Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.
проект (старшая группа) на тему
Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_pamyati_proekt.docx | 122.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Автор проекта: Тимофеева Евгения Юрьевна
Участники проекта: Воспитатель, дети старшей группы №6 «Рябинка», родители.
Тип проекта: Краткосрочный(1 месяц)
Тольятти 2013г
Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Помнить - это значит успешно справиться с тремя задачами: усвоением, сохранением и повторным извлечением информации. Не помнить - значит не справиться ни с одной из этих задач”
Д.Норман.
Актуальность
Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в раннем дошкольном возрасте.
При этом раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. В настоящее время многие страны, в том числе США, Япония, Англия, Канада, Германия, Венесуэла, вкладывают в систему образования огромные средства, изготавливают множество сложнейших устройств и систем для повышения интеллектуального уровня детей, а также для развития памяти, начиная с самых первых шагов ребенка в большом мире – в прямом и переносном смысле.
Таким образом, актуальность темы, выбранная мной для исследования, представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей.
Как показали результаты, проведённой мной диагностики, большинство детей имеет недостаточный уровень развития памяти, что очень затрудняет усвоению дошкольной программы, а следовательно будет затруднять усвоению и программы в школе.
Главная задача, стоящая передо мной – это развить память, подготовить детей к обучению в школе и к выходу в самостоятельную жизнь.
Цель:
- Развить память у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема:
Ребенок дошкольного возраста, в отличие от школьников, подростков и взрослых, запоминает информацию механически. Сохранение в памяти детей дошкольного возраста увиденного, услышанного или тактильно ощутимого материала, а также знаний о предметах и понятиях происходит без использования специальных приемов запоминания и логического осмысления информации. Так бывает до тех пор, пока ребенок под руководством родителей и педагогов не научится управлять собственной памятью. От того, насколько правильно шел процесс развития базовых психических функций дошкольника, будут зависеть дальнейшие успехи или, напротив, неудачи в обучении, а также состояние памяти.
Задачи:
- - формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей;
- - разработать комплекс рекомендаций для родителей и педагогов по развитию памяти у детей;
- - разработка плана и конспектов в режимных моментах и в непосредственно образовательной деятельности направленных на развитие памяти;
- - подбор методик для развития памяти;
- - разработка картотеки дидактических игр для развития памяти;
- - проведение диагностического обследования с целью выявления уровня памяти после внедрения проекта;
Ожидаемый результат:
- повышение у дошкольников уровня произвольной памяти, внимания, речи;
- повышение у детей и родителей интереса к заучиванию стихов наизусть( развитие механической памяти);
- повышение интереса играть в дидактические игры для развития памяти;
- интерес к чтению художественной литературы(слуховая память);
Этапы проекта:
- Этап (поисковый)
- найти и изучить научно-методическую литературу по теме «Развитие памяти у детей»
2. Этап (аналитический)
- анализ, отбор и систематизация материала для развития памяти у детей;
3. Этап (практический)
- разработка консультаций для родителей и педагогов « Поможем детям всё запомнить»(см. приложение 1)
- подбор дидактических игр и упражнений для развития памяти(см. приложение 2)
- подбор методик для развития памяти(см. приложение 3)
4. Этап (презентационный)
- провести презентацию проекта для педагогов, специалистов и методистов в формате Microsoft Power Point(см. приложение 4)
5. Этап(контрольный)
- внедрение проекта в образовательную деятельность детей;
- выполнение плана по реализации проекта «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста»;
- проведение диагностического обследования детей;
Календарный график работы по выполнению проекта:
1.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/ Под. ред. Ю.М. Забродина. - М.: Прогресс, 1980.
2. Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. - М.: Просв., 1964.
3. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. - 1008с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии. - М.: 1988, 156с.
5. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: Изд. АПН РСФСР. - М.: 1961.
6. Зинц Р. Обучение и память: Под ред. Б.А. Бенедиктова. - Мн.: 1989.
7. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч.2, - М.: 1981
Приложение 1
«Как развить память, внимание
и мышление ребенка»
Автор: Тимофеева Евгения Юрьевна,
воспитатель 2-мл. группы №9 «Солнышко»,
МБУ д-с № 138 «Дубравушка»
Уважаемые родители! В начале нашей беседы я хочу задать Вам один вопрос. Хотите ли вы, чтобы Ваши дети хорошо учились в школе?
Конечно же, каждый родитель хочет, чтобы их ребенок успешно учился, а особенно этого хотят родители, имеющие детей с различными отклонениями в развитии. Следовательно, ребенка надо развивать, и занятий, которые он получает в детском саду, ему мало. Но дети, как правило, не любят заниматься, но они любят играть. Значит, развивать все психические функции необходимо через игру.
Почему я сейчас говорю о развитии психических функций, а не о подготовке к школьному обучению? Многие родители считают, что если ребенок умеет считать и писать, значит, он подготовлен к школе. Позволю себе с вами не согласиться.
Многие дети, имеющие отклонения в развитии и страдающие аутизмом бегло читают и считают уже в 3 летнем возрасте. Бывает, что и дети имеющие нарушение интеллекта уже в дошкольном возрасте знают цифры и буквы, но не могут читать и отсчитывать нужное количество предметов, так как у детей не сформировано мышление. Они не умеют строить умозаключения, делать анализ, выполнять многоступенчатые инструкции, их внимание рассеяно, ребята не могут самостоятельно сосредоточиться на выполнении задания, им необходим контроль, многократные повторения и помощь взрослого. У ребят не сформированы психические функции, то есть страдает восприятие, внимание, память и мышление.
Нет таких игр, которые бы развивали только память, только внимание, только мышление или восприятие. Любая игра развивает сразу несколько психических функций.
1.Возьмем упражнения на память. Посмотрите внимательно на сюжетную картинку в течении 30 секунд и постарайтесь её запомнить. А теперь вспомните, что было нарисовано, каким цветом и формой, где, что располагалось. Скажите, какие же функции работали у вас при выполнении данного упражнения?
Вывод:Чтобы запомнить, что нарисовано на картинке, вы на неё посмотрели, значит, работало ваше восприятие, вы сосредотачивали внимание, чтобы увить все детали картины, работало также и мышление, так как вы старались запомнить, что где расположено и какого это цвета размера или формы. Следовательно, развиваются сразу все функции, хотя это упражнение в первую очередь на тренировку памяти.
2.Возьмем игру на внимание. Вам необходимо найти одинаковые предметы. Какие психические функции у вас при этом работают?
Вывод: Вы наверное заметили, что работало восприятие, мышление, так как мы сравнивали предметы между собой, а также память, потом чтобы исключить не нужные предмет мы на него смотрим и запоминаем, а потом ищем.
Следовательно, мы развиваемся всесторонне, и все эти процессы взаимосвязаны между собой. Но бывает, что какие-то процессы работают значительно лучше других. Бывает так, что у ребенка отличная память, но страдает логическое мышление или внимание. Но если страдает память, мы не можем сказать, что у ребенка хорошее логическое мышление, так как прежде чем провести какой-то анализ, у нас должен быть запас знаний. В игре «Четвертый лишний» ребенок должен исключить неподходящий предмет. Значит, его память должна хранить какую-то классификацию, чтобы он смог отграничить одни предметы или картинки от других, то есть, это дикие животные, а это домашнее.
Развитие памяти начинается с первых дней жизни малыша. Если считать простейшие условные рефлексы элементарными формами памяти, то мы наблюдаем их у младенца уже в возрасте двух недель. Есть сведения, что новорожденный узнает людей по запаху — с первого дня жизни и по голосу — в первые, несколько дней. А к концу первой недели способен различать тех, кто за ним ухаживает, даже по внешнему виду. Что это значит? Такой кроха удерживает в памяти определенную значимую для него информацию и в нужный момент «извлекает» ее оттуда. Но при этом младенец не помнит людей, если их нет рядом. Он не будет «скучать», если вы уйдете из комнаты. То есть единственная реальность для него — это то, что он воспринимает в данный момент.
