • Повысить информированность родителей о причинах не усвоение программного материала ДОУ и возможностях их развития в домашних условиях.

Принципы работы:

  • вариативность – предполагает различные формы взаимодействия ДОУ и семьи, гибкое реагирование на запросы жителей микрорайона в зависимости от социальных потребностей;
  • научность – лежит в основе всех разработок по проблемам дошкольного детства, позволяет принимать решения, исходя из объективной реальности и прогнозирования конкретного результата, осуществлять педагогический процесс на научной основе, используя новейшие технологии воспитания;
  • непрерывность и целостность воспитательного процесса – умение работать с семьей, осуществляя единую линию взаимодействия на всех стадиях дошкольного возраста;
  • преемственность – воспитание детей в   дошкольном возрасте  и старшем дошкольном возрасте как единая система семейного и общественного воспитания.

  Средства реализации:
     
– развивающее общение;
     – технология СИРС;
     – развивающие виды деятельности.

Глава II. Концептуальные подходы  

Работа в рамках данной программы предполагает максимальную индивидуализацию работы с каждым конкретным ребенком.

Основой для построения работы с воспитанниками, является выявление причин не усвоения программного материала (неуспеваемости детей).

Существует 3 подхода к анализу причин неуспеваемости по Локаловой Н.П.:

  1. Педагогический подход  (поиск причин неуспеваемости в личностном развитии воспитанника – отсутствие желания познавать новое, лень, недостаточное количество времени для усвоения программного материала).
  2. Психологический подход (в когнитивно - личностном развитии ребенка). На обучаемость оказывают влияние многие особенности психики ребенка – свойства внимания, характеристики процесса запоминания, сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, классификации и обобщения, способность к волевой регуляции).
  3. Нейропсихологический подход (рассмотрение трудностей в обучении как результат дефицитарности развития мозговых структур).

         Известно, что все психические процессы имеют сложное многокомпонентное строение и опираются на работу многих мозговых структур, каждая из которых вносит свой  специфический вклад в их протекание. В связи с этим каждая трудность может иметь место при дисфункции различных отделов головного мозга.

При построении программы мы опираемся на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского: «… в процессе овладения ребенком системами знаков (линия «культурного развития»), натуральные психические функции превращаются в новые – высшие психические функции». Л.С.Выготский пишет: главный метод исследования  формирования ВПФ, принцип которого -  развитие (невозможно понять «ставшие» психические функции, не проследив историю их развития)  считая необходимым воздействие на психологические причины  неуспеваемости воспитанника в усвоение материала на занятиях.  

Эмпирические исследования А.Н.Леонтьева убедительно подтвердили гипотезу Л.С. Выготского о том, что становление высших форм психических процессов идет через  использование  стимулов знаков, которые в процессе развития превращаются из внешних во внутренние. Как пишет А.Н.Леонтьев, на определенном этапе развития  запоминание становится логическим, а мышление приобретает мнемическую функцию. Столь же системно связанны в процессе развития высших форм памяти и волевыми процессами.

При анализе развития ВПФ было установлено, что формирование происходит не спонтанно, развития нашей памяти овладевая ее процессами. Согласно позиции школы

Л.С. Выготского, возможность развития памяти путем механических упражнений повышает эффективность запоминания обеспечивается формирование приемов опосредованного запоминания, что не маловажно для  развитие мыслительных операций.

Глава III. Структура и содержание программы

Программные мероприятия

Мероприятие

Срок выполнения

1

Анализ запроса, создание группы  детей для участия в программе.

Октябрь

Дополнительно в течение учебного года, по мере возникновения трудностей

2

Диагностика участников программы, с целью установления причин  неуспеваемости.

Октябрь

Дополнительно в течение учебного года, по мере возникновения трудностей

3

Проведение индивидуальных и микрогрупповых развивающих занятий.

В течение учебного года ( от 1 до 4 месяцев)

4

Проведение семинаров-практикумов для воспитателей.

В течение учебного года

5

Проведение индивидуальных консультаций, в соответствии с причинами  не усвоения  программного материала.

В течение учебного года

6

Выступления на педагогических советах, методических советах об особенностях преодоления причин трудностей обучения в ходе обучения.

Ноябрь

Февраль

Апрель

7

Проведение практических занятий для родителей.