Как играет малыш, пока ему не исполнилось пяти месяцев? Он с удовольствием манипулирует каким-нибудь предметом. Но если уронит этот предмет и потеряет его из виду, то тут же забудет о нем и не станет искать «потерю». Так же быстро он может переходить от одного занятия к другому.
В полгода ребенок начинает понимать, что люди и предметы существуют, даже если он их не видит.
Ребенок начинает постепенно понимать, что вы ему говорите, запоминает название предметов и людей, где они находятся, мы просим малыша показать, где мама или папа, где у него глазки или носик. Так постепенно развивается память ребенка.
Как улучшить память?
Существует три «закона» памяти.
Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо:
1. Сосредоточиться;
2. Внимательно наблюдать. Прежде всего, получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы ведущие от уха к мозгу.
Второй «закон» памяти - повторение
Третий «закон» памяти – ассоциация: хочешь запомнить факт – нужно ассоциировать его с каким-либо другим.
Развивающие игры.
Как я уже сказала, во время игр не развивается только одна функция. Поэтому дома я предлагаю вам поиграть в такие игры:
«Запомни картинку» Ребенку предлагается любая картинка из книжки, которая имеется дома, он должен запомнить её, время запоминания 30 – 40 секунд, а затем вы убираете картинку, а ребенок должен вспомнить, что на ней нарисовано. Для лучшего припоминания можно задавать наводящие вопросы. Кто нарисован на картинке? Какого цвета его …? Что находилось справа от …? То есть любые вопросы помогающие вспомнить сюжет картины. Через какое-то время ребенку можно напомнить, а помнишь, мы с тобой смотрели картинку, что там было нарисовано, ты не поможешь мне вспомнить. Так ребенок втягивается в игру.
«Рисуем вместе» Очень интересна игра для всей семьи. Необходимо взять лист бумаги и рисовать на нем по очереди, но так чтобы остальные не видели, что каждый из вас рисует. Затем рисунок показывается и надо назвать, что изменилось. Педагог проводит игру вместе с родителями. Сначала было легко запомнить, что изменилось в картинке, но чем больше деталей в ней становилось, тем труднее определить разницу.
Всей семьей можно поиграть в игру «Продолжи предложение». Первый играющий говорит предложение такое, чтобы его можно было дополнять словами перечислениями. НАПРИМЕР: Я увидела лису. Следующий должен повторить это предложение и добавить к нему еще одно слово. Я увидела лису, медведя. Третий, повторяя предложение, добавляет еще одно слово. Я увидела лису, медведя, волка. И так далее. Игра проводится по кругу и продолжается до тех пор, пока игроки не начнут ошибаться. Кто не смог повторить, тот выходит из игры, пока не останется один победитель.
«Мышка шалунишка». В игре принимают участие 3 человека и больше. Двое садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущения и память. Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д.После игры ребенку предлагается вспомнить, что делала мышка под определенные звуки, куда она забиралась, нужно также поговорить о его ощущениях, что ему понравилось, когда было приятно, а когда нет. Это поможет лучшему осознанию ребенком его чувств и переживаний.
«Волшебные фигурки». Дети и взрослые встают друг за другом, по кругу. Первый играющий рисует второму на спине пальцем любую геометрическую фигуру, второй рисует эту же фигуру следующему игроку и так далее, пока последний не нарисует фигуру первому игроку. Потом игроки по очереди говорят, кому что нарисовали. Если произошла ошибка, выясняют, кто был не внимательным. Рисуют ему на спине туже самую фигуру, чтобы он мог почувствовать её. Рисовать можно и просто друг другу что-то на спине, а тот которому нарисовали должен отгадать, что было нарисовано.