Октябрь

Декабрь

Февраль

Апрель

По запросу.

8

Проведение индивидуальных консультаций для родителей

В течение учебного года

9

Ведение карт индивидуального развития ребенка

В течение учебного года

10

Создание информационных материалов для родителей и педагогов.

11

Анализ результатов развивающих занятий и их влияния на успешность  развитие ребенка.

Апрель – май

По завершении работы с ребенком

Направления деятельности психолога в рамках данной программы:

  1. Диагностическое
  2. Развивающее
  3. Просветительское

Диагностическое направление включает анализ трудностей в обучении ребенка, определение характера причин возникающих трудностей. Деятельность психолога по диагностическому направлению включает психологическую диагностику когнитивных способностей и  познавательных процессов ребенка, наблюдение за воспитанником в игровой деятельности, анализ коммуникации и взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Возможные психологические причины затруднений в обучении и возможности их диагностики

Психологическая причина трудностей в обучении

Возможные трудности усвоения программного материала

Диагностический материал

Низкий уровень объема и распределения внимания

Слабая концентрация внимания

Трудности запоминания задания.

Диагностики по СИРС

Постоянная отвлекаемость, невыполнение заданий воспитателя.

Повтор по догадке, замена слов при запоминании.

Трудности использования подручного материала при счете (палочки, карандаши)

Потеря строки при написании графического диктанта.

Перестановка слогов в словах при запоминании слова.

Низкий объем усвояемого в ходе занятия  материала

Низкий уровень развития (объем) кратковременной памяти

Сложности в запоминании стихотворения, четверостишия.

Методика 10 слов Лурии

Методика диагностики произвольного непроизвольного запоминания

Диагностика опосредованного запоминания (по Леонтьеву)

Механическое запоминание счета (количественного, порядкового).

Трудности запоминания графического начертания рисунка.

Низкий объем усвояемого в ходе занятия материала.

Низкий уровень развития волевой регуляции

Несформированность произвольности в учебной деятельности

Постоянная отвлекаемость, невыполнение заданий педагога.

Методика "Узор"

Графический диктант

Наблюдение в игровой деятельности, на занятиях.

Не справляется с заданиями для самостоятельной работы.

Неспособность находить свои ошибки.

Возрастание количества ошибок по мере выполнения задания.

Несформированность умения планировать свои действия

Трудности при пересказе прочитанного текста воспитателем.

Наблюдение в ходе образовательной (на занятие) деятельности, в ходе выполнения различных поручений, в ходе психодиагностического исследования

Не справляется с заданиями для самостоятельной работы

Низкий уровень развития мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации, систематизации)

Трудности понимания смысла математической задачи, выделения основного.

Патопсихологические пробы Б.В. Зейгарник (классификация предметов, исключение предметов, последовательность событий, простые налогии, , сравнение понятий)

Доски Сегена (наглядно-действенное мышление)

Методика Выготского-Сахарова

Плохое усвоение схемы решения типовых задач

Неспособность анализировать свою деятельность, находить собственные ошибки

Сниженная работоспособность и высокая утомляемость

Низкий объем усвояемого в ходе занятия материала

Методика Тулуз-Пьерона

Наблюдение на занятии и вне игровой деятельности

Низкий объем выполняемых в ходе урока заданий

Возрастание количества ошибок по мере утомления

Несформированность умения ориентироваться на систему признаков

Нарушение моторики рук, графических навыков

Возрастание количества ошибок по мере утомления

Методика Домик Гуткиной

Графический диктант Эльконина

Методика Рисование по точкам

Потеря строки при написании графического диктанта.

Заниженная самооценка

Отказ от выполнения сложных, с точки зрения, воспитанника заданий.

Лесенка ;

Методика Дембо-Рубинштейн;

Наблюдение в ходе занятия и в игровой деятельности

Не справляется с заданиями для самостоятельной работы

Страх сделать ошибку  

Несформированность учебной мотивации

Отсутствие интереса к заданиям.

Диагностика мотивации игровой/учебной деятельности

Отказ от выполнения сложных, по мнению ребенка, заданий.

В результате реализации диагностического направления определяются воспитанники, испытывающие трудности в обучении, а так же причины данных трудностей. На основании диагностического этапа программы определяется дальнейшая работа с каждым конкретным ребенком, в зависимости от причин испытываемых трудностей.