«Чудесный мешочек». Играющий должны ощупать предмет лежащий в мешке, не глядя на него, и описать предмет, не называя его, а остальные отгадать, что это за предмет. Ребенку нравится когда взрослые ошибаются, но это не должно быть часто, так как ребенок не поверит вам, а следовательно может отказаться от игры
«Сложи картинку». Ребенку даётся одна целая картинка, а другая разрезанная на несколько частей (в зависимости от навыка ребенка). Необходимо по образцу собрать разрезанную картинку. Для этой игры можно использовать любые картинки находящиеся у вас дома, открытка, картинки из журналов. Если ребенок имеет навык в складывании картинок, то образец можно не давать. Картинки можно разрезать не только по вертикали и горизонтали, а также по диагонали, и хаотично. Но следует помнить, что усложнение дается постепенно. Если ребенок научился собирать картинку из 2-х частей, разрежьте её на три, затем на 4, 6 частей и так далее.
«Почини ковер» Возьмите любую цветную картинку и вырежьте ножом из неё аккуратно любые геометрические фигуры, такие же фигурки вырежьте из другой картинки. Ребенку необходимо починить коврик, то есть закрыть в нем дырки, чтобы коврик стал целым. Вы говорите ребенку, что на красивом ковре оказались дырки. Возле коврика расположено несколько заплаток, из них надо выбрать только те которые помогут закрыть дырки.
«Подбери и сравни». Вырежьте из бумаги геометрические фигуры разного размера, или полоски разной ширины и длинны. Можно нарисовать геометрические фигуры на карточке. Ребенку предлагается от 3 до 6 карточек или вырезанных фигур, с разной величиной, которые он должен разложить в порядке возрастания или убывания. Ребенок учится сравнивать предметы по длине, ширине и величине.
И это только малая часть игр, в которые можно играть дома.
В заключении хочется сказать, не жалейте время на игры с детьми. Ведь игры помогают ребятам развиваться, а значит это не пустая трата времени. И не научится со временем ребенок этому самостоятельно, его надо развивать, особенно если у него идут нарушения в развитии, и чем раньше мы начнем его обучать играя, тем лучше он будет учиться в школе.
Спасибо!
Приложение 2.
Описание содержания дидактических игр
на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры первого этапа:
1. « Кому что нужно для работы»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда необходимых каждой из них.
Игровое правило: За определенное время правильно разобрать картинки или предметы по темам.
Игровые действия: Поиск, складывание картинок или предметов по темам.
Ход игры: В садик пришла посылка с картинками или новыми игрушками для игр детей. Открыв посылку, дети определяют, что это предметы необходимые для работы людям разных профессий. Но в дороге все они перепутались и необходимо, разобрать предметы по соответствующим профессиям.
Количество профессий и орудий труда может быть разным. ( 8 – 10).
2. « Создай образ»
Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических фигур и изображении этих фигур с помощью жестов и поз.
Игровое правило: Изображать геометрические фигуры с помощью только жестов и поз.
Игровые действия: Запоминать геометрические фигуры, изображать их с помощью жестов и поз.
Игровой материал: В группе развешены картины или расставлены игрушки изображающие диких животных.
Ход игры: Предложить детям отправится в заповедник, понаблюдать за дикими животными. Громко разговаривать там нельзя, животные могут испугаться.
Для передачи информации детям предлагается запомнить условные слова, зашифрованные в геометрические фигуры. В процессе запоминания дети должны изображать позой, жестом каждый из предметов (геометрические фигуры расположены в ряд, от 8 до 10фигур).
Как « стирающий» фактор можно использовать прослушивание аудиозаписи с голосами леса.
Гуляя по заповеднику, дети делятся впечатлениями с помощью зашифрованных слов – фигур, изображая их позами и жестами.
2 вариант: в горах, когда находишься в зоне видимости, но не слышишь товарища; то же отделочники на высотном здании.
Дидактические игры второго этапа:
1. « Не забудь картинку»
Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических фигур, расположенных, на каждой картинке по разному; находить по памяти парную картинку или собирать узор по памяти.
Игровые правила: Находить в окружающей обстановке «номер» (набор геометрических фигур) гаража, такой же, как у машины, уметь доказать их сходство.
Игровое действие: Поиск знакомых «номеров».
Ход игры: Заранее подготавливают несколько парных карточек (номеров) для машин и гаражей.
Воспитатель объясняет детям, что они будут играть в подвижную игру « Автомобили».
Но сегодня каждый автомобиль получит свой номер ( карточка на веревочке, одевается нашею). Нужно его хорошо запомнить, для того чтобы после игры поставить машину в свой гараж, с таким же номером.
-- Сегодня дождливая погода, дороги очень грязные. Грязь так и летит из под колес на номер.
Во время игры номера переворачиваются (забрызгиваются грязью). Детям предлагается найти свой гараж, с тем же номером как у машины.
-- Номер невидно его « спрятала» грязь. Постарайтесь вспомнить свой номер машины и вы найдете свой гараж.
2 вариант : Сильный ветер перепутал цифры (геометрические фигуры) на номере гаража, нужно его восстановить.
2. « Нарисуй правильно схему»
Дидактическая задача: Упражнять в умении удерживать в памяти рисунки и их образы, воспроизводить их по необходимости в ходе игры.
Игровые правила: Запоминать необходимые схемы, правильно их воспроизводить.
Игровые действия: Запоминание, воспроизведение, преодоление препятствий.
Игровой материал: Карточка№1 с изображением картинок и схем, карточка№2 с изображением только картинок, кубы – модули или любое физоборудование, для полосы препятствий, наушники.
Ход игры: Детям предлагают поиграть в разведчиков. Разбившись на группы по два человека – распределяют роли (радист, связной). Все группы, перед выполнением задания, знакомят с шифровальной таблицей (карточка с изображением картинок и схем).
Радисты уходят ждать связных в условленное место (конец полосы препятствий). Связные получают «информацию» (карточка№1 на которой обведены 7 – 10 изображений). С собой «информацию» нести нельзя, нужно запомнить.
Преодолев полосу препятствий связной зарисовывает запомненные схемы. Радисту необходимо расшифровать схемы (найти на карточке№2 соответствующие рисунки) и передать информацию в «Центр».
Играющие дети меняются ролями.
2 вариант: Внести соревновательный элемент – кто из пар быстрее и точнее передаст информацию.
3. « Поможем маме»
Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого из отдельных частей.
Игровое правило: Правильно собирать из частей целое.
Игровые действия: Поиск, складывание частей целого.
Игровой материал: Рамки – вкладыши Монтессори, из них собираются вазы.
Ход игры: Роль мамы может исполнять воспитатель или любой желающий ребенок.
Детям объясняют, что их маме нравятся красивые вазы. Их у нее много. Вазы рассматриваются. (вазы расставляются там, где есть опора напр. мольберт, полка). Затем детей отвлекает « стирающее» событие: приходит гость или начинается мультфильм. В это время кот – шалун роняет вазы. Мама огорчается. Детям предлагается порадовать маму, собрать и «склеить» вазы.
Как усложняющий момент можно предложить то, что при падении кусочки ваз перемешались.
4. « Кодовый замок»
Дидактическая задача: Упражнять в запоминании узора, в воспроизведении его по памяти.
Игровое правило: Входная дверь откроется в том случае, если правильно набран код замка.
Игровые действия: Запомнить узор, воспроизвести узор по памяти.
Ход игры: Проводится, как часть любой сюжетной игры, где в сюжете необходима дверь.
Напр. в сюжетной игре «Дом», перед уходом ребенка на прогулку (школу, магазин и т.п.) мама знакомит его с новым кодовым замком. Объясняет, что если забыть код дверь дома не откроется. С внутренней стороны двери висит схема кода (карточка с узором, состоящим из разноцветных кругов), с наружной – магнитная доска с набором разноцветных магнитов.
Возвращаясь с прогулки ребенку необходимо вспомнить и «набрать» правильный код замка.
Карточки с рисунком кода можно менять, так же увеличивать количество кружков.
Дидактические игры третьего этапа:
1. «Заколдованный мешочек»
Дидактическая задача: Упражнять детей в различении предметов на ощупь по форме, материалу.