Развивающее направление включает действия психолога по организации работы с ребенком, направленной на преодоление причин,  связанных с развитием особенностей познавательных процессов у воспитанников. Данное направление предполагает занятия психолога с детьми, ориентированные  на развитие памяти, свойств внимания, элементарных мыслительных операций по технологии СИРС.

Развивающая работа реализуется индивидуально или в микрогруппах (не более 3 человек). Объединение в группы происходит на основании схожести категории детей (по типу нервной системы ребенка), а так же психологической совместимости участников (для создания на занятии эмоционально комфортной атмосферы).

Занятия по развитию когнитивной сферы детей проводятся с использованием  игр и упражнений предложенной технологией СИРС.

Основные принципы построения развивающих занятий:

  • Каждое занятие выстраивается с учетом трудностей в обучении конкретного воспитанника и причин их определяющих;
  • Задания подбираются в соответствии с актуальным уровнем развития когнитивной сферы воспитанника и ориентацией на возможности ее развития;
  • Использование игр и упражнений предполагает постепенное усложнение используемого для развивающей работы материала;
  • Наличие мотивации для воспитанника, интерес к выполняемому заданию, видимость личного результата от его выполнения.

Просветительское направление включает деятельность педагога-психолога, направленную на просвещение педагогов  родителей о психологических и нейропсихологических причинах неуспеваемости ребенка на усвоение программного материала на занятии, а так же возможности устранения или минимизации данных причин в ходе занятия и в домашних условиях. Реализация данного направления включает в себя семинары-практикумы для педагогов и родителей, родительские собрания, выступления на методических объединениях, педагогических советах, индивидуальные консультации родителей и педагогов.

Психологическая причина трудностей в обучении

Содержание просветительской деятельности

Низкий уровень развития свойств внимания, низкий объем кратковременной памяти, низкий уровень развития мыслительных операций

Групповые и индивидуальные тематические встречи с родителями воспитанников: Трудности в обучении: причины и пути преодоления. Развитие познавательных процессов в домашних условиях.

Как помочь ребенку стать внимательным. Игры и задания для развития памяти. Мыслительные операции и их влияние на процесс обучения. Возможности развития мышления в домашних условиях.

Разработка информационных материалов.

Рекомендации: Консультация психоневролога

Групповые мероприятия и индивидуальные консультации педагогов:

Теория поэтапного формирования умственных действий: возможности применения в ходе занятия.

Развитие свойств внимания дошкольников в ходе занятия. Методы и приемы активизации внимания в ходе занятия. Как развивать память воспитанника по средствам учебного материала. Активизация мыслительной деятельности воспитанника  в ходе занятия. Учет развивающего воздействия при составлении плана-конспекта занятия. Индивидуальные особенности познавательной деятельности воспитанника.

Низкий уровень развития волевой регуляции

Несформированность произвольности в деятельности

Групповые и индивидуальные тематические встречи с родителями воспитанников: Игра как способ развития волевой регуляции. Синдром гиперактивности: возможности помощи ребенку. Как помочь ребенку развивать волевые качества.

Разработка информационных материалов.

Рекомендации: Консультация психоневролога

Щадящий режим развития и обучения.

Групповые мероприятия и индивидуальные консультации педагогов: Волевая регуляция и ее влияние на эффективность образовательной  деятельности. Развитие произвольности развивающей деятельности на занятии. Нейропсихологическая обуславливаемость нарушения произвольности: работа с родителями воспитанника.

Нарушение моторики рук, графических навыков

Групповые и индивидуальные тематические встречи с родителями воспитанников: Влияние мелкой моторики на речевое и интеллектуальное развитие ребенка. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Разработка информационных материалов.

Групповые мероприятия и индивидуальные консультации педагогов: Развитие мелкой моторики на занятиях ОБЖ в игровой деятельности.

Сниженная работоспособность и высокая утомляемость

Консультирование  родителей: К чему приводит чрезмерная нагрузка. Как помочь ребенку развивается в домашних  условиях. Репетитор: польза или вред?

Консультирование педагогов: Ориентация на возможности ребенка при подборе развивающих игр. Поддержание работоспособности воспитанника в ходе занятия.

Рекомендации: щадящий режим обучения, ориентация на возможности ребенка.

Заниженная самооценка

Консультирование родителей: Что такое самооценка и как она влияет на  успехи вашего ребенка.

Разработка информационных материалов.

Консультирование педагогов: 

Влияние самооценки на результативность развития ребенка. Возможности коррекции самооценки в ходе взаимодействия в игровой деятельности. Отметка и оценка, проблема оценивания действий воспитанника на занятии.

Несформированность учебной мотивации

Групповые и индивидуальные тематические встречи с родителями воспитанников: Как заинтересовать ребенка к получению новых знаний. Различные методы мотивации: плюсы и минусы.

Разработка информационных материалов.

Групповые мероприятия и индивидуальные консультации педагогов: Формы и методы организации занятия способствующие повышению мотивации воспитанников.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ

Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы

Участниками программы становятся воспитанники старших, подготовительных групп, испытывающие трудности в освоении образовательных областей, обусловленные психологическими причинами,  их родители и педагоги. Воспитанники, чьи трудности в обучении обусловлены причинами иного плана (нейропсихологическими), для участия в программе не принимаются. Ограничения и противопоказания для участия в программе так же действуют в отношении участников образовательного процесса, находящихся в состоянии эмоционального перевозбуждения, состоянии аффекта. Психолог может ограничить право данных участников образовательного процесса на участие в программных мероприятиях до тех пор, пока их эмоциональное состояние не стабилизируется.

Описание  способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы

Участие в программе является добровольным, согласие на участие закрепляется между родителями и ДОУ договором на оказание психолого-медико- педагогических услуг, а так же индивидуальным согласием на включение в деятельность по программе. В отношении педагогов и воспитанников участие в программе закрепляется личным согласием участников на осуществление деятельности по программе. Участники, их родители (законные представители) имеют право выхода из программы или возвращения в программу на основном этапе реализации, изъявив устное желание прекратить или возобновить свое участие.

Гарантия прав участников программы обеспечивается конституцией РФ, конвенцией о правах ребенка, законом об образовании, уставом образовательного учреждения, этическим кодексом и должностными инструкциями психолога.

Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы

Участники программы имеют право добровольного вхождения в программу и выхода из нее на основном этапе ее реализации. Участники имеют право на уважение человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений. Участники имеют право ознакомления с целями, задачами и содержанием психолого-педагогической программы, получение информации о результативности деятельности программы.

Участники программы несут ответственность за несоблюдение правил групповой и индивидуальной работы, нарушение режима занятий, невыполнение рекомендаций в рамках данной программы.

Ресурсы необходимые для эффективной реализации программы

Для эффективной реализации программы необходимы следующие ресурсы:

Требования к специалисту, реализующему программу

Образование в области педагогики и психологии

Знание основ общей, специальной и педагогической психологии

Знание законодательных основ, обеспечивающих работу психолога в образовательном учреждении

Высокий уровень развития коммуникативных навыков

Развитые психологические компетенции

Сертификат, подтверждающий обучение педагога технологии СИРС.

Перечень учебных и методических материалов

Программа СИРС

Комплекс компьютерной психодиагностики.

Оборудование для проведения психологического обследования

  • Методика диагностики непосредственного и опосредованного запоминания
  • Методика диагностики произвольного и непроизвольного запоминания
  • Протоколы индивидуального и группового наблюдения

Оборудование для проведения развивающей работы: компьютер, ноутбук.

Бланк фиксации результатов хода развивающего процесса,  индивидуальные карты участников программы.

Учебно-методическая литература:

Буров А.Н., Майрова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Методическое пособие. – Новосибирск, Прайс – курьер, 2007 – 64 с.

Буров А.Н., Майрова Е.Г. Быстрая память, мышление. Методическое пособие. – Новосибирск, Прайс– курьер, 2007 – 64 с.

Буров А.Н. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. Методическое пособие. – Новосибирск 2005г.

Требования к материально-технической оснащенности образовательного учреждения

Занятия проходят в специально организованном кабинете педагога-психолога, необходимо наличие места для индивидуальной и групповой (1-3 человек) работы.

Необходимы следующие технические средства:  персональный компьютер.

Необходимо наличие материалом для групповой и индивидуальной работы, для подготовки семинаров-практикумов, информационных брошюр и буклетов (канцелярские товары, бумага).