Игровое правило: Не подглядывая в мешочек найти необходимый предмет.
Игровые действия: Поиск в мешочке определенного предмета.
Игровой материал: Мешочек с разнообразными мелкими игрушками и пластмассовыми фруктами (по возможности настоящие).
Ход игры: «Дед Мороз оставил (прислал) для малышей мешочек с игрушками. Эти игрушки нужно отдать в ясельную группу, когда туда придут новые детишки. Но это будет еще не скоро.
Баба Яга решила снова повредничать и подложила в мешок свежие фрукты (овощи). Фрукты от долгого хранения портятся, испортятся и игрушки. Мешочек она еще и заколдовала, если его открыть, то все исчезнет».
Детям предлагается осторожно, не заглядывая в мешочек, на ощупь достать все фрукты (овощи).
После того, как все фрукты будут извлечены и мешок расколдован, расспросить детей, какие, по их мнению, в мешочке лежат игрушки. После ответов сравнить их с содержимым мешочка.
2. « Гуляем по поселку»
Дидактическая задача: Закреплять знания о родном поселке, о расположении его основных строений.
Игровое правило: За определенное время правильно зарисовать или построить основную улицу поселка.
Игровые действия: Строительство основной улицы поселка.
Ход игры: Перед проведением игры с детьми проводится целевая прогулка по поселку. После прогулки дети совместно с воспитателем составляют план – схему улицы поселка, отмечают основные строения.
Схема вешается в групповой комнате. Несколько дней спустя схему, для проведения игры, дают в среднюю группу.
В группу приходят гости ( новые игрушки). Им все интересно посмотреть и садик, и все, что есть рядом с садиком.
На улице уже темно и ничего не видно. Схемы тоже нет. Детям предлагается построить улицу из строительного материала.
После окончания строительства дети вместе с игрушками «гуляют» по поселку и знакомят гостей с теми строениями, которые есть на главной улице.
2 вариант: схема детского сада, схема участка детского сада.
3. « Магазин»
Дидактическая задача: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.
Игровое правило: Мама покупает игрушку, если о ней хорошо рассказал ребенок, и она её узнает.
Игровые действия: Считалкой выбирают того, кому будут покупать игрушку; описание игрушки.
Ход игры: В магазин привезли новые игрушки. Детям мама сможет купить игрушку в том случае если ребенок хорошо, подробно его опишет (сам предмет не называется) и она сможет узнать ее в магазине.
Упражнения для развития памяти:
Запомни и повтори. Например, взрослый произносит несколько чисел и просит малыша повторить эти числа. Постепенно ряд чисел удлиняется. Это упражнение можно использовать для любых предметов, форм, цветов и т.д.
Что пропало? Это упражнение заставляет ребенка хорошенько сконцентрироваться. Разложите перед ребенком несколько игрушек или картинок, пусть он несколько минут посмотрит на них и запомнит. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из картинок. После этого ребенок должен определить, какой из предметов или картинок исчез.
Что изменилось. Это упражнение немного похоже на предыдущее. Разложите перед ребенком игрушки, пусть он посмотрим на них и запомнит, затем попросите его отвернуться, после чего поменяйте две игрушки местами. Малыш должен ответить на вопрос – что изменилось?
Покажи зверушку. Для младших деток эта игра принесет много радости. Предложите малышу вспомнить и показать: как крадется кошка, как птица машет крыльями, как ходит медведь, как прыгает воробей и т.д.
Цепочка действий. Упражнение, которое поможет ребенку максимально сконцентрироваться и при его выполнении он не будет скучать. Попросите выполнить определенный действия, точнее набор из нескольких действий: например, открой дверь, возьми в шкафу перчатки, принеси в спальню и положи на подушку.
Пересказ. Сочините небольшую историю, которая будет состоять всего лишь из 5-6 фраз, например: «Мальчик проснулся утром, умылся, оделся, и пошел в садик. В садике он играл с детками, занимался, ел и спал. Вечером его забрала мама и они пошли к папе на работу. Вечером все вместе они поехали в зоопарк. Там они видели обезьяну, жирафа, слона и крокодила». И попросите ребенка повторить вашу историю. Если ему будет трудно повторить все фразы с первого раза, расскажите эту историю еще 1-2 раза.
Читаем и спрашиваем. Дети любят, когда им читают вслух. Прочитайте абзац или страницу интересного рассказа или сказки, затем остановитесь и спросите малыша: «О чем мы прочитали?» Пусть он попробует пересказать то, что услышал своими словами. Первое время ребенку будет трудно, помогите ему, подбодрите. И не нужно заставлять его пересказывать каждую страницу – для него это будет утомительно и неинтересно. Время от времени устраивайте такие тренировки. Чтобы малышу была легче, вы можете ему помочь наводящими вопросами: кто прилетел к Малышу? Что он любит делать? Как зовут того мальчика с пропеллером? и т.д
Также для развития механической памяти нужно заучивать как можно больше стихотворений. Начать лучше с четверостиший, постепенно увеличивая объём запоминаемой информации. Вот несколько стихотворений:
Белка
Е. Александрова
Белка сушит сыроежки,
Лапкой с ветки рвет орешки.
Все запасы в кладовой
Пригодятся ей зимой.
Заяц
Е. Александрова
Мчится заяц от лисы,
Хвост дрожит, дрожат усы.
Встали сосны на пути,
От погони не уйти!
Нет спасения в бору…
Прыгнул к ежику в нору!
Считалочка
Раз у нашего Степана
Караулил кот сметану,
А когда настал обед,
Кот сидит –
Сметаны нет.
Помогите-ка Степану –
Поищите с ним сметану.
Картинка
Я взял любимый карандаш
И синим-синим сад стал наш.
Нарисовал я синий дом
И синий дождик за окном.
И тучку с синим синяком,
И солнце стало синим,
И небо, и леса,
И синей стала рыжая лиса.
Нарисовал еще дорожку,
И карандаш исчез в ладошке.
Исписался, затупился,
Весь в картинку превратился
И т.д..
Приложение 3.
Методики для развития памяти.
- Запоминание картинок и предметов (диагностика кратковременной памяти). Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе. Можно попросить его описать детали предметов. Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.
- Рисование по памяти (диагностика кратковременной памяти): ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.
- Срисовывание картинки (диагностика кратковременной памяти):
4. Составление картинки по памяти из кусочков (диагностика кратковременной памяти) . Для этого задания необходимы две одинаковые картинки. Одну из картинок показывают ребенку в течение 30 секунд для запоминания. Вторую картинку надо предварительно разрезать на несколько частей (чем сложнее картинка и больше количество частей, тем труднее задания). После этого образец убирают, и ребенок должен по памяти составить картинку из предложенных ему отдельных фрагментов.
- Исследование долговременной памяти. В этих заданиях также определяется запас знаний ребенка, его эрудиция.
- Исследование двигательной памяти: взрослый просит ребенка повторить за ним определенную последовательность движений, например, дотронуться левой рукой правого уха, улыбнуться, присесть и т.д. Или скопировать определенное положение пальцев.
- Диагностика ассоциативной памяти:
И так далее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.
В работе показаны определение памяти, виды памяти, особенности развития памяти у детей дошкольного возраста. Как развить память у детей 5-7 лет.. Представлены особенности работы по развитию памяти дет...
Консультация для родителей "Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста"
Материал содержит характеристики видов памяти, описание особенностей памяти детей 5-7 лет, различные игры и упражнения для развития запоминания....
Условия развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивани...
Мастер – класс «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц»
В мастер - классе описан опыт работы по использованию мнемотаблиц в развитии памяти у дтей дошкольного возраста....
Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста...
Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста
Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. В нем представлены игры, полезные для развития детской памяти....
Игры на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста
Главным помощником и ориентиром ребенка в окружающем мире является основа его психической жизни, основа сознания человека — память. Ребенок запоминает все, что его окружает, привлекает; дошкольное дет...