Требования к информационной обеспеченности образовательного учреждения

Наличие библиотеки с подпиской на периодику посвященную педагогике и психологическому обеспечению образования в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида.

Доступ педагогов к сети интернет

Сроки и этапы реализации программы

Программа предполагает последовательную реализацию следующих этапов:

Этап реализации программы

Краткое описание содержания деятельности

Сроки реализации

1

Подготовительный этап

Апробация  методик диагностик.

Подбор технологий, программ, направленных на развитие познавательных процессов (память,  мышление.)

Подбор методических материалов для проведения родительских собраний, семинаров-практикумов для родителей и педагогов, индивидуальных консультаций.

2017-2018 учебный год

2

Этап реализации

Реализация работы по трем направлениям:

  1. Диагностическое
  2. Развивающее
  3. Просветительское

(см.  содержание программы)

2017-2019 учебные годы

3

Этап оценки результативности:

диагностический

Аналитический

Анализ результативности развивающего воздействия. Диагностика развития интеллектуальной сферы (психодиагностические методики по технологии СИРС), оценка усвоения программы «Радуга» (анализ диагностических обследований ребенка воспитателями по образовательным областям, наблюдение в ходе занятия, беседы с воспитателями).

Ведение индивидуальных развивающих карт.

2017-2019 учебный год (по завершении участия в программе каждого воспитаника)

Оценка общей результативности программы. Отчет о результатах проведения программы. Анализ трудностей и перспектив дальнейшего развития программы. Трансляция полученного опыта в рамках образовательного учреждения.

Май 2019 года

Ожидаемые результаты

  1. Повышение усвоения программы дошкольного образования детьми по всем образовательным областям.
  2. Повышение уровня когнитивного развития (внимания, памяти, мыслительных операций) воспитанников - участников программы.
  3. Повышение психологической компетентности педагогов в вопросах преодоления причин трудностей обучения средствами занятия.
  4. Информированность родителей воспитанников - участников программы о причинах не усвоения образовательных областей детьми,  возможностях их развития в домашних условиях.

Система организации контроля   реализации программы

Контроль   реализации программы осуществляется заведующим образовательного учреждения. Психолого-педагогическая программа рассматривается и утверждается на педагогическом совете. По завершении реализации программы педагог-психолог составляет итоговый отчет, в котором отражает качественные и количественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и определяет перспективный план работы с воспитанниками, родителями и педагогами. Данный отчет зачитывается на педагогическом совете. Педагог-психолог представляет промежуточные результаты реализации программы на методических советах и объединениях, по мере достижения результата, но не менее чем 2 раза в год, а также необходимости.

Критерии оценки достижения планируемых результатов:

  • способность ребенка к произвольному сосредоточению и концентрации внимания на выполнение  задания;
  • увеличение объема внимания воспитанника;
  • увеличение объема кратковременной аудиальной памяти;
  • увеличение объема кратковременной визуальной памяти;
  • способность к долговременному запоминанию информации;
  • способность к саморегуляции и самоконтролю в ходе выполнения  заданий;
  • способность к элементарному анализу информации;
  • способность к обобщению и классификации на изученном материале;
  • наличие у педагогов знаний о психологических и нейрофизиологических причинах  неуспеваемости детей при усвоении нового материала;
  • способность к применению полученных знаний в практике ведения занятий;
  • наличие у родителей знаний о психологических и нейрофизиологических причинах дошкольной неуспеваемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ»

Программа направлена на преодоление недоразвития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.Содержание программы включает рекомендации по разви...

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.

В работе показаны определение памяти, виды памяти, особенности развития памяти у детей дошкольного возраста. Как развить память у детей 5-7 лет.. Представлены особенности работы по развитию памяти дет...

Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи для детей старшего дошкольного возраста

В данном материале представлена система работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей 5-7 лет, имеющих речевые нарушения. ...

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект....

Консультация для родителей "Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста"

Материал содержит характеристики видов памяти, описание особенностей памяти детей 5-7 лет, различные игры и упражнения для развития запоминания....

Родительская встреча "развитие памяти внимания в старшем дошкольном возрасте "

Часть родительской встречи по развитию вниманию в старшем дошкольном возрасте ....

Условия развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивани...